Педагогический проект дня по дате народного календаря Кузьма-Демьян -рукомесленники

Подготовила:

Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 76
Калининского района Санкт-Петербурга 
Николаева Марина Владимировна

Кузьма-Демьян -рукомесленники
Проект дня.
14 ноября Кузьма-Демьян -рукомесленники, курятники. Кузьминки. Кузьма и Демьян-покровители ремесел, главным образом кузнечного искусства и женского рукоделия. Кузьминки-курьи именины. В этот день, идя в гости, дарили живых кур. Девушки устраивали « ссыпчину»: полагалось каждой из дома принести что-нибудь съестное в сыром виде. Собрав продукты, все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша. На него приглашали парней.
Первая половина дня. Беседа с детьми: - Сегодня по народному календарю «Кузьминки». День получил свое название в честь праздника Космы и Дамиана и издавна отмечался на Руси. Простые люди имена этих святых переделали на русский лад и называли Кузьма и Демьян, поэтому и праздник получил название « Кузьминки». Бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан считаются покровителями ремесленников, особенно кузнецов и рукодельниц, лекарей. ( Воспитатель объясняет значение слова бессребреник, покровитель, ремесленник, лекарь).
- Деньги раньше делали из серебра. И в народе их так и называли-серебро. Говорили: « Я заплатил серебром», или: « Я заработал три серебряных». А бессребренник- это человек, у которого нет серебра, то есть, нет денег. А так как Кузьма и Демьян вылечив больного не брали с него денег за свои труды, то и прослыли бессребренниками. В слове покровитель слышится слово покров, похожее на прикрой, укрой, закрой. Покровитель- тот, кто заступается, помогает в чем-то, защищает.
А еще Кузьму и Демьяна называли «Кашниками», потому что из еды они употребляли только кашу. При жизни святые были врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, что даже дикие звери выходили к ним без страха, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал. Вечером на Кузьминки девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчиной», сваренной из разных круп. В слове ссыпчина слышится слово ссыпать. Девушки из своих домов приносили крупу: кто пшеницу, кто перловку, кто пшено, а ссыпали все в один котел-вот и получалась каша-ссыпка. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы. Воспитатель насыпанную на блюдечки крупу выставляет перед детьми и предлагает им определить их названия. Затем на прогулке крупу можно рассыпать по птичьим кормушкам.
НОД. Речевое развитие. Знакомство с трудом взрослых. Звучит народная песня « Во кузнице».
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями предметов, относящимся к разным ремеслам. Предлагает отгадать, каким ремесленникам они могут принадлежать.
Картинки: удочка, топор, клещи, наковальня, молот, прялка, гончарный круг с горшком, лопата, пила, веретено, ножницы, игла с ниткой. Дети дают ответы, строят свои догадки, объясняют свой выбор.
( удочка-рыбаку, топор и пила-плотнику, молот, клещи и наковальня-кузнецу,прялка, веретено-пряхе, гончарный круг с горшком-гончару, лопата-садовнику или землекопу, ножницы и иголка-портному).
Воспитатель оставляет только картинки с изображением кузнечных инструментов и предлагает послушать стихотворение и ответить, о ком пойдет речь.
М.Люфти "Кузнец"
Чтобы железо в огне накалилось, Горн раздувает он. Чтобы железо в огне размягчилось Сразу со всех сторон, Он на огне его держит и вертит, Знает, когда достать А как достанет, может, поверьте, Все, что хочешь, сковать: Плуг и мотыгу, клинок и лопату, Цепи, подкову, струну Может любую игрушку ребятам Сделать в минуту одну. Может отлить вам ворота литые, Ну и засов заодно... Иль откует вам решетки резные, Чтобы украсить окно.
- О человеке какой профессии шла речь в стихотворении? Какие вещи может сделать кузнец? Как вам кажется, легко ли было работать кузнецом?( Стоял сильный звон. От жары было трудно дышать. Кувалда и молот очень тяжелые, их трудно поднимать). Какие опасности во время работы могли подстерегать кузнеца?( можно обжечься расплавленным металлом, от звона ударов молотом по металлу можно оглохнуть). Для какого ремесленника кузнец ковал лопату? Для кого изготавливал струну? Подумайте, кто и для чего мог заказать кузнецу выковать цепь?( хозяин для дворовой собаки, чтобы опускать на цепи ведро в колодец, моряки на цепи поднимают и опускают якорь).
Далее дети вместе с воспитателем рассматривают кузнечные инструменты и рассуждают как и каким способом их применяли на деле. Наковальня – железная подставка, опора для ковки металла, тяжелый молот-кувалда для расплющивания металлических заготовок, разных размеров клещи с длинными ручками для удерживания горячего куска железа. (Клещами кузнец брал из горна раскаленный кусок железа, клал его на наковальню и бил по нему кувалдой. Для отделки использовались более тонкие инструменты – зубила, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, паяльники. Скажите, почему так говорят: «Без клещей кузнец что без рук»? «Кому до чего, а кузнецу до наковальни»? Мы с вами сегодня говорим о ремеслах. Когда на Руси давали людям фамилии, часто присваивали ее по профессии, по ремеслу, которым человек занимался. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Поэтому фамилия Кузнецов – одна из самых частых в России. Можете ли вы вспомнить фамилии, в которых слышится название ремесла? После ответов детей воспитатель предлагает поиграть в словесную игру. Воспитатель называет фамилию, а дети называют ремесленника. Садовников, Мельников, Поваров, Рыбаков, Огородников, Плотников, Столяров, Молочников, Токарев, Охотников.
- А теперь поступим наоборот, я буду называть профессию человека, а вы от неё образовывать его фамилию: портной, конюх, пастух, сапожник, дворник, скотник, лодочник, печник, певец.
- А сейчас усложним задание и снова попробуем отгадать какими ремесленниками были, получившие такие фамилии : Гончаров, Кашеваров, Красильников, Ямщиков, Решетников, Лекарев. ( Для того, чтобы игра была более интересна и понятна детям, воспитатель может проводить ее иллюстрируя соответствующими слайдами или картинками).
- Как объяснить пословицу: Кто что знает, тем и хлеб добывает ; Не просит ремесло хлеба, само кормит. (Дети анализируют пословицы. Делают самостоятельные выводы)
Во время активной паузы детям предлагается хороводная игра « Бояре, а мы к вам пришли»
- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли,
-Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
- Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?
- Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.
-Бояре, она глупая у нас, молодые , она глупая у нас.
- Бояре, а мы плёточкой ее, молодые, а мы плёточкой ее.
- Бояре, она плёточки страшится, молодые, она плёточки страшится.
- Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят, молодые, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к знахарю сведем, молодые, а мы к знахарю сведем.
- Бояре, она знахаря страшится, молодые, она знахаря страшится.
- Бояре отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда.

