Научная статья Методы контроля развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Методы контроля на уроках изобразительного искусства
Галсандоржиева Марина Чимитовна, учитель ИЗО первой категории,
МБОУ «Зуткулейская СОШ».
Аннотация.
В данной статье описана специфика использования методов контроля на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей обучающихся. Эти методы помогают получить информацию об эффективности обучения предмету, а именно создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы, но и позволяют учителю увидеть свои собственные удачи и промахи.
В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании в РФ» возникает острая необходимость в новых методах контроля к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет почти каждый обучающийся, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % обучающихся. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, возникает проблема, как нужно сделать работу по развитию художественно-творческих способностей более интересной и качественной. В своей работе я опираюсь на педагогический опыт известных личностей в педагогике. Известно, что развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической деятельностью с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. В психологии различают понятия общие и специальные способности. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных. Проблема диагностики и развития художественных способностей — одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу. Хотя природа художественного таланта интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля, до последнего времени сделано в этой области сравнительно мало. Исключение составляет лишь изучение музыкальных способностей.
По мнению западных ученых наследственность и среда приблизительно в равной степени влияют на способности. Указывалось, что важность окружения растет с возрастом.
Ф. Вернон перечисляет помехи окружения: плохое питание и болезни, ограниченность чувственного опыта в дошкольные годы и интеллектуального в школьные, подавление независимости и конструктивных игр, семейное неблагополучие и отсутствие обнадеживающих планов на будущее, недостатки обучения, языковые трудности и непривлекательность взрослых ролей в подростковом возрасте.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению по мнению Н.П. Сакулиной состоит из:
· восприятия и связанных с ним представлений. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчле ненно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);
· овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплек сом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных от ношений, положения в пространстве).
· овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Художественные способности – сложная многофункциональная организация художественного восприятия создание выразительного изображения. Действительно, они проявляются в форме задатков и интереса к рисованию. И в ходе изобразительной деятельности художественные способности проходят сложный путь развития. Известно, что складываются они из совокупности знаний, умений и специальной особенности творческого мышления. Путями развития художественных способностей являются:
развитие специфических особенностей творческого мышления;
повышение образного мышления через изучение и практическое рисование.
Методика обучения изобразительному искусству представляет собой определенную систему научно-обоснованных законов и правил. Вместе с тем, изобразительное искусство, как учебный предмет в рамках ФГОС должны:
развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
присутствовать целостность, образность, эмоциональность;
учитывать связь с жизнью.
Проводить занятия необходимо в диалогичной форме. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути для интеграции с другими учебными предметами. Решая данную задачу, необходимо помнить особенности развития детского изобразительного творчества. Большой интерес для нас имеет решение данной проблематики такими современными психологами, как Л.С. Выготский [2, с.46], В.И. Кириенко [4, с.56]. Они широко используют детское изобразительное творчество при изучении психологии ребенка, особенностей его мышления, воображения восприятия, развития и художественные способности. Основным критерием для этого является рисунок ребенка.
Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. В современных условиях задачи школы и учителя изобразительного искусства значительно усложняются.Учитель должен уметь разрабатывать контрольные мероприятия по курсу своего предмета, являющиеся важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Нелишне вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников». Таким образом, важно изучение методов контроля за развитием творческих способностей учащихся на уроках ИЗО. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения, является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках ИЗО. Так же хорошо поставленный контроль позволяет учителю увидеть свои собственные удачи и промахи.
Согласно выше сказанному, основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Здесь можно выделить следующие цели контроля:
Диагностирование и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой по изобразительному искусству;
Определение итоговых результатов обучения на разном уровне;
Воспитание учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу.
Соответственно, для получения информации эффективного развития творческих способностей применяются следующие методы контроля:
Диагностические задания: опросы, художественные работы;
Наблюдения за работой учеников
Практические задания: защита творческих работ и проектов, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, выставки;
Художественно- практические задания: викторины, кроссворды;
Теоретические вопросы, творческая деятельность учащихся
Самоконтроль и т.д.
Рассмотрим подробнее методы контроля. Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Среди целевых установок проверки, важным я считаю, проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. Много вопросов можно объединить в большую группу «Соответствия». Они могут принципиально отличаться друг от друга, но всегда основаны как на знаниях, так и на логическом мышлении. Чаще всего это соотношение картин, авторов, характеристик, направлений и пр. (Так же широко используются при изучении других школьных предметов, например иностранного языка.) Иногда обучающимся предлагается не двойное, а тройное соответствие, причем это задание может, как включать, так и не включать визуальный ряд. Интересно при этом использовать краткие характеристики картин или творчества художников. Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет выявить не очень успешных школьников высказывать собственные суждения.
Художественные работы, выставка и защита/ презентация работ позволяют детям сделать правильную самооценку творческой деятельности, а учителю оценить "продукт" и вовремя оказать необходимую помощь.
Все вышеперечисленные методы и приемы организации педагогической работы с детьми направлены на развитие творческих способностей, создание позиции сотрудничества с учеником в процессе собственного развития и обучения, некоторые из них отражены в методических разработках уроков. Перед учащимися всегда есть свобода выбора, т.е. уровень сложности, учащиеся могут выбрать на их собственное усмотрение, но всегда в приоритете оценивания стоят следующие критерии: аккуратность, качество, выполнение работы с желанием. Результатом деятельности могут служить результаты участия в оформлении учащимися школьных праздников; участие и призовые места различного уровня выставках, конкурсах; уровень качества знаний учащихся 95%, при 100% успешности.
Литература
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.
Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959.
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
http//www.prosv.ru
uchportal.ru/publ/23-1-0-2842
Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.