Выступление на мастер-классе по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности».


Мастер-класс
Слайд 1 По теме: «Развитие творческих способностей учащихся через нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности».
Слайд 2 - Здравствуйте! Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением на своем мастер – классе.
Меня зовут Степанова Е.А. Я учитель начальных классов СОШ №20.
Слайд 3 1.Психологический настрой «Все в твоих руках». Прием «Яркое пятно».
- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Слайд 4 Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Вот и в наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни. Мы в ответе за тех, кого учим.
2. Целеполагание.
- Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? И вот сейчас я постараюсь Вам раскрыть маленькие секреты своей работы.
Слайд 5 - Все предметы, которым мы обучаем школьников, формируют целостное представление о мире. Мы создаем условия для развития познавательных и творческих интересов учащихся младшего школьного возраста.
- Тема моего мастер-класс: « Развитие творческих способностей учащихся на основе использования нестандартных форм во время учебных и внеучебных занятий».
Слайд 6(2р) - Предлагаю всем забыть о проблемах и отправиться всем вместе в морское путешествие вот на этот загадочный остров. На спинках ваших стульев висит воротник моряка. Наденьте его и представьте себя на время моряками.
Слайд 7 - Итак, в путь! Команда в сборе, можно отправляться.
- Далеко в океане, приблизительно в 200 милях от берега, наш корабль терпит бедствие. Спасаясь с тонущего судна, вы успеваете перенести в шлюпку все предметы, перечисленные ниже в таблице.
Слайд 8 - Для этого возьмите приготовленные листы с таблицей и проранжируйте (расстановка приоритетов, выявление главного и второстепенного) предметы по их значимости. Но для начала послушайте важную информацию.
- Для того чтобы выжить в экстремальных условиях, прежде всего необходимы средства сигнализации. Днем этим средством служит зеркальце. Солнечный зайчик от него виден на расстоянии до 15 км, а ночью - пламя горящего мазута – до 5-6 км. Затем выбирают средства первой необходимости – вода, продукты, аптечка и т.д.
- Команда считается спасённой, если количество штрафных очков не превышает 40.
№ Наименование предмета Ранжирование
(дан эталон) Штрафные очки
1 Туалетное зеркальце 1  
2 Канистра с пресной водой 3  
3 Аварийный запас продуктов 4  
4 Канистра мазута 2  
5 Транзисторный приёмник 7  
6 Аптечка 5  
7 Рыболовные снасти 6  
Сумма штрафных очков  
Слайд 9 - Давайте сверим свой ответ с эталоном и найдите разницу. Эталонный ответ предложен известными мореплавателями.
- Количество штрафных очков не превышает 40, мы с вами спасены!
Слайд 10 3. Метод «Инфо–угадай-ка» или «Белые пятна»
Работа по группам.
- Волею судьбы мы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения и животные, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку – почти нереально. И пока в ближайшее время мы не можем вернуться к нормальной жизни в родные края. Сейчас наша задача - создать условия, в которых бы мы могли выжить. К этому надо отнестись серьезно. Ведь за такой срок люди иногда дичают, становятся раздражительными, возникают драки. Тут не место для легкомыслия - нам нужно чем-то питаться и нужно выжить.
Слайд 11 - А, как вы думаете, что для этого мы должны сделать? (должны освоить этот остров, организовать хозяйство).
- Для этого будем работать в группах.
- Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого.
1 группа исследует и назовет животный и растительный мир острова.
2 группа назовет ядовитые растения и опасных животных.
- Кто ваш лидер?
- Кто будет принимать решения?
- По каким принципам будет жить остров? (терпение, дружба и т.д.).
Это задание для 3 группы.
- Будут ли у вас праздники? Какие, когда?
Это задание для 4 группы.
Слайд 12 - Обдумайте в группах и подготовьте сообщение.
4 сектора:
Животный мир, растительный мир.
Ядовитые растения и опасные животные.
Социальная жизнь.
Праздники.
Проведение: постепенное вписывание!
Слайд 13 - Итак, проверим, что растет и кто обитает на этом острове.
- Так, какие опасности нас подстерегают?
- Какими качествами должен обладать вожак в нашем обществе?
