Консультация для воспитателей на тему « Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»»










Консультация для воспитателей



« Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»»

















Подготовила воспитатель:
Васильева Татьяна Равильевна























Общение ребенка с книгой, начиная с раннего возраста и до тех пор, пока он не овладеет чтением, происходит с помощью взрослого посредника. «Тройственный союз» - ребенок – взрослый – книга – необходимое условие в приобщении малыша к чтению. На раннем этапе развития ребенка книгу для чтения выбирает взрослый, впоследствии это может делать сам дошкольник. Формирование круга детского чтения, выбор книги, участвующих в читательском развитии детей, зависит от наличия их в семейной библиотеке, от читательских пристрастий взрослого, от программы по которой работает дошкольное учреждение. Известный поэт, кандидат психологических наук В.Левин ранний период в приобщении малыша к чтению, считает одним из самых важных не только в процессе воспитания читателя, но и в психологическом становлении ребенка.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

совместное времяпровождение за чтением сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
после чтения слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни.


-1-


После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки.
А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом..
Если воспитатель намерен возрадить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он моет познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

при выборе взрослыми произведения для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка);
сказку следует читать не в паузах между занятиям, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время читайте регулярно и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он думает, как сам понимает слово или ситуацию;
если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребенка, по – видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (бабушки, дедушки) окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим родительским мнением;
если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?

Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев и родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев или помочь сделать кукол. Персонажей сказки можно связать, слепить из пластилина, нарисовать и т.д.


-2-
Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить» по себе образ персонажа, испытать чувство радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:

- обсуждение поступков героев;
- создание рисунков по мотивам сказки;
- активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке (почему герой поступил именно так);
– проигрывание эпизодов сказки.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой является традиции, обычаи, предания.

Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следственно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.





ЛИТЕРАТУРА:

«Педагогические советы» - актуальные темы, «Учитель» Волгоград 2010г