Педагогический проект дня по дате народного календаря Макар-весноуказчик

Подготовил:

Заведующий
ГБДОУ детского сада № 76
Калининского района Санкт-Петербурга 
Николаева Светлана Руфимовна




Педагогический проект дня.

1 февраля. Макар-весноуказчик.

Интеграция образовательных областей социально-коммуникативного и речевого развития. Цель: Способствовать расширению у детей представлений о материальной и духовной культуре русского народа, “погружая” их в традиции народного календаря.
Приобщать детей к красоте и самобытности русского слова. Познакомить с пословицами и поговорками, обогащать их представление о мире, отношениях между людьми, дать толчок фантазии, творчеству.
Беседа с детьми.
Сегодня первый день февраля. А февраль последний зимний месяц. Погода в феврале в наших краях очень капризна и переменчива. То оттепель, то вьюги, то морозы. Про февраль есть поговорка : «Февраль бока греет, ноги студит». Как вы думаете почему так говорят? (Слушаем рассуждения детей). Делаем вывод: (Днем в феврале появляется солнышко. Солнце теплое, но снега еще много, земля холодная. Если подставить лицо солнышку, можно почувствовать его тепло, в безветренном месте даже через куртку или пальто можно почувствовать тепло от солнца, а вот стоять долго на снегу холодно ногам.)
В России зима длится долго. Дни зимой короткие, природа замерла. Нет цветов, которые радуют глаз, не слышно пение птиц, радующее слух. И люди по особым приметам гадают: как скоро наступит весна, какой она будет. И вот сегодняшний день, первый день февраля, называется в народном календаре Макарьев день- Весноуказчик. Какие слова слышаться в слове весноуказчик. Произнесите вслух это слово и прислушайтесь к его звучанию. ( Слышим слово весна и слово указчик. Что значит указчик. Варианты детей. ( Указчик тот , кто на что-либо указывает). Макарьев день назван по имени святого Макария, ставшего святым, потому, что будучи отшельником был очень требователен к себе, к своим поступкам, был смирен и кроток. Макарий почитался на Руси как целитель. Жил он давным - давно в Египте, но в России его до сих пор помнят и почитают , и вот сегодня вспоминают о нем.
В этот день крестьяне гадали какой будет весна, потому и Макарию дали прозвище Весноуказчик. Прозвище «Весноуказчик» Макарьев день получил за то, что по сегодняшней погоде на Руси определяли, какой будет весна. Коли на Макара была оттепель, то наши предки верили в наступление ранней весны. Они поговаривали: «На Макара капель- в весну раннюю верь». Тоже самое обещал и солнечный день. Мы с вами тоже сделаем в календаре наблюдений за погодой пометочку, какая была сегодня погода, а потом, когда наступит весна, проверим на сколько точны были приметы. Если в Макарьев день была метель, то метельная погода должна продержаться еще долго, вплоть до конца Масленицы. Какова погода на Макара, таким будет и весь февраль. Коли февраль морозный, то лето ладное да ведренное (сухое).
А еще про этот день говорили: « На Макария старому - ложка тепла, молодому – ложка забот». Давайте попробуем разобраться о чем говорит эта поговорка? Старому ложка тепла- пожилые, старые люди, после долгих зимних морозов выходили на улицу, посидеть на солнышке. Но солнце еще совсем не жаркое как весной, а тем более летом- вот и говорили- ложка тепла. А вот почему молодому- ложка забот? В феврале мало сельских работ- еще не сажают овощи, не полют грядки, не поливают, не заготавливают новый урожай. А самую трудную сельскую работу выполняют молодые мужчины и женщины, вот и говорят - ложка забот, значит мало дел.
Почитали Макария на Руси и на русский манер именем Макар называли мальчиков. Красивое имя, правда. У кого из вас есть знакомые или родные, названные этим именем? За именем Макар закрепился нарицательный смысл: так называют в народных поговорках человека, который беден, которому в жизни не везёт, с которым случаются всякие неприятности, но в то же время наделили его ловкостью и смекалкой. Вот какие поговорки придумали про Макара. Давайте в них разберемся.
Макару поклон, а Макар на семь сторон. (Слушаем рассуждения детей). Приходим к выводу. Простому человеку поклонятся (поблагодарят или поприветствуют) один раз, а он как беззащитный и возможно зависимый от кого-то и благодарит, кланяясь много раз, выражая свою благодарность.
В дому у Макара кошка, комар да мошка. О каком человеке так можно сказать, о богатом или бедном?(Слушаем рассуждения детей).
Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. ( Слушаем рассуждения детей). А в этой поговорке Макар выглядит очень ловким человеком, замечательным рыболовом. Он так ловко умеет ловить рыбу, что может выловить из пруда её всю и крупную и мелкую. И пройдет не один год, когда подрастет новая рыба и её можно будет наловить снова.
Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал. ( Слушаем рассуждения детей). Делаем вывод. Воевода- это командир на войне. Поговорка говорит о том, что простой человек может стать значимым, выйти в люди, прославиться.

