Особенности сенсорного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уренская коррекционная школа- интернат»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Доклад на МО педагогов на тему:
Особенности сенсорного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью
Разработал:
педагог-психолог МКОУ УКШи
Горбатенко Людмила Николаевна
Урень,2016
Особенности сенсорного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного (от лат. Sensus-чувство, ощущение) развития ребенка.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Целостное восприятие как бы подготавливает некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого. Формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощущением) и др., который и называют сенсорным.
Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития ни достиг ребенок на данный момент, он –личность, субъект образовательного процесса, поэтому данная деятельность должна быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности. При этом подчеркнем, что создание целостного образа,учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования, к которым относятся рассматривание,планомерное наблюдение, ощупывание, обследование, сравнение. В результате у ребенка формируются сенсорные эталоны. Что это такое? Это своеобразные чувственные мерки, которые сложились исторически, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра,пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков и некоторые др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формированиесенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий,вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориетироваться в окружающем мире. Но в свою очередь, знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Проблемы интеллектульного развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления. Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследованииобъекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный,тактильный и т. д.) ни использовался, а по результам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Нарушение зрительной сферы обычно проявляется в бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление,разобраться во всех его свойствах.
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их недостаточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточностью сосредоточенностью ребенка.
Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность , недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.
Моторная составляющая является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных и др. координаций. Отметим, что у детей с проблемами в развития данные виды координаций без специальной работы не формируются.
Дети с интеллектуальной недостаточностью также слабо осознают возможность обонятельного, вкусового анализаторов.
Выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного, и младшего школьного возраста. Они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр , экскурсий на природу и т. д. Источником расширения сенсорного опыта являются окружающие детей техника, строительство, бытовой труд, природа. С другой стороны – ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного действенного характера.
Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему.И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий(прятание и поиск, отгадывание и загадывание,изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании : чем большим количеством способов действия ониовладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлимой частью умственного развития детей.