НОД художественно-эстетическое развитие. Лепка дымковской игрушки « Петушок».
- Праздник Кузьмы и Демьяна назывался еще и « Курьими именинами». Кузьма и Демьян слыли в народе покровителями домашней птицы-кур. В этот день иногда даже в гости ходили, захватив в подарок живую курицу. Кур в этот день кормили разными крупами досыта- справляли Курьи именины. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (или слайды) с изображением петуха и курицы. Далее дети вместе с воспитателем рассматривают петуха. Воспитатель обращает их внимание на отдельные части строения птицы, задает вопросы : -Зачем петуху гребень? Есть ли у петуха ноздри? Зачем петуху нужен острый загнутый клюв? (Через клюв пьет воду, им зацепляет зернышки, но и клюется им, защищая от чужаков своих куриц). Зачем петуху нужны сережки? ( Для красоты, хочет понравиться курицам). Перья на теле петуха разные по длине и окраске. Почему на голени перья у петуха короткие но пушистые? ( короткие не дают запутаться в траве, а пух согревает в холода). На хвосте перья длинные и гибкие - их называют косицами. Какая часть тела петуха на ваш взгляд самая красивая? На пальцах у петуха ногти. Такими ногтями удобно разгребать землю, листья. Зачем петуху шпоры? ( Шпорами петух колет и царапает противников в драке);
Мы с вами уже говорили сегодня о ремеслах. Как называется ремесленник, который работает с глиной? (Гончар).Что изготавливают гончары? ( глиняную посуду). А еще гончары изготавливают глиняные игрушки. Вот и недалеко от старинного города Вятка в слободе Дымка жили ремесленники, которые занимались промыслом изготовления глиняных игрушек ( показываем слайды с изображением дымковских баранов с золотыми рогами, индюшек, петухов, оленей и барыни). Каждую игрушку в ручную лепит, а потом расписывает мастер. Нет абсолютно одинаковых фигурок. (Далее рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов).Для лепки дымковских игрушек используется местная ярко-красная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тщательно перемешанная с мелким [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Потом изделия сушат. Иногда три дня, а иногда нужно и пятьдесят дней сушить. Затем обжигают в специальной печи. После остывания игрушки покрывают белой краской-белилами, а уж потом раскрашивают.
Раз уж сегодня Курьи именины, и день, Кузьмы и Демьяна- покровителей ремесел, то и мы с вами представим, что мы Вятские ремесленники из Дымковской слободы и будем лепить дымковского петушка. А через несколько дней, когда фигурки высохнут, мы их будем расписывать и вспоминать про Курьи именины. Далее идет занятие лепкой дымковского петушка из глины. По окончании занятия, рассматривая работы детей, воспитатель просит объяснить пословицу « Драчливый петух толстым не бывает».

