Нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность «Все мы родом из детства…»


Нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность «Все мы родом из детства…»
Неважно кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас забывших откуда мы родом. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытия Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни.
Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшуееся Зло.
Нравственное воспитание…
Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность.Сколько бы мы ни говорили о современном кризисе нравственности в нашем социуме, никогда не стоит забывать: общество – это совокупность личностей.Только личность (каждая) ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья, близкие люди – помочь ей в этом.
Основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплоченный коллектив.
Работа с детьми строится по пяти направлениям:
Нравственность Семья Здоровье Интеллект Досуг
Деятельность классного руководителя направлена на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщать их к национальным и общечеловеческим ценностям. Деятельность классного руководителя направлена на организацию сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности, на создание благоприятной атмосферы общения, нацеленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель». Деятельность классного руководителя направлена на развитие духовных и физических возможностей личности школьников, на формирование прочных основ их нравственного и здорового образа жизни. Деятельность классного рукводителя направлена на оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения: на развитие мыслительных способностей учащихся, на выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей.Деятельность классного руководителя направлена на создание условий для проявления уч-ся класса инициативы и самостоятельности, ответственности на развитие интереса уч-ся к внеурочной деятельности.
Чтобы определить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений, я предложила ребятам шестого класса написать сочинение на тему: «Чтомы ценим в людях».
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, способность к дружбе, любви, смелость.
Справедливость уч-ся понимают как честность (52%)
Щедрость: «не жадный» (44%)
Способность к дружбе они определяют как взаимопомощь (19%)
Доверие (13%) и честность (5%)
Хорошие взаимоотношения (40%)
Уважение, любовь и преданность друг к другу (17%)
Общие интересы, общий досуг (14%)
Общение (5%)
Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Восстановление духовного в сегодняшнем человеке – одна из самых трудных задач нравственного воспитания, которой я уделяю особое внимание в урочной и внеурочной деятельности.Цели уроков, посвященных нравственности:
Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся;
- поддерживать творческие стремления детей;
- создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
- создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.
Народная пословица гласит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность. Поэтому на занятиях факультатива на уроках нравственности я работаю с учащимися 5-6 классов. Это возраст, когда ребенку предстоит сложный период адаптации в средней общеобразовательной школе.
Главной задачей считают не наведение «порядка» в чужой душе, а стремление привить основные нравственные качества, которые помогут ребенку предодолеть трудности переходов на новую ступень образования. Первое, чему приучают детей, это серьезности отношения к своим словам и поступкам. Второе, готовлю детей к неприятию зла, соблазнов, способность сохранить мир в своем сердце, веру среди неверия, чистоту, доброту и милосердие.
Дети – будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от того, какими мы их воспитаем, какие морально - этические нормы жизни будут заложены в них. В ходе мониторинга дети с удовольствием делятся своими мыслями по заданным вопросам:
Что значит «быть милосердным»?
Осипов Миша, 5-й класс: «Быть милосердным, - значит проявлять внимание, заботу, доброту и любовь к тому, кто нуждается в помощи, помогать маме и бабушке. Быть сердечным – это значит делать добро от всего сердца».
Что означает «Быть добропорядочным»?
Кутукова Марина, 7-й класс: «По-моему, добропорядочный человек-добрый, отзывчивый, уравновешенный, спокойный. С ним можно делиться секретами. Я пожелала бы всем жителям города быть добрее, чтобы о нашем городе говорили, что в Шелехове живут добропорядочные люди».
На занятиях использую аудио- и видеозаписи, сообветсвующих тематик, провожу экскурсии в музей, встречи с интересными людьми, посещаем памятные места города. При подготовке к занятиям использую пособия, рекомендованные Министерством образования РФ: «Основы нравственности» Романа Янушкявичуса, «Историки», профессора Волгоградского университета Александра Васильевича Камкина, «Христоматия для внеклассного чтения» Николая Васильевича Маслова, журналы «Свечечка» и «Божий мир».
Работая в контакте с учителями-предметниками, учащимися и их родителями, надеюсь привить детям чувство ответственности за свои слова и поступки, за свой класс, за свою семью, за судьбу своей Родины.
Еще наши предки говорили, что мальчики – это настоящее нации, а девочки – ее будущее. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране, одним из направлений своей деятельности считают консультативный цикл бесед «Девочка, девушка, мать». Работа расчитана на индивидуальную и групповую работу с девушками.
Способен ли человек как личность сопротивляться обстоятельствам, изменять их, или человек сам постепенно, незаметно и необратимо меняется под их воздействием – эти вопросы поставлены в произведениях Юрия Трифонова, Юрия Доброского, Данила Гранина, Аркадия и Бориса Стругацких, Григория Горина и других. Эти писатели в своих произведениях искали опору в нравственных традициях, говоря о своих главных героях. Именно в старших классах, изучая произведения этих писателей, мы затрагиваем и бурно обсуждаем проблемы нравственности.
У ребят старших классов встает проблема выбора профессии, получения высшего и средне - специального образования, трудоустройства. В связи с этим, на встречи приглашаю специалистов социальной защиты из службы занятости населения, психолога.
Молодость – трудный период. В организме происходят серьезные изменения, возбуждена нервная система, меняется половая сфера, вызывая новые интересы, влечения, душевные переживания. В юности каждый человек впервые встречается с любовью – новым, не всегда понятным и объяснимым чувством.Находятся в становлении, развитии и формировании важнейшие жизненные вопросы. Правильные и гибкие взаимоотношения с юношами и с другими людьми вырабатываются, к великому сожалению, после того, как совершится немало ошибок.
Приглашаю к сотрудничеству медицинских работников, Совета ветеранов, чтобы девушки могли получить ответы на многочисленные вопросы, были готовы к трудностям в самостоятельной жизни. Речь ведем о функции семьи, о стереотипах женского и мужского поведения, о формировании супружеских отношений, о количестве детей в семье, о нравственной силе женщин и их роли в судьбе России.
Вот, что пишут старшеклассники:
Чуйко, 10-й класс: «Многие говорят о зависимости судьбы человека от общества, но стоит задуматься о том, что общество – это мы! Все зависит от нас – от молодого поколения».
Вершинин Андрей, 10-й класс: «Не обижайте и не расстраивайте своих родителей, если бы не они, то вы никогда бы не появились на свет. Любите свою Родину.»Аксенова Настя, 10-й класс: «Русские женщины – самые мудрые, сильные и смелые. Но мы, девушки, еще молоды, и нам свойственно ошибаться.»Эмоционально яркие, интеллектуально насыщенные открытые уроки нравственности в старших классах приближают учащихся к основному вопросу жизни: Кто я? Что я? Куда иду? Кем буду?
Помогают осмысленно пережить опыт сотрудничества с учителями, а не противостоять им.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие, социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время.
Василий Александрович Сухомлинский так сформулировал «закономерность» нравственного воспитания: «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. (14, с. 153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответсвующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с. 265).