Педагогический проект дня по дате народного календаря Карп Карполов.


Подготовила:

Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 76
Калининского района Санкт-Петербурга 
Николаева Мрина Владимировна
8 июня - Карп Карполов.

Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познание».
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.
Образовательная область «Социально-коммуникативная».
Цель: активизировать в речи слова: русская печь, печник, ухват, кочерга, , домовой, прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Образовательная область «Физическая культура».
Цель: развивать двигательную активность, закреплять правила недопустимости игр с огнем, безопасного поведения в обращении с печкой. Образовательная область «Развитие речи».
Цель: обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, воспитывать умение слушать художественное произведение, отвесать на вопросы, участвовать в диалоге, высказывать собственное мнение.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Рассматривать иллюстрации в книге, пробуждать желание заниматься рисованием, лепкой, конструированием.
Первая половина дня. На прогулке.
- Сегодняшний день в народе называется Карп-Карполов. Считалось, что в этот день нужно ловить рыбу, потому что рыбалка будет удачной. А еще именно в этот день в избу приглашали печника. Печник-это человек, который умеет класть печи, чинить их и ухаживать за ними.
В русском народе говорят « Готовь сани летом, а телегу зимой». Попробуйте объяснить эту поговорку.( Слушаем объяснение детей).
Для того, чтобы в нужный момент все было подготовлено, требуется об этом позаботится заранее. Вот и хозяева изб, для того, чтобы в зимние холода не оказаться с испорченной печью, приглашали летом в дом печника, который чистил дымоходы, проверял все ли в устройстве печи исправно. После работы мастера обязательно угощали караваем, а один кусочек клали за печку для домового, которого побеспокоили при ремонте. К печникам вообще старались относиться уважительно от их работы зависел уют в доме, особенно зимой. А мы с вами просто побеседуем о русской печи в честь сегодняшнего дня.
История русской печи насчитывает много - много лет. Русская печь дожила и до нашего времени. Может кто-то из вас находясь в деревне видел такую печь. Расскажите .
Любители старины и уюта и сейчас не прочь иметь такую печь и в загородных домах и дачах. Русская печь в каком-то смысле стала символом Руси, олицетворением русского духа. Вспомните, что называют символом? (слушаем детей).
Символами страны могут быть знаменитые люди, в России это космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Сергеевич Пушкин, птицы- орел, соловей, животное- медведь, цветок-василек,ромашка, а вот предметы обихода, домашней утвари, самовар и конечно русская печь. Строение русской печи не сложное, но очень удобное в использовании, в чем с ней не могут сравнится никакие другие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].( Рассматриваем картинки или слайды с изображением русской печи).
Использование русской печи многообразно. Подумайте, для чего в доме нужна была печь. ( слушаем варианты детских мнений). Прежде всего печку использовали для приготовления пищи и выпечки хлеба. А пока печка топилась, нагревались камни из которой она была сложена. Камни очень долго сохраняли тепло . В избе от нагретой печи становилось тепло. Печное тепло сохранялось очень долго. Помимо отопления раньше печь использовали и для освещения. Электричества в стародавние времена не было. И вечером в доме становилось темно, а отсвет печного огня освещал часть избы. На печной лежанке спали как на кровати. На печь забирались отогреться после долгого прибывания на морозе. В холодные дни дети играли на печи. Известное всем выражение "погреть косточки на печи" говорит о лечебных свойствах разогретой печи. Мало того, грелись и в самом горниле печи, залезая в неё целиком! Во многих местах России русскую печь использовали и вместо бани - залезали прямо в горнило , там и парились и мылись! Оставленная в печи еда не остывала и печь служила еще и как термос для сохранения пищи горячей очень долгое время. Вообще весь быт семьи строился вокруг печи, печь и в самом деле всегда ставилась по центру дома. Навряд ли найдется еще один народ кроме русского у которого так много связано с печью, Вспомните. В каких русских сказках присутствует печь. ( слушаем варианты детей) .
