Человек и мир. Растительный и животный мир саванн.


Тема урока: Растительный и животный мир саванн
Цель урока: 
Познакомить детей с понятием «саванна», с растительным и животным миром саванн.
Задачи:
— познакомить детей с понятием «саванна», с растениями и животными саванн;
— научить детей различать саванны и другие природные сообщества;
— развивать наблюдательность детей;
— воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного и животного мира.
Оборудование: сигнальные карточки, атлас, учебник 3 класса (М.В. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук), карточки «Рассели по природным зонам».
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы урока
— Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучим новую тему «Растительный и животный мир саванн».
2. Проверка домашнего задания
— Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы вспомним то, что проходили на предыдущем уроке.
Индивидуальный опрос.
— Какую природную зону изучали на прошлом уроке?
— Опиши, что представляет собой степь.
— Чем отличается степь от леса?
Фронтальный опрос по сигнальным карточкам.
— Я называю животных и растения, а вы подымаете зеленую карточку, если они встречаются в степи, и красную, если нет: кузнечик, медведь, степной жаворонок, куропатка, лиса, тушканчик, брусника, ковыль, дуб.— Молодцы, ребята!
3. Этап изучения нового материала
Работа с атласом.
— Найдите на атласе материк Африка.
— Узнай, где в Африке расположены саванны.
Работа с учебником
— Откройте учебник на стр.97. Посмотрите на рисунок.

— Опишите по рисунку, что представляет собой саванна.
— Откройте учебник на стр.86. Сравните рисунки саванны и степи. Чем саванна отличается от степи?

— Откройте учебник на стр.96. Чтобы лучше узнать, что же такое саванна, прочитаем текст.
Чтение текста учеником (1 абзац).

Фронтальный опрос.
— Какие растения преобладают в саваннах?
— Какая здесь погода?
Чтение текста, самостоятельно (2-4 абзацы).

Выборочное чтение.
— Найдите и зачитайте, какие растения растут в саваннах.
— Что вы узнали о баобабах?
Рассказ учителя о животных по тексту (5-8 абзацы).

Работа с рисунками.
Рассмотрите рисунки животных на стр.98-100.

Беседа.
— Что вы можете рассказать о этих животных?
Работа в группах.
— Составьте описание: слона (1-я группа), жирафа (2-я группа), страуса (3 группа).— Узнайте по описанию.
Представители групп зачитывают описание, которое они составили, а остальные должны отгадать, какое животное описано.
4. Закрепление
Практическое задание.
— Расселите стрелками животных и растения по природным зонам (2 ученика работают у доски: один расселяет растения, а другой — животных; остальные ученики работают индивидуально.
— Составьте из карточек цепь питания: лев, осока, зебра.
Прием «Лови ошибку»
— Послушайте небольшой рассказ. Здесь допущены две ошибки. Попробуйте их выявить.
«Саванны преобладают в Африке. И вот мы приехали в Африку. Кругом трава. Она очень низкая. Даже сидя в ней не спрятаться. Перед нами большое дерево. Это баобаб. Какая красота! Мы увидели здесь и слона, и носорога, и даже льва! А высоко над головой летают журавли. Нам здесь очень нравится.
5. Подведение итогов
Индивидуальный опрос.
— С какой природной зоной мы познакомились на уроке?
— Как приспособились к жизни в саваннах растения и животные?
— Какие растения встречаются в саваннах? Какие животные?
6. Домашнее задание
— Ответьте на вопросы после текста на стр.99-100

— Составьте таблицу «Растительный и животный мир саванн».
7. Рефлексия
— О чем вам было интересно узнать?
— Что понравилось больше всего?
— Вы все молодцы. Очень хорошо поработали на уроке.