Образовательная ситуация.
Рассматривание репродукции картины И.Э. Грабаря « Февральская лазурь».
Интеграция образовательных областей художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития. Цель: Обогащать жизненный и сенсорный опыт детей посредством , речевой и изобразительной видов деятельности.
- Формировать отношение к окружающему миру, обогащать чувства детей, их речь .
- Учить сравнивать, сопоставлять обобщать и делать выводы. -Формировать творческое воображение, которое дети используют в разных видах своей деятельности, совершенствовать моральные чувства.

Давайте еще раз вспомним как называется последний месяц зимы. Про февраль говорили: короток февраль, а не перескочишь. В феврале меньше всего дней, но тянется он долго, потому что зима уже надоела, а весна никак не наступит. А ждать да догонять – нет хуже. Но февраль один из самых красивых зимних месяцев. Снег в феврале чистый, солнце светит дольше, день прибавился. Русский художник Игорь Иммануилович Грабарь даже картину написал «Февральская лазурь». Лазурь это оттенок голубого цвета. Вспоминаем с детьми, что может быть голубым, лазуревым. Рассматриваем слайды или картинки: колокольчики, море, небо, драгоценный камень. Художник Грабарь гостил в Подмосковье у своего друга. Было это в феврале. Сам художник рассказывал, как вышел он прогуляться морозным солнечным утром. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней. Игорю Иммануиловичу так захотелось написать картину про это февральское утро. Дни в феврале не так долги, да и весь день не простоишь с мольбертом на улице работая над картиной. Пришлось Грабарю несколько целую неделю ходить к березкам и делать наброски. И все это время стояла хорошая солнечная погода, которая помогала художнику сохранять первое увиденное впечатление от пейзажа. Давайте и мы с вами взглянем на репродукцию этой картины и постараемся разглядев ее, рассказать о своем впечатлении от увиденного. Открываем репродукцию картины «Февральская лазурь». Рассмотрев репродукцию, слушаем детей. Далее воспитатель может задать вопросы:
- Какое время дня изображено на картине?
- Не показалось ли вам, что зима на картине близится к концу? ( На заднем плане виднеется березовый лес. Он изображен с желтизной, возможно это цвет набухающих почек. Стволы берез за зиму подгрызли зайцы. Небо голубое и безоблачное , солнце яркое.)
Можно ли сказать, что природа на солнце выглядит как бы украшенная самоцветами, дорогими камнями? Как нам об этом впечатлении рассказал Грабарь?( Обращаем внимание детей, что иней на деревьях переливается разным цветом, как переливаются драгоценные камни. И снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями).
Почему же картина названа « Февральская лазурь»? ( На картине изображено голубое, лазуревое небо, голубые тени на снегу от стволов берез. Именно голубой цвет неба и длинных теней на снегу говорит о скором конце зимы- а это и есть самая радующая глаз примета. Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц.).
Мы с вами поговорили о том , какие мысли у вас возникают при рассматривании « Февральской лазури», а вот послушайте, как об этом пейзаже говорил сам художник. Совпало ли его впечатление с вашим? «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно».
Мы с вами уже говорили о том, что схожие чувства одни люди могут передать красками- это художники, другие словами- это писатели и поэты. Я прочту вам стихотворение Сергея Есенина, а вы постарайтесь почувствовать, схоже ли оно с ощущениями художника Игоря Эммануиловича Грабаря в картине «Февральская лазурь».


БЕРЕЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Беседуем с детьми и подходим к выводу, что и поэт зимний наряд березы, сотканный из пушистого снега, сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Любуясь зимним деревом, Есенин тоже говорит, что оно в драгоценном наряде. Только береза у него немного печальная: «И стоит береза в сонной тишине». В тишине грустят, печалятся о чем-то. Наверное в этом стихотворении еще долго до весны.
На прогулке. Интеграция образовательных областей познавательное, речевое, физическое и социально-коммуникативное развитие.
Наблюдаем за небом. Какого оно цвета. Есть ли на небе тучи или облака. Наблюдаем за деревьями: ветви деревьев покрыты инеем, снегом или голые. Есть ли тени на снегу от стволов деревьев. Если светит солнце, то высоко или низко оно стоит на небе. Делаем предположения о том, какой погода будет в феврале.
Знакомим с пословицами: Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый. Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Игра « Зимний котел».
Игра эта сродни хоккею. Наши с вами прадедушки играли в нее загнутыми на концах палками и льдинками, сейчас же можно использовать клюшки и шайбу.
На прогулочной площадке нужно очертить круг диаметром около пяти метров, в его центре нужно нарисовать еще один круг около 80 сантиметров в диаметре. Это будет котел.
Водящего, или «сторожа» котла, выбирают считалкой. Он становится в котел, а остальные игроки окружают его с внешней стороны большого круга. Дети стараются так кинуть льдинку (или шайбу), чтобы она попала в котел. Правила игры разрешают перебрасывать льдинку другим игрокам. Водящий же старается ее отбить. Попавший в котел и становится следующим «сторожем».
Игра «Меткий стрелок»
Для этой игры нужно разделиться на две команды и выстроиться в шеренги. Один из игроков бежит к другой команде и ударяет по протянутым ладоням первого, второго и третьего участников, а потом бегом возвращается к своей команде. Третий из «ударенных» должен кинуть в него только что слепленным снежком, причем успеть надо до возвращения. Тот, в кого попали, становится членом «вражеской команды». Если же попасть в противника не удается, ситуация обратная.

Вторая половина дня.
Мы сегодня с вами говорили о том, что наступил последний месяц зимы. А первый его день звался в народном календаре Макар- весноуказчик. В этот день не только примечали по погоде какой будет весь месяц или лето, но и ходили в гости. В этот день в гости звали, приговаривая: «Макар к чаю зовет». А кого чаем поить не хотели, тому говорили: «У какого другого Макара чай - туда и ступай». Мы с вами сегодня говорили и о месяце феврале, о том как красива природа, как о ней рассказывают художники и поэты. А сейчас мы послушаем музыку Петра Ильича Чайковского, которая так и называется « Времена года. Февраль». У Чайковского «февраль» получился озорным и веселым, полным потех и народных забав, увенчанных звонким смехом детворы. Звучат русские народные инструменты, молодежь гуляет по улицам и поет песни, один музыкальный сюжет сменяется другим, легкоузнаваемым и связанным с названием темы. Ритмичная мелодия постоянно перебивается громкими аккордами и низкими нотами – это шумит и заливается смехом толпа, провожая зиму и празднуя скорый приход весны. Даже кажется, что и простак Макар тоже веселится там вместе со всеми. Слушаем музыку.
Далее. Исходя из желания и интересов детей им можно предложить нарисовать февральский пейзаж, зимнее дерево, либо из природного и бросового материала сконструировать зимний букет из веток дерева, украшенных «инеем», изготовленного из бумажных салфеток или раскрошенного пенопласта. Можно организовать театрализованную или сюжетно-ролевую игру « Русское чаепитие в Макарьев день».посмотреть диафильм « Проказы старухи Зимы»
Заголовок 215