Разработка урок, которую я посылала на краевой конкурс разработок мероприятий для будущих участников избирательного процесса (9-11 кл)

«Конкурс среди учителей»




Урок-путешествие «Развитие парламентаризма в России», посвященный 105-летию российского парламентаризма









Казакова Наталья Юрьевна,
учитель истории
МОУ СОШ № 10 п. Радуга
Новоалександровского района
Ставропольского края


Пояснительная записка

Данный урок разработан для уч-ся 9-11 классов, материал также может быть использован для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по истории или обществознанию для уч-ся данных классов. Урок проводится в форме путешествия во времени с применением компьютерных технологий (создание и показ презентации в программе PowerPoint). Проведению урока предшествует большая подготовительная работа учителя и учащихся, которые по его заданию подбирают необходимую информацию. На уроке учащиеся представляют эту информацию, совершенствуя свои навыки устной речи, выступая в роли докладчика. Так как к уроку отобран большой фактический материал, в его подготовке и проведении урока задействованы практически все учащиеся. В ходе урока учащиеся воспринимают и анализируют информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема).
Выполняя домашнюю работу, учащиеся должны не только суметь применить те знания, которые получили в ходе урока и подготовки к нему, но самостоятельно поработать с источником (Конституция РФ), учебниками истории, обществознания. Выполнение теста способствует развитию навыков, необходимых при сдаче ГИА И ЕГЭ.