В сказке « По щучьему велению» Емеля, разъезжал на печке. В сказке- былине Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. В сказке « Гуси-лебеди» печка разговаривает с девочкой : « Съешь моего ржаного пирожка. Скажу, куда гуси -лебеди с братцем полетели».Баба-Яга всё пыталась поджарить кого-нибудь, сажая на лопату для того, чтобы в печь засунуть.
И так , давайте перечислим функции русской печи. ( слушаем детей).
Обогрев жилища, приготовление пищи, выпечка хлеба, сохранение горячей пищи как в термосе, на горячей печи «лечили косточки», на печи спали, в холодные дни -это место для сохранения детей от простуды, сушили одежду, травы, грибы, ягоды, в печи мылись, освещала часть дома.
А вот есть такая поговорка:«На печи все красное лето!». Объясните, почему так говорят?
- В народе говорили « Печь нам мать родная».Про печку складывали загадки, например, есть такая очень-очень старая: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится ( раскручинится, значит затоскует), и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатитися, а из очей искры сыплются».
Немного подумав, мы можем догадаться , что «теплое царство» - это крестьянская изба, в которой стоит русская печь – «пещера каменная», в которой прячется огонь – «лютый змий».В старину, не было зажигалок и спичек, добывать огонь было очень нелегко. Хозяйки чтобы лишний раз не мучится и не разжигать огонь, его просто не гасили, а прятали угольки внутри печки, в особом углублении, называемом «горнушкой». Их присыпали золой и оставляли на следующий день, когда становилось в избе холодно (« и как бывает в том царстве стужа») клали на них мелкие щепочки и раздували новый огонь, или будили «змия», как в загадке. Хочу вам напомнить, что дети ни когда не должны брать в руки спички и зажигалки. От неумелого или неосторожного использования этих предметов может случится пожар. Если вам доведется находится около печи или камина в своем доме, на даче или в гостях, помните, что дети не должны сами кочергой мешать угли, близко приближаться к огню, самостоятельно подбрасывать что-либо в огонь. Все это может привести к пожару или можно получить ожог. Если слишком близко приблизится к огню, может загореться одежда. Волосы. Огонь очень опасен. Мы с вами сейчас попробуем разобраться в старинных загадках про печь и про то, что с ней связано. ( отгадываем и разбираем загадки)
Белая старуха на одном месте сидит. (печь)
Гнётся, вьётся, а на землю не идёт. (дым)
Дрожит свинка- золотая щетинка (огонь)
Шуба в избе, рукав на улице ( печь и труба)
Без рук, без ног- к небу ползёт ( дым)
Кривы, корявы, залегли, как павы, а как стали горячи, облизали кирпичи.( угли в печи)
Чёрная гагара по полю скакала, золото собирала ( кочерга)
Что из угла в угол не переставишь? ( печь)
Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват ( печь, огонь, дым, кочерга).
Черный конь бежит в огонь.(кочерга).
Поскольку летом совместная деятельность воспитателя и детей в большей части организована на улице, детям предлагается после беседы о русской печи из песка, камешков, дощечек и глины в песочнице смастерить макет русской печи. Далее в песочнице можно продолжить игру и предложить дополнить макет постройками убранства избы: стол, лавки, полати, сундуки.
Подвижная игра. «Козёл и ребята.»

