РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В современном мобильном обществе читать в 5-10 раз быстрее становится жизненной потребностью, условием успешности в будущей профессиональной жизни, так как наступает информационная эра. Поэтому сформированность у личности устойчивого познавательного интереса к чтению, способов самостоятельной работы с текстом, навыков скоростного чтения – проблема общероссийская.
Установлено, что дети, ставшие отличниками в среднем звене читали на конец обучения в начальной школе 130-170 слов в минуту, в среднем 150 слов. Хорошисты – 100-140 слов, в среднем 120 слов в минуту, троечники 80-90 слов в минуту. Исходя из этого, можно выделить следующую закономерность: повышение качества школьного образования напрямую зависит от решения проблемы формирования культуры чтения в начальном звене обучения.
Ведущая роль в решении проблемы культуры чтения отводится системе приобщения детей к регулярному чтению, чтобы постепенно сформировать у них потребность.
Для решения данной задачи, требующей многолетней работы, возникает необходимость разработки собственной системы, в которой равноправными участниками процесса обучения становятся родители. Для этого необходимо устанавливать не формализованную систему «взаимодействия» с родителями, а равноправные отношения, основанные на общем интересе. Это первый компонент системы.
В качестве второго компонента, мною избрана дидактическая компьютерная среда. Суть её в том, что использование возможностей персонального компьютера способствует усилению мотивации детей к обучающей деятельности и формированию у них устойчивого интереса к предмету обучения (в данном случае – к процессу чтения).
Третьим компонентом системы стала идея сочетания возможностей персонального компьютера и традиционных методик обучения детей чтению.
Четвертым компонентом системы стала идея сенситивных периодов (благоприятных для формирования тех или иных личностных черт) формирования личностных предпочтений детей.
Адаптация всех четырех компонентов (идей) друг к другу, помогла сформировать собственный алгоритм (подход) к решению проблемы формирования культуры чтения у младших школьников: взаимодополнение традиционных и компьютерных способов обучения чтению на фоне партнерства учителя и родителей класса.
Для реализации цели, которая предусматривает формирование у детей читательской культуры, осмысления и понимания читаемого текста, её выразительности использовано сочетание следующих методик:
В.Н.Зайцев – «Технологические приёмы обучения чтению»
М.И.Оморокова – «Обучение чтению»;
Д.В.Брыль – «Эффективная методика»;
А.Чечельницкий – «Развитие памяти и скорочтения»;
Копьютерная технология СИРС - скорочтения и осмысления текста, разработанная учеными Новосибирского Центра интенсивных технологий в образовании и медицине, основы которой изложены в книге Бурова А.Н.
Однако, с одной стороны отобранные приемы работы органично сочетают в себе тренинговую и развивающую функцию и без особых усилий вплетаются в общую канву урока, а с другой – эффективная реализация системы невозможна без дополнительной работы учащихся и их родителей. Так, часть упражнений проводят совместно со своими детьми родители, что способствует не только успешному развитию ребенка, но и служит сплочению семьи. (табл.1)
Таблица 1.
Виды тренировочных заданий
Цель проведения
Способы деятельности обучающихся

Работа
с таблицей «Шульте»
Подготовка зрительного восприятия. (Расширение поля зрения)
Взгляд концентрируется в центре очередной таблицы, ученик должен увидеть таблицу всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счёта на время.

«Речевая
зарядка».

Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
Расширение словарного запаса.
Используются пословицы, поговорки, скороговорки.

Чтение
слитного
текста.
Формирование умений анализировать, расчленять целое на составные части.
Читать словами и как можно быстрее.



Чтение текста с английскими буквами.

Формирование умений выделять главное, существенное.
Концентрация внимания на смысловых единицах.
Читаем быстро, не обращая внимания на вставленные английские буквы.


Запоминание цепочек слов.
Формирование умения устанавливать смысловые связи.
Развитие памяти. Запоминание строится на (мысленной) связи слов, нужно как можно больше запомнить слов за 1 минуту и рассказать эти слова своему собеседнику. На следующем занятии поменяться местами.