Основная (содержательная) часть
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов; - развивать навыки работы с программой PowerPoint и умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема); - способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности; - воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.
Оборудование:  презентация, выполненная уч-ся.
Ход урока
Вводное слово учителя: Сегодня мы с вами проводим необычный урок, он посвящен развитию парламентаризма в России и, используя компьютерные технологии, а также рассказы ваших одноклассников, я познакомлю вас с историей и деятельностью российского парламента. Представим себе, что наш экран – это машина времени (слайд 1).
1уч-ся: Парламентаризм - система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. Возникла она в Англии в XVIII в., но сложилась еще в эпоху революций XVI-XVIII вв. В России развитие парламентаризма произошло в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907гг.) и было связано с созывом Государственной думы (ГД). Государственная дума Российской империи стала высшим законодательным представительным органом России в 1906-1917 гг. Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями, однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 г. царь Николай II был вынужден издать Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором писал: Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце Наше... От волнений, ныне возникших, может явиться... угроза целости и единству державы Нашей. Великий обет царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты... На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле». Создание ГД декларировалось как создание нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами. Манифест определил функции Думы совещательную и надзорную: никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; депутатам Госдумы органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность действительного участия в надзоре за исполнением законодательства. ГД рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Госсовете и утверждались царем. ГД избиралась по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая), выборы были неравными, непрямыми, многоступенчатыми. Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. ГД не имела права изменять Основные законы империи, ее решения могли быть отменены Госсоветом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Всего состоялись выборы четырех созывов ГД. Дума была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 г. 27 февраля 1917 г. был сформирован Временный комитет ГД, сыгравший важную роль в свержении самодержавии. Формально Дума продолжала существовать до 6 октября 1917 г., когда была распущена Временным правительством (слайд 2)
2 уч-ся: Первая Государственная дума проработала с 27 апреля по 8 июля 1906г. На выборах в Первую ГД уверенную победу одержали кадеты (170 депутатов), кроме них, в состав думы вошли 100 представителей крестьянства (трудовиков), 15 социал-демократов (меньшевиков), 70 автономистов (представителей национальных окраин), 30 умеренных и правых и 100 беспартийных депутатов. Большевики бойкотировали выборы в Думу, считая единственно правильным направлением развития революционный путь. Поэтому никаких компромиссов у большевиков с первым парламентом в истории России быть не могло. Председателем Госдумы был Муромцев Сергей Андреевич - государственный деятель, юрист, публицист, земский деятель. Происходил он из старинной дворянской семьи. В 1875г. окончил юридический факультет Московского университета. Став профессором Московского университета, он был крупнейшим специалистом своего времени в области римского права и общей теории права. Автор ряда работ «Очерки общей теории гражданского права», «Социологические очерки», «О консерватизме в римской юриспруденции» Работал. был главным редактором журнал «Юридический вестник». В 1880-е гг. принимал активное участие в деятельности земств в качестве гласного московского и тульского земских собраний. В 1905г. вместе с П. Н. Милюковым, Ф. А. Головиным, И. И. Петрункевичем стал основателем партии Конституционных демократов (кадетов) и являлся членом ее ЦК. В том же году был избран председателем Первой Госдумы. Разделял либеральные взгляды и пользовался непререкаемым авторитетом, как среди членов кадетской партии и депутатов Думы. Умер в 1910г. (слайды 3-4)
3 уч-ся: Почти половина депутатов 1-й Думы была крестьянами, ведь Россия к началу ХХ в. все еще не приобрела должного промышленного потенциала и числилась среди аграрных. Что уж говорить об окраинной Ставропольской губернии. Вполне логично, что ее представляли в первом российском парламенте все те же крестьяне, причем двое из народных посланце были действительно «от сохи». Захар Степанович Мишин до 40 лет был волостным старшиной с. Ладовская Балка Медвеженского уезда ( ныне Красногвардейский район). Человек честный и весьма прогрессивных взглядов, он пользовался большим авторитетом и всемерно защищал крестьян. Не помышляя о политической карьере, Мишин тем не менее принял активное участие в составлении «Наказа» для того, кто будет избран в думу. И так уж распорядилась судьба, что оглашать программные требования этого документа ему пришлось самому с высокой трибуны в Санкт-Петербурге. От имени своих избирателей он добивался не только решения аграрного вопроса, но и равноправия, бесплатного образования, расширения сети больниц, богоделен, детских приютов Призывал он и к борьбе с перекупщиками зерна. В общем вполне современный набор требований. Когда в 1906г. Думу разогнали, Мишин вернулся домой, стал хлебопашцем. Дни свои закончил в голодные 1930-е годы в приюте для престарелых. Более ярко сложилась судьба другого депутата от Ставропольской губернии Федота Михайловича Онипко. Волостной писарь из с.Большая Джалга Благодарненского уезда стал народным избранником в 26 лет. Он не хуже юристов разбирался в законах и умел обратить их в пользу своих неграмотных и забитых земляков. Не терпел несправедливости и смело с ней боролся, чем и прославился. В думе он сблизился с эсерами. Участвовал в Кронштадтском мятеже в 1906г. Когда его арестовали, ему грозил суровый приговор, всколыхнулось все ставропольское крестьянство. Поэтому его просто отправили на поселение в Сибирь. Оттуда он сбежал и каким-то чудом оказался в Европе. Там сбылась его мечта - он окончил университет. И не просто университет, а престижную парижскую Сорбонну. Вернулся в Россию после Февральской революции. Сразу восстановил связи со своей малой родиной. Став профессиональным политиком, он продолжал отстаивать интересы крестьян, хотя Временное правительство назначило его на должность комиссара Балтийского флота. На выборах в Учредительное собрание он проходил в списках эсеровской партии от Ставрополья. Большевики эсеров, которые победили на выборах в собрание, не жаловали и даже после окончания Гражданской войны устраивали над ними процессы. И хотя в своем открытом письме в 1925г. Онипко и заявил о своей лояльности и безоговорочном признании новой Советской власти, все же можно сделать печальное предположение, что его бесследное исчезновение было неслучайно
