Эссе по теме самообразования Развитие музыкальных способностей учащихся младших классов в процессе обучения хоровому пению (обобщение опыта), открытый урок


Эссе по теме самообразования
«Развитие музыкальных способностей учащихся младших классов в процессе обучения хоровому пению»
(Обобщение опыта)
На мой взгляд, мастерство учителя, педагога заключается в том, чтобы научить учиться: наставлять, но не тянуть за собой, побуждать, но не заставлять, открывать пути, давая возможность ребёнку самому увидеть перспективу, и быть готовым оказать помощь. Одним из наиболее доступных и эффективных путей развития личности является занятие в хоровом коллективе. Некоторые считают, что пение развивает лишь вокальные способности детей. Но если разобраться глубже, то обнаруживается, что развивающие возможности занятий в хоровом коллективе намного шире и носят комплексный характер. Занятия в хоровом коллективе способствуют социальному, культурному, эмоциональному и отчасти физическому развитию детей. Каждый ученик стремится к познанию и усвоению чего-то нового. Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого своя палитра эмоций и настроений. В основе моего педагогического кредо находится вера в ребёнка, понимание и принятие его удивительной души, его поступков и ожиданий, а также удовлетворение его потребности в любви и одобрении. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия преподавателя хорового пения мне нравится тем, что дает возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю свою школу самым надежным и интересным местом для обучения детей навыкам хорового пения, для формирования и развития их музыкальных способностей. Цель моей педагогической деятельности в первую очередь формирование духовной, высококультурной, нравственной личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию. В течение последних пяти лет я работаю над темой самообразования «Развитие музыкальных способностей учащихся младших классов в процессе обучения хоровому пению». Выбор темы не случаен, так как занятия хоровым пением активизируют память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие: музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки и музыкальная память. Другими словами, музыкальные способности – это способность воспринимать (слышать и слушать) музыку, исполнять музыку, воспроизводить её посредством своего голоса или инструмента, способность принять, запомнить законы и правила музыкальных знаний.
Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений. Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественное внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки, мы относим это к тембровому слуху.
Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку,чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки сопровождается непосредственно теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальная память – это психологический процесс, опосредующий накопление использования музыкального материала в различных видах музыкальной деятельности. Это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Необходимое условие музыкальной памяти – достаточное развитие музыкального слуха.
Формированию необходимых хоровых умений и навыков способствует решение следующих задач:
Образовательные:
- овладение вокально-хоровыми певческими навыками: чистого интонирования, певческого  дыхания, дикции, артикуляции, звукообразования, звуковедения;
- работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла;
- работа над исполнительской культурой учащихся;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств;
- слуховые навыки: умение держать строй, петь ансамблем; развитие метроритмического чувства;
- сочетать хоровые навыки со знаниями музыкальной грамоты и навыками сольфеджирования (сочетать пение по нотам и хоровым партитурам с пением по слуху, что способствует развитию осознанного исполнения музыкальных произведений и развитию памяти);
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры (формировать у участников хора высокий художественный вкус, потребность в исполнении лучших образцов классической, современной и народной музыки);
В основе построения моих занятий с детьми лежит принцип диагностики и развития музыкальных способностей в процессе обучения детей хоровому пению. Отбор детей в хоровой класс производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности. Во время прослушивания предлагаю спеть любую песенку, один куплет или припев. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребенок не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько детских «шлягеров» из репертуара детского сада. При выполнении данного задания проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой растет ребенок. Проверка ритмического чувства проводится в форме игры «Эхо». Ребенок простукивает карандашом или прохлопывает ритм вслед за педагогом. Необходимо отметить, что результаты прослушивания не могут быть окончательны, и, естественно, не всегда объективны. Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей. Исходя из итогов диагностики развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику. Музыкальное образование доступно всем, обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в хоровой класс мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям. Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом. Но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога. Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая – неумение ясно и точно представить мелодию; вторая – неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья – неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок), четвертая – перенос манеры «разговорного голоса» в пение. Для меня очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных способностей, а иногда и отдельной работы с ним. При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

Занятия по хоровому пению у учащихся младших классов состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование и развитие музыкальных способностей и вокальных навыков. Особое внимание при пении уделяю посадке. Для каждого ребенка предусмотрено свое место. К более сильному, хорошо интонирующему ребенку сажаю более слабого ребенка. На занятиях поют также не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс. Таким образом, более слабые дети слушают более сильных и подстраиваются к ним.