Прогулка. На прогулке рассказываем детям, что в старину в этот день наблюдали если на деревьях еще остались листья, то это предвещает морозы следующей зимой. Детям предлагается провести наблюдения за деревьями. На каком дереве совсем нет листьев, на каком еще осталось несколько листов. Как называются эти деревья. Стоят ли ети деревья на открытом пространстве или закрыты от ветра. Расказываем детям о том как листья помогают дереву зимой защитить корни от мороза. Ставим эксперимент, выясняя где тепле над листьями или под листьями. Для этого уличный термометр кладем поверх кучи листьев. Измеряем температуру, после чего отмечаем ее на заготовке-трафарете термометра, а потом термометр на некоторое время подсовываем под листву и снова отмечаем на трафарете. Таким образом наглядно показываем, что в листве теплее чем снаружи. Иногда разницу температур можно определить возле большой кучи листьев простым прикосновением ладошки , чуть разворошив листву. Последний опавший лист принести в группу. Заложить в гербарий и сравнить с листьями, которые подобрали в сентябре и октябре. Дежурного просим зарисовать в дневнике наблюдения за природой осеннее дерево.
Подвижная игра « Петушиный бой» . Начертить круг примерно 2 метра в диаметре. Дети строятся двумя командами. Выбирают « Петухов» в каждой команде и отправляют их в круг. Каждый из них сгибает одну ногу, руки кладет за спину, и по сигналу воспитателя начинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из круга, стараясь не вставать на вторую ногу. Нельзя также снимать руки со спины. Проигравший переходит в стан противника. Игра продолжается до тех пор, пока все побывают в роли петухов. Побеждает команда, чей курятник больше.
Подвижная игра « Сапожник». В виде улитки мелом на асфальте начертить «домик сапожника». Водящий-сапожник встает в центре улитки-домика. Один из играющих по очереди звонит в дом к сапожнику. Когда сапожник разрешает к нему войти, игрок на одной ножке допрыгивает до сапожника по спиральной дорожке и обращается к нему : Сапожник, сапожник почини мне сапожки- болят мои ножки.
Сапожник имитирует ремонт обуви ( обводит ступню палочкой, снимает мерку, прибивает гвоздики).
Гость: Сапожник, сколько с меня?
Сапожник называет цену. Гость должен отвлечь сапожника: у вас сзади кошка. Осторожнее. Или : Ой, птичка полетела. Гость убегает, а сапожник догоняет гостя. Если гость не успел убежать-он становится сапожником.
Вторая половина дня.
Во второй половине дня вспоминаем с детьми какой сегодня праздник по народному календарю. Почему Кузьминки считаются праздником ремесленников? Проводим викторину « Ремесла и орудия труда».
1. К какому ремеслу относится это орудие труда?
На ямке, ямке сто ямок со приямком ( наперсток)
Сам железный, а хвост льняной ( иголка с ниткой)
Два конца. Два кольца, посредине гвоздик (ножницы)
Сам худ - голова с пуд. На работу вышел - каждый услышал. (Молоток)
Огородник Федот с длинным носом живет. Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)
Зубы имеют, а зубной боли не знают (Грабли)
У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. (Наперсток)
Нагнут меня ребятки, И дождь пойдет на грядки.
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
После подведения итогов викторины. Вспоминаем с детьми, что у сегодняшнего дня есть еще одно название «Курьи именины». Беседуем о домашних птицах. Вспоминаем какую пользу людям они приносят. Читаем русскую народную сказку « Петушок-золотой гребешок и меленка» в обработке А. Афанасьева.