Презентация педагогического опыта Формирование учебной мотивации через проектную деятельность на уроках трудового обучения


Педагогический совет
Формирование школьной мотивации через проектную деятельность на уроках трудового обучения
Шестакова Светлана Владимировна
Учитель начальных классов
28.12.2015
Актуальность выбранной темы
Слайд 3
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека в большей степени зависят от мотивов.
Я решила разобраться в таких вопросах: Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Слайд 4
При составлении работы по данной теме самообразования я взяла за основу теории данных ученых.
«Особенности психологии умственно отсталого школьника « С.Я Рубинштейн
Теория развития личности аномального ребенка Л.С. Выготского
« Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Пахомова Нинель. Ю.
Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Учитывая психофизические особенности детей в школе 8 вида, я решила попробовать реализовать возможность применения метода творческих проектов на уроках по трудовому обучению, так как считаю, что это наиболее приемлемый вид работы с учащимися начальных классов. Его применение позволит мне достичь высоких результатов коррекционной работы, повысить мотивацию к учебно-познавательной и практической деятельности.В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать постепенно приучая, то я считаю, что положительных результатов можно добиться.Дети моего класса, в большинстве случаев, положительно относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т.д.
Слайд 5
Изучив литературу по данной теме, пришла к выводу, что используя метод проектов в обучении младших школьников, можно добиться повышения уровня учебной мотивации.
Цели и задачи6 слайд
Цели и задач, которых я хочу добиться при применении метода проектов вы видите на слайде.
Цели:
1. Повышение качества учебного и воспитательного процессов.
2. Обеспечение условий для развития личностной, познавательной и творческой сферы обучающихся.
Задачи:
1. Развитие творческого потенциала обучающихся.
2. Обеспечение условий для активизации познавательной деятельности обучающихся.
3. Повышение качества усвоения учебного материала через использование метода проектов.
7 слайд
При планировании уроков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида я опираюсь на разработанную систему принципов коррекционно-развивающего сопровождения по Елены Дмитриевны Худенко.
Коррекционно-развивающей направленности;
Принцип динамичности восприятия;
Принцип продуктивной обработки информации;
Мотивации к учению;
Связи с жизнью;
Научности и доступности;
8 слайд
Подходы при составлении заданий использую следующие:
Гуманистический
Индивидуальный, дифференцированный
Интегрированный
Коммуникативный
ДеятельностныйЗдоровьесберегающий9 слайд
Методы работы на уроке
Сочетание словесных, практических методов обучения
Использование наглядности, ТСО
Учет личного опыта учащихся
Интеграция учебных предметов
Соблюдение валеологических требований к уроку
Реализация межпредметных связей на уроках
10 слайд
В результате применения проектного обучения на уроках технологии хочу достичь:
Ожидаемые результаты
Повышение качества обучения;
Рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
11 слайд
Период работы и итоги

Работа над темой в 2014-2018гг.предполагает
Разработать цикл занятий с классом по теме самообразования
Создать банк проектов
Оформить портфолио проектов
Анализ работы по теме
12 слайд
Для анализа своей работы использую следующие методы:1. Наблюдение.
Цель которого, конкретизирую показателями мотивации учения.
В качестве таких показателей выступают :
Отрицательные мотивы
-избежание неприятностей (наказания, порицания)
Внешние мотивы
-общение с детьми, учителем и т.д.
-интересно на уроке.
Внутренние мотивы
-познавательный (хочу узнать больше).
2. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.
3. Анализ продуктов деятельности
13 слайд
Наши проекты
Краткосрочные с 3 классом
Учащиеся третьего класса, уже более самостоятельны при поиске информации, по этому выполнение краткосрочных проектов у них не вызывает труда.
Были реализованы следующие проекты:
Тюльпаны для мамы
Аппликация из окрашенных опилок
Роспись пасхальных яиц
14 слайд
Долгосрочный проект с 1 классом «Зимние фантазии»
Учащиеся первого класса ещё плохо умеют читать, поэтому поиск информации из литературы для них затруднён. Основные источники получения информации для них – это родители, телевидение, учитель, воспитатель. Поэтому в ходе работы над проектом, я проводила 2 классных часа, на которых они узнали почему елка символ нового года, когда начали праздновать Новый год в России, как зовут Дедов Морозов в разных странах, побывали в гостях у Деда Мороза в Великом Устюге. Такие проекты позволяют ученикам не потерять мотивацию и интереса к работе.
15 слайд
Мониторинг
Мониторинг 3 класс
16 слайд
Мониторинг мотивации 1 классОтрицательные мотивы
-избежание неприятностей (наказания, порицания)
Внешние мотивы
-общение с детьми, учителем и т.д.
-интересно на уроке.
Внутренние мотивы
-познавательный (хочу узнать больше).
17 – 18 слайд
Анализ продуктов деятельности в начале года и в середине.
Когда дети пришли в 1 класс, некоторые из них не умели держать ножницы в руках, не знали как работать с шаблонами, не знали что такое аппликация, не умели экономнно расходовать материалы для работы. А сейчас узнали: что такое шаблоны и что с ними нужно делать, как правильно вырезать фигуры, как располагать шаблоны на бумаге, познакомились с правилами по технике безопасности при работе с различными материалами.
19 слайд
В ходе своей работы пришла к выводу, что:При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумывать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.
Так как не все учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.
Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Необходимо совместно с учениками в обсуждении определять тему проекта, ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы.