Патриотическое воспитание как основа морально-нравственного развития личности


Патриотическое воспитание как основа
морально-нравственного развития личности
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки
(Шевченко Т.Г.)
Донбасс – край неповторимой природы, незыблемых традиций, богатой событиями истории и сильных духом людей. Это край, где не принято «трубить» о патриотизме, а проявлять любовь к своей «малой родине» делами и поступками.
Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Выдающийся советский культуролог, пропагандист нравственности и духовности Дмитрий Сергеевич Лихачёв придерживался взгляда, что «любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и ее народу» [4]
В словаре нашего земляка «казака Луганского» В.И.Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, с. 24.]
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с.25]. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины [2, с.25].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения было и остаётся одной из важнейших и актуальных задач современной школы. Актуальность проблемы патриотического воспитания связана, в первую очередь, с процессами становления молодой Республики, новыми требованиями к системе образования и воспитания.
Патриотическое воспитание - ведущее направление государственной политики ЛНР. Правовая основа патриотического воспитания - Закон «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики», в котором цели патриотического воспитания определяются, как «формирование патриотических чувств и сознания граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности».
Патриотизм формируется в процессе обучения, воспитания и социализации школьников. Школа, благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности и является важнейшим инструментом в воспитании гражданина и патриота.
Цель данной работы – показать методы и приёмы, используемые в воспитательной работе ГБОУ ЛНР ССШ I-III ст. № 9 им. А. Стаханова по гражданско-патриотическому воспитанию.
Н.Ф. Бунаков отмечал, что в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться  на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей.
Школа, как социальный институт, в процессе обучения и воспитания призвана приобщать детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы.
Педагогический коллектив ССШ № 9 в качестве цели гражданско-патриотического воспитания выбрал формирование достойного гражданина и патриота Республики, честно, по велению сердца выполняющего свои обязанности, чувствующего неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу.
Патриотическое воспитание в ССШ № 9 является плановым, системным, постоянным, к его приоритетным направлениям относятся: политическое, социальное, нравственное и экономическое.
В процессе реализации политического направления каждый класс изучает символику ЛНР и оформляет уголок символики, знакомится с законами Республики, особое внимание уделяется изучению прав и обязанностей гражданина. Это направление обязательно предполагает изучение родного края и страны. В этом плане школа тесно взаимодействует с городским историко-художественным музеем, сотрудники которого организуют для учащихся тематические выставки: «Кадиевка с 1917 по 1950г.», «Подпольная организация «Ёлочка»», «Партизанские отряды, действовавшие на территории города во время оккупации», «Первые добровольцы», «Битва под Москвой и Ленинградом, Курская дуга», «Освободительное движение по Европе», «Казин – военный разведчик».
Учащиеся школы являются активными участниками кружков «Юный патриот» (руководители Базюк Е.С., Котыгина О.В.) и «Защитник Отечества» (руководитель Хлебовец В.И.), в основе деятельности которых лежит краеведческая работа. На занятиях учащиеся в первую очередь знакомятся с историей своей семьи, создают своё родословное дерево, выявляют семейные реликвии и изучают традиции. Воспитание любви к своей семье – одна из стратегических задач краеведческой работы.
«Вторым домом», как правило, для нас является школа, поэтому неотъемлемая часть краеведческой работы - знакомство с её историей, традициями, встречи с учителями-ветеранами, выпускниками школы.
В названиях улиц родного города живы имена героев, поэтому краеведы нашей школы ведут работу по сбору и изучению материалов о жизни и подвигах славных земляков (Бурбело Ф.М., Хруничев М.В., Михайличенко И.Х., Левченко И.Н., Филимонова О.). Изучать историю нашего края помогают и песни, вдохновлявшие народ в военное и мирное время. Учащиеся знакомятся с историей создания этих песен и с удовольствием поют на занятиях кружка «Шахтёрский край – Стаханов мой родной» под руководством Гончаровой Н.Н.