Певческая установка является одним из основных среди вокально-хоровых навыков. Певческая установка – правильное положение корпуса, обеспечивающее работу голосового аппарата. Правильная певческая установка вырабатывает верные вокальные навыки, организует весь творческий процесс, способствует естественному и верному положению дыхательного и звукообразующего аппарата. И поэтому, правильность певческой установки следует контролировать и постоянно напоминать о важности и необходимости придерживаться правил правильной певческой установки.
Работе над дыханием на уроке уделяю огромное внимание. Нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показываю на себе. Необходимо научить детей овладевать техникой дыхания – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Тренировать дыхание можно с помощью интересных упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. Для работы над дыханием использую на уроке упражнения «Паровозик» и «Торт со свечками». «Паровозик» - упражнение на активизацию вдоха и выдоха, движений диафрагмы. Упражнение заключается в следующем: делается два коротких вдоха через нос, одновременно выпячивается живот, после чего производятся два коротких выдоха через рот, живот втягивается. При этом имитируются звуки движения поезда. Упражнение приобретает характер игры. «Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше свечей. Главное назначение дыхательных упражнений – улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность, вырабатывать умение всегда дышать правильно. Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата. Как правило, упражнения занимают на уроке минимальное время от восьми до десяти минут. Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах: 1. Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе упражнений, что достигается разнообразием самих упражнений. 2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения). 3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха. 4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой. Хор, работающий над репертуаром «с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения. 5. Личный показ и объяснение педагога. 6. Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений. 7. Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса. 8. Постепенное и последовательное усложнение задачи. На уроках применяю различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки: материал, лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия), а также попевки, отдельные фразы из вокальных произведений (трудные места из произведений над которыми работает хор в данный момент). Во время исполнения упражнений надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание одновременно и активно: чтобы вместе начинали и заканчивали каждую фразу, распределяли дыхание на всю фразу. Иногда на начальном этапе обучения дети плохо интонируют даже простейшую мелодию. В этом случае можно «Нарисовать» звуковысотное движение мелодии рукой. При повторении ребенок будет это вспоминать, показывать, ассоциации закрепятся в его голове, впоследствии он обойдется без показа. За время работы преподавателем хора мною подобраны и используются в практике упражнения, позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей. Как правило, это два-три упражнения на одном занятии, но работать над ними надо тщательно. Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона. Работу над звукообразованием начинаю с формирования навыка правильного образования гласных звуков («а», «о», «у», «э», «и») и отдельных слогов в сочетании этих гласных с различными согласными звуками. Благодаря соединению гласных звуков с согласными обеспечивается наиболее активное звукообразование. При этом согласные произносятся легко и коротко. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата ведется при работе над дикцией. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. При работе над дикцией я использую такие приемы как: - выразительное чтение текста в процессе разучивания произведения; - коллективное чтение слов в ритме песни; - прочитать текст песни «по секрету» - шепотом, четко произнося слова. Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному). Выработке правильной дикции способствуют упражнения на сочетание глухих и звонких согласных: - Пчу!пчо! Пча! Пче! Пчи! - Чпу! Чпо! Чпа! Чпэ! Чпи! Чпы! - Кчу! Кчо! Кча! Кче! Кчи! - Чку! Чко! Чка! Чкэ! Чкы! Чки!
Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. Вот почему первейшая задача педагога – постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. В этом ему помогут самые простые народные песенки и детские игры. Дети учиться двигаться в такт песне, передавать ее ритмический рисунок хлопками, шагами и т.д.
Музыкальные игры являются важнейшим средством формирования и развития музыкальных способностей детей, поэтому на своих уроках я часто использую этот метод обучения.
«Угадай, кто я?» - игра для определения тембра голоса. Игра «Ладошки» способствует развитию чувства ритма. Игра «куда идет мелодия» для развития звуковысотного чувства по показателю – определение направления мелодии.
Развитию эмоциональности, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение «Паук и мухи».
На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука, в обморок упали!
В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки. Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью предлагаю детям упражнение «Испорченный телевизор», которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предлагаю детям представить, что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы и папы смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чем песня, понять слова.
Эффективным дополнением к формам работы можно считать магнитофонные записи: хоровые, групповые, индивидуальные. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.
В работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии. Иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи. Залог успеха: тише едешь, дальше будешь. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения. В процессе работы постепенно стараюсь добиваться: - пения естественным звуком без напряжения; - чистого интонирования в удобном диапазоне; - пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму, - слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, - слышать и оценивать правильное и неправильное пение, - эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, как в хоре, так и индивидуально, - чувствовать и соблюдать в пение метроритм.
Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять. Правильный выбор репертуара в сочетании с упражнениями для распевания, может по настоящему помочь развитию голоса ребенка. Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения. Все занятия хора должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Очень важно вызвать интерес к разучиваемой песне, воспитать у детей любовь к самому процессу совместного пения. Хоровой урок должен проходить стремительно и эмоционально.
Свою музыкальную деятельность с детьми строю на принципах развития творческого потенциала, чему способствуют: создание тёплой, дружеской, непринуждённой атмосферы с целью раскрепощения каждого ребёнка; активность и отсутствие неуверенности; реализация детских идей во время занятий; выстраивание работы так, чтобы музыкальная деятельность была привлекательной, игровой и творческой. Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Я исхожу из простой мысли: подавляющее большинство детей от природы имеют музыкальные способности. В обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия их природы. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходима плодородная почва (благодатная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. Очень важно с самого детства выявить в ребенке музыкальные способности и развивать их дальше. Учась в хоровом классе, ребята становятся участниками и победителями городских и областных конкурсов и фестивалей. Их достижения - частичка моего труда, моего таланта, моей души! Я люблю детей, очень радуюсь, когда у нас получается то, что задумано. Получаю удовольствие, когда вижу счастливые лица ребятишек, которые выступают перед родителями и сверстниками на праздниках, получают награды за победы в конкурсах.Результатом такой работы являются призовые места на городских конкурсах детских хоровых коллективов: 2014-2015 учебный год – 2 место 2015-2016 учебный год – 2 место. Важным событием в жизни коллектива являются концертные выступления. Надо видеть счастливые лица детей! Подведение творческих итогов, будь то, школьный концерт или выступление на сцене филармонии с симфоническим оркестром и камерным хором областной филармонии, для каждого ребёнка — это большой эмоциональный подъем и одновременно, большая ответственность.
Разработка открытого урока по хору.
Тема: Урок – путешествие «За кулисами музыкального театра»
Цель: Ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку. Развивать певческие навыки через ознакомление с таким видом искусства, как музыкальная сказка.
Задачи урока:
Образовательная:
Повторение и закрепление пройденного материала. Расширение музыкального кругозора.
Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, их музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки и умения. Формирование потребностей к творчеству, артистических способностей. Выявлять и развивать индивидуальные творческие способности.
Воспитательная: Воспитание музыкально-эстетического вкуса. Воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.
Оборудование: фортепиано, ноты, костюмы героев сказки, компьютер.
Ход урока.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня мы проведем не обычный урок, а урок – путешествие. Кто из вас любит путешествовать? Многие. Наше путешествие будет проходить за кулисами музыкального театра, где каждый из вас будет не просто наблюдателем и слушателем, а непосредственным участником репетиционного процесса и выступления. Мир театра загадочен и удивителен. Понять это царство может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремится к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть. Итак, начинаем. Отправляемся в путешествие, а хорошее настроение нам поможет преодолеть сложный, но такой интересный путь.
Представьте, что вы попали в музыкальный театр. Давайте вспомним, какие жанры музыкального театра вы знаете. Это опера, балет, мюзикл, музыкальная сказка. Дайте характеристику каждому жанру. - Опера – это музыкальный спектакль. Главный рассказчик в нем музыка. В опере герои не разговаривают, а поют. - Балет – спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. - Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Свободное носовое дыхание нормализует не только
Нам разрешили пройти за кулисы, что мы с удовольствием и сделали. Сегодня артисты театра репетируют «Сказку о глупом мышонке». Репетиционный процесс всегда начинается с распевания. И мы вместе с артистами театра будем распеваться. Начнем с дыхательной гимнастики. Свободное носовое дыхание нормализует работу не только органов дыхания, но и голосового и артикуляционного аппарата. Упражнение №1: «Назойливый комар» (продолжительный выдох). Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким, бесшумным вдохом через нос быстро развести руки в стороны, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами. Затем медленный выдох на звук «З» с одновременным движением рук навстречу друг другу. Желание поймать, не спугнуть «комара», замедляет движение рук, что сдерживает интенсивность выдоха. Образуется естественная опора дыхания. Упражнение №2. «Погашу свечу» (интенсивный прерывистый выдох). Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдыхать воздух «на свечу»: Фу! Фу! Фу!.. Ощущается движение мышц живота. Упражнение №3. Пение с закрытым ртом.  Данный вид пения хорошо разогревает голосовой аппарат и готовит к дальнейшей вокализации; продолжается работа над дыханием. Начиная петь с закрытым ртом (без гнусавости и зажатости) переходим на формирование гласных и их взаимовлияние. Добавляется работа над речью и произношением гласных звуков «и», «э», «а», «о», «у». Упражнение №4. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

Упражнение №5. В этом упражнении необходимо чередовать legato u staccato.