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)
Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!
Я в лес ходил.
Я дрова рубил.
Дети: А зачем тебе дрова?
Козёл: Ме-ме, печь топить.
Дети: А зачем печь топить?
Козёл: Ме-ме, кашу варить.
Дети: А зачем кашу варить?
Козёл: Ме-ме, ребят кормить.
Дети: Не хотим мы каши!
Козёл: Ме-ме, накормлю!
Догоню и накормлю!

После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит. До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.

Вторая подвижная игра.Удочка ( Поймать рыбку)
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
- Эту игру выбрала я для вас не с проста. В старину в этот день чествовали апостола Карпа, ученика святого Павла. О его жизни известно очень мало, он лишь несколько раз упоминается в священных книгах. Благодаря имени святого, его праздник в народе быстро связали с рыболовством. Считалось, что на Карпа хорошо ловятся его «тезки» карпы, поэтому мужчины дружно выходили на рыбалку. Кому-нибудь из вас приходилось бывать на рыбалке? Расскажите об этом. А у меня для вас сюрприз. Мы будем рассматривать живого карпа. Воспитатель снимает салфетку с большой стеклянной банки с водой, в которой плавает карп. Дети кормят карпа, рассматривают его. Составляют описательные рассказы.
-Настоящий речной карп очень красив. Он покрыт крупной темно-желто-золотистой чешуей, которая на спине темнее, с синеватым оттенком, а на брюхе светлее; кажется, будто по золотому полю он весь усыпан гвоздиками с темными шляпками. На толстых мясистых губах карп имеет четыре усика. Усики эти сидят попарно с обеих сторон. У карпа широкий спинной плавник и занимает почти всю заднюю половину спины. Все нижние плавники серовато-фиолетового цвета, а хвостовой плавник красно-бурый, глаза золотистые. У рыбы крупные жабры.
Отгадывание загадок: Крылья есть, а не летает.  Ног нет, да не догонишь.
Ответ: Рыба.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.
Ответ: Щука.



Дежурным предлагается зарисовать карпа в дневнике природы. Остальным детям предлагают нарисовать вылепить или сконструировать из природного материала рыбу или нарисовать сюжетную картину « Рыбная ловля».
Во второй половине дня.
По народному календарю сегодня мужчины ходили на рыбалку, а еще в дома приглашали печника для осмотра и починки русских печей. Мы с вами рассматривали устройство русской печи, вспоминали сказки, где встречается печка. А теперь предлагаю вам поиграть в викторину. Я буду зачитывать отрывки из сказок. Где встречается слово печь, печка, а вы будете отгадывать , что это за сказка. Победит тот, кто наберет большее количество фантов.
« Пошла Василиса за печку и слышит- Баба Яга говорит : «Ты девка- чернавка, печь растопи, огонь размечи, я проснусь- Василису зажарю. Легла Баба Яга на лавку, положила губы на полку и захрапела на весь лес» ( « Василиса Прекрасная»)
« Жили- были два брата- два Ивана: Иван- богатей да Иван-бедняк. У Ивана- богатея полна изба всякого добра, в горячей печи пышные калачи, всего много, а семья- он да жена» ( « Два Ивана»)
« Бежала девочка, бежала: видит- стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?. Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси- лебеди»)
« Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!» . А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» ( «Лиса и заяц»)
« Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)
« Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» ( «Царевна- лягушка»)
« Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла она в избушку и видит: сидит на печи Баба Яга- костяная нога, губы на полке, а нос к потолку прирос» ( Финист- ясный сокол»)
« Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» ( « Сивка- бурка»)
« Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( « Колобок»).
После подведения итогов детям предлагается послушать сказку « По щучьему велению», рассмотреть иллюстрации в книжке. Ответить на вопросы: В какое время года происходит действие в сказке? Какой показалась сказка в целом: веселой, грустной, таинственной? Кто главный герой в сказке? Какие чудеса происходили?Какое из чудес вам больше всего понравилось и почему?

Игра- эксперимент с водой и магнитной удочкой « Рыбалка».
Подвижная игра « Караси и щука»: На противоположных сторонах площадки отмечают место норы, где от щуки прячутся караси и камыши, где живет щука.
Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не, выходят, они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуют сеть. Оставшиеся караси, переплывая с одной стороны площадки на другую, проходят через сеть. Пойманных становится все больше, сеть все длиннее. Тогда из сети делают корзинку, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.
Условие игры:
Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за карасями. Норы для карасей можно выделить простой чертой, но лучше натянуть шнур, под который караси «подплывают». Места, где прячется щука (их может быть 34), нужно сделать по краям площадки.
Осаленные игроки могут сделать сеть, когда их не менее 34. Если щука в начале игры осалила, например, только одного игрока, то он стоит в стороне и ждет, когда их будет больше. Игроков, изображающих сеть, можно поставить в два ряда.