Учителя истории Дуванская И.В., Будюк Т.А., анализируя события прошлого, подводят учащихся к выводу, что история Отечества - это в значительной мере история борьбы, в которой наши земляки проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. К школьникам приходит осознание того, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и современники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
С целью формирования интереса к истории Отчества, подвигам его граждан, библиотекарь школы Неретина В.М. организует выставки книг на военно-патриотическую тему: «Вехи памяти и славы» (ко дню освобождения г. Стаханова от немецко-фашистских захватчиков), «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Время выбрало нас» (ко дню вывода Советских войск из Афганистана), «Литературная летопись войны», проводит беседы по прочитанным книгам и конкурсы: «Рыцарский турнир», «Аты-баты, вот такие мы солдаты», тематический час «Детское лицо войны», исторический экскурс в прошлое родного края «Моя земля – земля героев».
Достаточно внимания в школе уделяется социальному направлению гражданско-патриотического воспитания, в рамках которого проводятся мероприятия, способствующие укоренению патриотических чувств и осознанию своего гражданского долга. Реализуя курсы внеурочной деятельности «Стаханов – мой город родной» (1-2 классы), «Мой край - Луганщина» (3-4 классы), учитель Щерба Е.А. формирует идеал нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Флагманом в социализации личности является волонтёрское движение. При непосредственном и активном участии волонтёрского отряда «Выбор есть всегда» проходят встречи с ветеранами ВОВ П.Н. Рожковым и И.С. Кузиным, в ходе которых ветераны делятся воспоминаниями о своём военном и трудовом пути по восстановлению Донбасса. Доброй традицией остаётся поздравление ветеранов с Днём Победы, Днём защитников Отечества, Днём рождения.
Со школьных лет дети должны гордиться подвигами своих предков, сохранять память о них, передавать эту память своим потомкам. С этой целью школьники участвуют в акциях «Милосердие», «Помоги младшему другу», «Я знаю войну, я – против войны», «Наша Родина сильна»; в памятных днях, посвящённых Дню Победы с возложением цветов к Вечному огню, Дню защитников Отечества, Дню вывода войск из Афганистана. Традиционными стали встречи с сотрудниками МВД ЛНР, МЧС ЛНР, воинами-афганцами и, конечно, нынешними защитниками нашей Республики – военнослужащими 6-го отдельного казачьего полка имени атамана Матвея Платова Синявским Р., Москаленко В.
Ознакомлению учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения способствует нравственное направление. В его рамках члены кружка «С чего начинается Родина» (руководитель Пакула О.В.) принимают активное участие и проявляют свои таланты в конкурсах детской самодельной книги «Книжная страна», чтецов, инсценированной военной песни, поздравительных открыток «Ветераны! Наденьте ордена!»
Традиционными в процессе становления патриота являются уроки мужества: «В жизни всегда есть место подвигу», «Наша слава, наша боль», «Герои рядом с нами» «Мы – наследники Великой Победы», на которых посредством эмоционального воздействия классные руководители помогают учащимся осознать ценность человеческой жизни, прививают уважение и сострадание к окружающим. Воспитанию боевого духа способствуют и занятия спортом, участие в игре «Зарница», городской Спартакиаде школьников, в которых учащиеся нашей школы являются лидерами.
Итак, формирование патриотических качеств личности – это долгий, кропотливый, целенаправленный и специально организуемый процесс, который должен проходить в первую очередь в школе, а также за её стенами, в кругу семьи. В условиях становления Луганской Народной Республики особо остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку знания, эмоции и умения чувствовать и сопереживать, вложенные в умы и сердца учащихся сегодня, будут способствовать духовному возрождению общества, восстановлению величия страны, формированию чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Степень готовности учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, умение и желание сочетать общественные и личные интересы, поступки, совершённые во имя процветания Отечества, родного края и малой родины и показывают результативность работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе/ Агапова И., Давыдова М. – М., Айрис-пресс, 2002, – [25] с .
2. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы /Агапова И.А., Давыдова М А. – М.: ВАКО, 2006, – 368 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. т.3/ Даль В.И. – М., 1990, – [24] с .4. Лихачёв Д.С. Земля родная /Лихачёв Д.С. – М.: Просвещение, 1983, – [4] с.