Чтение с «решёткой».
Формирование умений проводить синтез.
Восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысловые и логические связи целостного содержания. Тренировка продолжается 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течении 2-3 минут.

Чтение с «плёнкой».
Способствовать развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения.
Ставится задача читать, сознательно воспринимая (видя) только ту часть строк, которая находится под плёнкой, а слова слева и справа от краёв плёнки воспринимать за счёт периферического зрения и антиципации.

Разрезные
тексты.

Развитие памяти.
Формирование умений концентрировать внимание.
Формирование умений расширения поля зрения.
Читая подобный текст, глаза совершают особые волнообразные движения, в результате чего тренируется поле зрения, внимание и память, поскольку наличие разрывов в строке вынуждает всё время удерживать высокую концентрацию внимания, и сохранять в памяти прочитанное.

Чтение текста с пропущенными словами.
Концентрировать внимание, активизировать сознательное восприятие прочитанного.
Вставить слово не задумываясь. Причём 1 слово на букву А, второе на букву Б, третье на В и т.д. по алфавиту.

Египетская пирамида.

Развивается увеличение поля зрения.
Закрыть листком бумаги пирамиду снизу, оставив видимой лишь самую верхнюю часть букв верхней строчки. Затем опускать шаблон вниз и снова поднимать его вверх так, чтобы в доли секунды можно было увидеть слово на первой строке пирамиды. При этом нижние строки пирамиды должны быть закрыты.

Самостоятельный замер скорости чтения.
Формирование умения осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Результат записывается в дневник, где отведён лист для учёта скорости чтения в школе и дома. Каждый ученик видит рост, убеждается, что труд приносит пользу и успехи.

Чтение газетных статей.
Расширение кругозора, развитие устной речи.

Газета – друг скорочтеца.
Самостоятельное чтение, рассказ о прочитанном в классе.

Чтение перед сном.
Формирование способов развития долговременной памяти.
Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.


Опыт показал, что работа по данной системе приносит существенные изменения.
Данная система обучения быстрому и осознанному чтению носит комплексный характер. Упражнения для развития памяти и внимания дают возможность быстро читать, а быстрое чтение, в свою очередь, является самым эффективным упражнением для развития памяти и внимания. А умение быстро читать просто необходимо современному человеку. Все эти качества относятся к параметрам, воспитываемым самим человеком через учителя и совместно с родителями.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.
Сегодня, когда наши дети постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успешность ребёнка, и на его общее развитие. А мы ведь все хотим, чтобы наши дети были успешными. Все в ваших руках, дорогие родители, и я хочу чтобы вы осознали это.
Пусть ребёнок видит читающих родителей, которые участвуют вместе с ним в семейном чтении и обсуждении прочитанное. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушания, чтения являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспешность в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Литература:
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., АПН РСФСР, 1960. – 486с.
Брыль, Д.В. Уроки скорочтения: Эффективная методика [Текст] / Д.В.Брыль. - М.: Мой Мир, 2006. - 256с.
Буров, А.Н. Система интенсивного развития способностей [Текст] / А.Н. Буров //Информатика и образование.- 1997. - № 2. - с. 47 – 50.
Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М., Просвещение, 1966. - 442с.
Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта. Сообщение 1 // Вестник международной ассоциации развивающего обучения. Москва - Рига, 1997, № 3. - С.107-112.
Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению [Текст] /В.Н. Зайцев В.Н. – М.: Просвещение, 1996. – 33 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., Академия, 1996. – 308с.
Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1982. – с.19-20, 168-169.
Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / М.И.Оморокова. - АРКТИ, 2001. – 152 с.;
Оморокова, М.И. Преодоление трудностей. Опыт обучения чтению [Текст] /М.И.Оморокова. - АРКТИ, 2001. – 100 с.
Чечельницкий, А. Совершенствование памяти, скорости чтения [Текст] /А. Чечельницкий. - Иркутск, 2003. – 66 с.;

















15