- По каким принципам будем жить? (согласие, дружеские отношения, братство, единство, приятельство).
- Как будем отдыхать?
- Вы предложили одним из принципов нормы морали – дружба. Конечно, без дружбы невозможно построить взаимоотношения. И на нашем острове появилось дерево дружбы.
Слайд 14 4.ДЕРЕВО ДРУЖБЫ
- Когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат.
Слайд 15 5.Вхождение в тему.
1) Метод «Ассоциации».
- Кто может сказать, что такое дружба?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
- Давайте попробуем составить кластер. Для этого, возьмите листочки и напишите напротив каждой буквы, что значит для вас «дружба», но чтобы значение начиналось именно с той буквы, напротив которой вы пишете.
Слайд 16 Д - ДОБРОТА
Р - РАДОСТЬ
У - УСПЕХ
Ж - ЖЕЛАНИЕ
Б - БОЛЬ
А – АКТИВНОСТЬ
- Кто поделится своими мыслями? Отлично!
Слайд 17 2) Выяснение значение слова «друг».
- Дружбы не бывает без друзей. Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.
- Посмотрите на слайд, какими качествами должен обладать друг?
(высказывания)
Слайд 18 - Но, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами, прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей. – А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? (Который улыбается.)
Слайд 19. - Правильно, ведь дружба начинается с улыбки. 
3) Психологический тренинг.
- А вы можете просто так, по-доброму улыбаться? Сейчас проверим. Я хлопну в ладоши и скажу предложение. А вы повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Один за всех и все за одного.
- Я рада видеть ваши улыбки.
Слайд 20 4) Притча «Почему рельсы всегда рядом?»
- А, давай немного поразмышляем о дружбе. Послушайте притчу.
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половинку трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минутку отлучится, другому придется нести на себе весь трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом друг с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
- Как вы поняли смысл этой притчи?
- Для чего человеку дружба? (Дружба дает человеку ощущение единства, он понимает, что у него есть человек, который всегда его поддержит).
Слайд 21. 6. Релаксация.
- А теперь немного отдохнем. (Под тихую музыку). Закройте,  пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха  и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.
Слайд 22. 7. Выражение отношения к проблеме.
- Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня много говорили о дружбе. Давайте вспомним, что с нами произошло, путешествуя по океану? (попали на необитаемый остров)
- А, почему мы выжили? (п.ч. помогали друг другу, выручали; одним словом были ВМЕСТЕ)
Слайд 23. Прием «Синквейн».
- Давайте попробуем сочинить синквейн. Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Правила написания его на слайде. Тема нашего синквейна – друг, то, что мы понимаем под этим словом. Постарайтесь выразить в стихотворении ваши чувства к этой теме.
Слайд 24. - Кто прочитает свой синквейн?
Первый пример:
Друг.Верный, настоящий.Выручает, помогает, понимает.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Дружба.
Второй пример:
Друг.Хороший, близкий.Дружит, доверяет, уважает.Друг — это одна душа, живущая в двух телах.Доверие.
Третий пример:
Друг.Лицемерный, притворный.Лжет, льстит, предает.Лучше честный враг, чем лживый друг.Предательство.
- Молодцы, мы услышали ваше отношение к дружбе.
- Синквейн можно составить не только из слов-синонимов, но и из антонимов.
Слайд 25. 8. Рефлексия. «Все в твоих руках».
«Что ты делаешь?» - с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».
Слайд 26. - Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни-маяки. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так прозрачны и так труднодостижимы, как в педагогике.
- Сейчас вы принимали участие в нестандартном занятии. Как вы думаете: какие познавательные и творческие интересы учащихся младшего школьного возраста развивали?
Слайд 27. Метод пяти пальцев
- Для этого обведите свою левую руку. Каждый палец - это ваша позиция, по которой надо высказать мнение. Поставьте «+ Да» или «- Нет» на каждом пальце.
Большой палец - для меня все было важным и интересным.
Указательный - по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний - была комфортная атмосфера.
Безымянный – мне было трудно.
Мизинец - мне было понятно.
- Покажите, пожалуйста! Можете показать друг другу и гостям.
Слайд 28. - Вам понравилось путешествие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо!