Педагогический проект дня по дате народного календаря Ирина- Рассадница 18 мая.



Подготовила:

Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 76
Калининского района Санкт-Петербурга 
Куровская Ирина Владимировна


Ирина- Рассадница. 18 мая.



Раскроем Народный календарь. Посмотрим, какой праздник нас сегодня поджидает? Сегодня, 18 мая, день Ирины- Рассадницы. Иногда вместо Ирина говорят Арина-это не будет ошибкой. В старину говорили: «В Ирину – Рассадницу, сей капусту в рассадниках». Может и нам с вами, ребята сегодня заняться посадкой капустной рассады. В этот день не только капусту сажали, начинали и огурцы сажать. Рассаду капустную мы уже с вами подрастили, а вот огурцы будем сеять в землю семенами. Есть такая пословица : что посеешь то и пожнешь. Как вы ее понимаете?(Слушаем рассуждения детей). Если посеять плохие семена, то и урожай будет плохим. Давайте вспомним, как проверить семена на всхожесть. ( Выслушиваем детей, так как прежде чем выращивать рассаду, дети тоже отбирали хорошие и плохие семена).Необходимо набрать в стакан воды, высыпать в него семена, хорошие семена опустятся на дно, плохие останутся на поверхности воды.
- А как сделать, чтобы семена поскорее проросли?(Слушаем ответы детей). Семена надо завернуть в мокрую мягкую тряпочку, положить на блюдце, а блюдце поставить в теплое место на несколько часов.
-Так и поступим. Пока сажаем капустную рассаду, наши семена будут напитываться влагой. Воспитатель достает пакетики с семенами огурцов. Дети читают названия сортов на пакетиках. Замачивают семена по инструкции воспитателя. Между делом воспитатель задает вопросы детям : « Как вы думаете, какими отличительными свойствами обладают огурцы сорта Мурашка? В чем, на ваш взгляд, будет разница у плодов огурца сорта Мальчик-с-пальчик от сорта Емеля? За какие качества сорт огурцов назвали Родничок? Куда высаживать сорт огурцов Балконный? Почему один из сортов огурцов получил название Белоснежка?

Далее воспитатель предлагает детям слайд презентацию « Капуста». Рассматривая разные виды капусты воспитатель просит детей дать ответ: кто знает как называется эта капуста? Кто ее ел, в каком виде? Как думаете, почему так названа? Чем похожа на белокочанную или в чем разница?
Белокочанная капуста встречается чаще всего на нашем столе;
Краснокочанная капуста по внешнему виду похожа на белокочанную капусту. Разнятся эти виды капусты только цветом;
Цветная капуста получила свое название за нежные светло кремовые цветы, собранные в соцветия;
Савойская капуста на первый взгляд напоминает белокочанную капусту, но листья у этого сорта имеют насыщенный зеленый цвет. Кочан капусты рыхлый, листья сморщенные;
Капуста кольраби внешне представляет собой широкий стебель, верхушка которого увенчана капустными листами;
Капуста брокколи. По внешнему виду ее трудно отличить от цветной капусты. Однако соцветия у нее не белые, а зеленые или фиолетовые. Это самый полезный вид капусты. Она не только идет в пищу, но и является сырьем для производства лекарств;
Пекинская капуста. Початок имеет продолговатую форму, не очень плотный и у нее нет кочерыжки.
Капусту выращивают на всех континентах. Капуста в любом её проявлении (свежая, квашеная, тушёная, варёная и т. д.) издавна считается одним из самых полезных для человека продуктов питания, о чём свидетельствует поговорка: «Хлеб да капуста лихого не допустят».
Про то, что капуста любит нарядиться в сто одежек – ни для кого не секрет. Как только не называют её в русских пословицах и поговорках, загадках: старик, ребёнок, Ермошка, Матрёшка, Филат, Антипка и т.д. Каждого из этих персонажей наряжают в сто одёжек (пелёнок, распашонок).
- Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одежек: не шиты, не кроены, а весь в рубцах
- Стоит Филат, на нем сто лат.
- Вот Антипка низок, на нём сто ризок. - Стоит Матрёшка на одной ножке, в одежд закутана, в сто платков запутана. -Закутан ребёнок в сорок пеленок.
-Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
А все без застежек.
-Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Далее воспитатель предлагает детям выбрать нужный инвентарь для посадки капустной рассады. В лейки набирают воду. Воспитатель и помощник воспитателя несут рассадные ящики
На огороде воспитатель обращает внимание детей на старую пожухлую прошлогоднюю траву. На Арину худая трава с поля-вон. Наши предки выжигали прошлогоднюю траву на полях и лугах. Прежде всего подмечали места, где садится на поле птица, искали, нет ли там птичьего гнезда, чтобы случайно не сжечь гнездо, когда начнет выгорать подожженная старая трава. Выжигание травы облегчает покос травы на этом поле в будущем. Так как весь прошлогодний хлам сгорает, а новая трава растёт свободно. Но вся эта процедура должна проводиться под пристальным вниманием тех, кто её проводит.
Занимались выжиганием старой травы только взрослые, а сейчас ученые пришли к выводу, что выжигание травы очень вредит почве, гибнут насекомые, которые живут в ней. Когда вам доведется быть за городом, и вы увидите, что кто-то хочет поджечь сухую траву- остановите его. Жечь прошлогоднюю траву нельзя! Так недолго и пожары устроить. А для природы сжигание травы наносит огромный вред. Погибают некоторые виды растений. Сжигаются корни и семена. Некоторые виды растений на выжженных участках перестают расти совсем. А на их месте хорошо уживаются сорняки. Выжженная местность хорошее место для размножения сорной растительности. Уничтожается плодородный слой почвы, который потом очень сложно восстановить. Ни в коем случае не жгите траву. Кроме того, что это вредно для растений и животных, такие палы могут быть опасны и для людей. Не разводите костры в траве, не оставляйте горящий огонь без присмотра. Вспоминаем, какие насекомые появляются весной в траве: кузнечики, жук навозник, бабочка капустница, пчела. - - А какие животные могут погибнуть, находясь на лугу в тот момент, когда подожгли прошлогоднюю сухую траву: травяные лягушки, ящерицы, перепелки, крот, полевая мышь, еж.
У каждого из вас, ребята, есть карточки, на которых написана последовательность пересаживания рассады на грядки. Ими вы можете воспользоваться при работе. Возле каждого ящика вы найдете необходимый инвентарь. Итак, надевайте фартуки, за работу.
В сегодняшний день не только сажали капусту и огурцы, но еще и белили стволы плодовых деревьев. Поэтому часть карточек описывает как последовательно выполнить работы по побелке стволов. Дети с этими карточками отправляются выполнять побелку. В старину было принято, что капусту надо сажать только женщинам, чтобы кочаны выросли крепкими и большими. Поэтому побелкой займутся мальчики, а девочки будут сажать капусту. Во время работы воспитатель рассказывает о том как приговаривали женщины : «Не будь голенаста-будь пузаста; не будь пустая-будь тугая; не будь красна-будь вкусна; не будь стара-будь молода; не будь мала- будь велика!». Чтобы молодую капусту не точил червь, сажали по краям крапиву и приговаривали-: «Крапиву чертям, а капустку нам!» Во время работы и по окончании ее воспитатель употребляет пословицы: Капусту садить, не разиня рот ходить. Капуста любит воду да хорошую погоду. Капусту садить- спине досадить.

Далее детям предлагаем разучить хоровод «Капустка»
Дети, участвующие в хороводной игре «Капустка», берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:
Вейся вейся капустка моя Вейся вейся белая Как мне капустке виться Как мне зимой не валиться!
Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.
Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.
Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.
После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».
Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.
Игра все время сопровождается пением, то достаточно громким, то более тихим, но неизменно плавным, неспешным и протяжным.
Во второй половине дня воспитатель с детьми вспоминает, что сегодняшний день посвящен высадке капустной рассаде. Что капуста один из самых любимых на Руси овощей. Вспоминает с детьми загадки про капусту, предлагает послушать песню в исполнении Сергея Лемешева « Я на камушке сижу»
Рассматриваем замоченные семена огурцов. Подбираем необходимый инвентарь. Учимся с помощью шпагата и колышков размечать ровные бороздки. С помощью условной мерки определять глубину высадки семян. Во время трудовых действий воспитатель употребляет к стати подошедшую пословицу или разбирает пословицу с детьми, определяя ее смысл: Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь. Было в мешке, стало в горшке. Кончил дело - гуляй смело. Каков мастер, такова и работа. На глаз надейся, а отвесом проверяй. Порядок дела не портит.
- А слышали ли вы, когда про человека говорят-голова садовая. Поговорка эта не грубая, полушутливая, не издевательская, но это и не комплимент. Садовыми головами в разные времена называли и пугала, и капустные кочаны и тыкву Все три варианта подчёркивали округлость предметов и их похожесть на человеческие головы. Кстати, слово "капуста" в буквальном переводе с латинского языка и означает "голова" Теперь, если вам вдруг скажут: "Ээх, ты, голова садовая!", то это будет означать: "Что же ты ведёшь себя, как кочан капусты?". То есть, не очень продуманно, прямолинейно, достаточно простецки и совершенно бесхитростно. - Вот мы и посадили свой огород. А чтобы птицы не склевали семена овощей, поставим пугало-голову садовую. Дети наряжает пугало. Воспитатель рассказывает, что некоторые детали в одежде пугала должны развиваться на ветру. Птицам будет казаться, что это шевелится человек и дольше не подлетят к грядкам. Беседуем с детьми о том какой вырастет капуста, какими будут огурцы в соответствии с их сортом. Когда примерно ждать урожай? Как предстоит ухаживать за огородом: полоть, поливать, удобрять, подвязывать, обирать гусениц.
Разбираем с детьми значение пословиц:
Зайцу не грустно, когда есть капуста. Щей с капустой поел – словно шубу надел. Для чего огород городить, коли капусты не садить?
Играем в игру «Пугало и галки»
.Начертить большой круг-огород. В центре стоит водящий-пугало. В круге разложены мелкие камешки-смена. Остальные игроки-галки влетают в круг-на огород и стараются утащить камешки. Водящий должен поймать галку, но выбегать из круга не может.
Рассматриваем как мальчики побелили яблони. Рассказываем зачем это делается. Проводим эксперимент. Кладем на солнечном месте черный и белый лист бумаги. Через пару минут просим детей определить какой из листов бумаги. Делаем вывод, что темный цвет притягивает тепла больше. У яблони же в солнечные дни перегревается кора на стволе, высыхает и может лопнуть. Белая кора будет нагреваться меньше и дерево не будет болеть.





Заголовок 315