Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста


Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста
Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Пение обладает огромным эмоциональным воздействием на детей, так как в нем сочетается слово и музыка.
Пение также следует рассматривать и как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников - возможность реализовать творческий потенциал музыкальной среды и развитие творчества у детей в музыкальной деятельности.
Но дети дошкольного возраста по природе своей чрезвычайно активны, длительное пребывание в неподвижности утомляет их, возможность движения под музыку, доступную их пониманию и по содержанию близкую их интересам, дает им необходимую разрядку и в тоже время доставляет большое удовольствие. И так как естественной деятельностью для детей этого возраста является игра, именно эта форма используется мною на занятиях как можно чаще. Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность, помогает улучшить восприятие, развивает фантазию и воображение, формирует личность ребенка, его нравственное поведение, волю и терпение. Поэтому на занятиях важно создавать различные игровые ситуации.
Формы музыкально-игровой деятельности многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого материала, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Рассмотрю некоторые общие моменты, свойственные этой деятельности.
Музыкальные игры, игры - забавы и игры-драматизации - являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.
Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток. Сочетая музыку с игровыми, шутливыми действиями, я создаю непринужденную обстановку для детей.
Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.
Различные ритмические попевки и проговаривания с одновременным прохлопыванием, притопыванием интересны для ребят, они стимулируют творческую активность и могут выполняться как вместе с педагогом, так и самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:
Барашеньки, крутороженьки,
По горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют, Ваню потешают.
строки 1-2 – притопывают, изображая барашков;
строки 5-6 – подражают игре на скрипочке.
Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы, они театрализованы. Перед началом я создаю радостную, приподнятую атмосферу, настраиваю на возможную сюрпризность, что активизирует детское исполнение. Инсценировки, игры-драматизации - наиболее распространенная форма музыкально-игровой деятельности. Основной момент – внимательное слушание музыки, активное и эмоциональное ее восприятие, анализ ее содержания и выразительных средств, и отражение их в движении, жестах, мимики. Органическое единство музыки и движения здесь необходимо и естественно. Движения раскрывают содержание музыки, соответствуют ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения.
Дети сами обыгрывают песни, разыгрывают действия сказок. Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших возрастов. Я помогаю ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют или двигаются. Поэтому подбор репертуара осуществляется с учетом возможности проявить себя творчески в движениях и инсценировках песен. Отобранный материал высокохудожественный, яркий и интересный, но в тоже время доступный для детского восприятия.
Инсценируя песню, дети осмысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя элементы ранее воспринятого, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, необходимо передавать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Перевоплощаясь в образы различных персонажей, дети вступают в контакты, действуют под музыку. Выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр обогащают детей нравственно. Помимо этого, нужно проявить и организаторские способности - уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам.
Разнообразные виды музыкально-игровой деятельности на занятиях, предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с обучающимися при их проведении.
Следует отметить, что музыкально-игровая деятельность носит не только творческий, познавательный и развлекательный характер, но и главным образом обучающий характер. Дети знакомятся с комплексом выразительных музыкальных средств, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки, в простой, интересной им игровой форме.
Во многих произведениях, используемых для музыкально-игровой деятельности, отчетливо выступают так называемые доминирующие средства, которые выполняют основную роль в создании музыкального образа, в то время как остальные элементы служат лишь определенным фоном. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, ребенок постепенно приобщается к музыкальной речи, в связи с чем целостное восприятие им музыки становится полноценнее, осознаннее и эмоциональнее.
Так, к примеру, инсценируя пьесы Н.А. Ветлугиной «Поезд» и «Волчок» обучающиеся знакомятся с выразительностью темповых оттенков. Усвоив соотношение темпов в разных произведениях, дети легко осознают такие понятия, как «ускорение», «замедление».
Важную функцию при знакомстве со средствами выразительности выполняет изображение, которое помогает проникнуться тем или иным эмоциональным настроем, выраженным в музыке, прочувствовать и осознать выразительное значение отдельных элементов музыки. Конечно, не все средства музыкальной выразительности могут быть в равной степени переданы в иллюстрациях, однако некоторые из них дают элементарное представление об особенностях музыкальной речи.
Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки. Они помогают создать радостную атмосферу, способствуют обогащению эмоционального мира детей, расширяя сферу их чувств и в тоже время развивают музыкальные и познавательные способности, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу и творческую выдумку.