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Упражнение №6. Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Staccato должно быть достаточно активным, чтобы почувствовать движение диафрагмы.

Переходим к дикционным упражнениям. Все артисты должны иметь ясную, четкую дикцию. Упражнение №7. Чередование звонких и глухих согласных. – Чпу! Чпо! Чпа! Чпэ! Чпы! - Пчу! Пчо! Пча! Пче! Пчи! Упражнение №8. Пение скороговорок включает в себя работу над дыханием, унисоном, произношением и чередованием гласных и согласных звуков. «Чок – чок, каблучок. Чуки – чуки - чуки – чок» (на одном звуке). «Мы перебегали берега, перебегали берега» (чередование двух звуков в пределах одного тона).
Учитель: Сегодня мы будем репетировать «Сказку о глупом мышонке». Давайте определим, к какому жанру можно отнести эту сказку. Да, к жанру сказки – оперы. Написана сказка всем известным писателем С. Я. Маршаком. Что вы знаете о его творчестве? Ученик: - Творчество С.Я. Маршака многогранно: он и детский поэт, и автор лирических стихов для взрослых, переводчик, сатирик, критик, сказочник, драматург, пьесы которого идут во многих театрах. Работа для детского театра увлекала С.Я. Маршака всю жизнь. Написал такие произведения, как Умные вещи, Кошкин дом, Мельник, мальчик и осел, Сказка о глупом мышонке, Старушка, дверь закрой.
Учитель: - Ребята, музыку к сказке написала наша современница Ольга Александровна Геталова. Расскажите о ее творчестве.
Ученик: - Ольга Александровна Геталова - известный петербургский педагог, автор многих музыкальных пособий для детских музыкальных школ. Многие годы преподает в детской музыкальной школе искусств г. Гатчины. Зная возможности маленьких музыкантов, она пишет пьески полезные и удобные для исполнения. Написала музыкальные сказки: «Секреты Дилидона», «Сказка о глупом мышонке», «Веселый слоненок», «Летом в деревне».
Учитель: - Ребята, а теперь отгадайте загадку.
Во всех театрах всей страны работы разные важны.Но всё же, как тут ни крутись, а главный человек … Ученики: - Артист.
Учитель: - Молодцы! Это актеры, которые исполняют свои роли. Значит, еще одним главным моментом в работе над сказкой является распределение ролей. В сказке десять персонажей. (Распределение ролей среди учеников). И снова отгадываем загадку.  
- Я пою, мой голос чист, Я – один, и Я - …… Ученики: - Солист.
Учитель: - Правильно. Значит, роли персонажей сказки у нас будут исполнять солисты. А теперь отгадайте, кто еще принимает участие в сказке с помощью загадки.
- Складно, слаженно и дружно вместе петь, ребята, нужно. Песней полон коридор — так старается наш... Ученики: - Хор.
Учитель: - Какая роль в сказке отведена хору? Ученик: - Хор ведет повествование, рассказ. (Выбор участников хора).
Учитель: - Давайте с помощью следующей загадки узнаем еще одного участника, без которого не состоится ни одна музыкальная сказка.
 - Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! Тонкой палочкой взмахнет — хор на сцене запоет. Не волшебник, не жонглер. Кто же это?
Ученики: - Дирижер. Учитель: - Молодцы, ребята! Роль дирижера разрешите выполнить мне. Роль оркестра сегодня будет выполнять наш концертмейстер. Все участники музыкальной сказки готовы. Зрители ждут с нетерпением.
Итак, начинаем. История, которую мы вам сейчас расскажем, наверное, никогда не происходила на самом деле. Это сказка. Очень интересная, очень красивая. Хотя, говорят, в каждой сказке есть доля правды. Итак: Жил – был на свете маленький мышонок. А вот что с ним приключилось, вы узнаете, когда прослушаете эту замечательную сказку.
Ученики исполняют музыкальную «Сказку о глупом мышонке».
Учитель: - Молодцы! Сегодня мы побывали в волшебной стране, имя которой – музыкальный театр. Что вам понравилось? Что нового узнали? Ученики отвечают.
Учитель: - Ну что, ребята, наше путешествие подходит к концу. Чтобы стать актером нужно много учиться. Актер должен быть трудолюбивым, так как репетировать приходится каждый день. Актер должен уметь перевоплощаться в своего героя. А актер музыкального театра должен развивать музыкальную память, чтобы помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.