4 уч-ся: Вторая Государственная дума работала с 20 февраля по 2 июня 1907г. В ее состав вошли: 104 трудовика, 98 кадетов, 65 социал-демократов, 37 эсеров, 22 монархиста, 32 октябриста и умеренных депутатов, 76 автономистов, 17 казаков, 16 энесов (национал-социалистов), 50 беспартийных. Как и в Первой Госдуме центральным вопросом был аграрный вопрос. Кадеты, обоснованно опасаясь очередного роспуска Думы, пытались создать блок с трудовиками. Но требования по принудительному отчуждению помещичьих земель они свели до минимума. Эсеры по-прежнему выступали за социализацию земли, социал-демократы, среди которых были и большевики, - за ее национализацию. Эта дума, повторяя судьбу первой, неизбежно приближалась к роспуску. Предлогом для ее разгона стало сфабрикованное обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Думы 3 июня 1907г. и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего права граждан, вошел в историю под названием «Третьеиюньского переворота». Председателем Второй думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин - государственный и земский деятель - происходил из семьи потомственного дворянина. Окончил Московский лицей цесаревича Николая и Московский университет по специальности правоведение. В 1904-1907гг. занимал пост в Московской губернской земской управе. Вместе с П. Н. Милюковым, С. А. Муромцевым, И. И. Петрункевичем стоял у истоков конституционно-демократической партии и являлся бессменным членом Центрального комитета партии. Став в 1907г. председателем Второй Госдумы принимал активное участие в работе крестьянской комиссии. После Февральской революции был назначен Временным правительством комиссаром всех учреждений бывшего Министерства императорского двора. Осуществлял практические меры по охране дворцов и памятников. К октябрьскому перевороту он отнесся резко негативно, но и мысли не допускал об эмиграции. После 1917г. работал в различных советских учреждениях. В 1937г. по обвинению в принадлежности к антисоветской организации был арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1989г. в ходе горбачевской перестройки (слайд 5-6)
5 уч-ся: Третья Государственная дума - парламент, проработавший с 1 ноября 1907г. по 9 июня 1912г. Для проведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая Дума. По новому избирательному закону от 3 июня 1907г. значительно урезались права целых категорий граждан: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих - в 2,5 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии вообще потеряли право голоса в Думе. Помещики, напротив, значительно расширили свои права, по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих. В состав Третьей думы вошли: 136 октябристов, 90 националистов, 53 кадета, 51 монархист, 39 прогрессистов, 26 депутатов от национальных групп, 19 социал-демократов, 15 беспартийных, 13 трудовиков. Третья дума оказалась долгожителем: она просуществовала 5 лет - весь отведенный ей срок. За время своей работы Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Среди важнейших, принятых ею законов были законы об аграрной реформе (1910 г.), о введении земства в западных губерниях (1910 г.) и некоторые др. Октябристы умело лавировали, когда надо было провести те или иные решения правительства. В зависимости от обстоятельств они успешно блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название «октябристского маятника» или «бонапартизма». Проводником политики Столыпина в Думе стала монархическая партия «17 октября». Все три председателя Третьей думы были лидерами партии октябристов (Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко) (слайды 7-8)
6 уч-ся: Хомяков Николай Алексеевич - государственный деятель, юрист. Сын известного религиозного философа, одного из наиболее видных славянофилов А. С. Хомякова. В 1874г. окончил юридический факультет Московского университета. Был мировым судьей, предводителем дворянства Смоленской губернии. В 1906г. член Госсовета. Хомяков был депутатом Второй, Третьей и Четвертой Госдум, членом партии октябристов. В ноябре 1907г. был избран председателем Третьей думы и пробыл на этом посту до 3 марта 1910г. После 1917г. жил в эмиграции. Гучков Александр Иванович - российский капиталист, лидер октябристов. Депутат с 1910г. председатель 3-й Госдумы. В 1907г. и в 1915г. член Государственного совета. В 1915-17гг. председатель Центрального военно-промышленного комитета. В 1917г. военный и морской министр Временного правительства. Один из организаторов Корнилова мятежа. С 1920-х гг. в эмиграции. Родзянко Михаил Владимирович - один из лидеров октябристов, крупный помещик. В 1911-17гг. председатель 3-й и 4-й Госдум, в 1917г. - председатель Временного комитета ГД. Автор воспоминаний «Крушение империи» (1929г.).
7 уч-ся: Четвертая Государственная дума работала с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917г. В состав Четвертой думы вошли: 98 октябристов, 88 националистов и умеренно правых, 64 монархиста, 59 кадетов, 48 прогрессистов,33 центриста, 21 депутат от национальных групп,10 трудовиков, 7 беспартийных. Думу возглавил прежний ее председатель, октябрист М. В. Родзянко. С началом Первой мировой войны сессии Думы созывались нерегулярно, законы принимались помимо Думы. В 1915 г. под лозунгом образования «правительства доверия» был создан «Прогрессивный блок», который объединил большинство фракций думы. В него вошло 236 депутатов. 27 февраля 1917г. был создан Временный комитет Госдумы, решивший взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка, связанного с событиями Февральской революции. После формирования Временного правительства функции Думы свелись к проведению частных совещаний ее членов. Дума была распущена Временным правительством 6 октября 1917г. в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое и должно было определить форму правления и органы государственной власти в России (слайды 9-10).
8 уч-ся: Новый этап развития парламентаризма начался в России в 1990-ые гг. Идея создания в России полноценного профессионального законодательного собрания появилась в конце 1980-х гг. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент Государственной думой по аналогии с представительским органом 1906-1917 гг. Однако против таких проектов решительно выступали Съезд народных депутатов и Верховный совет РФ. Лишь осенью 1993г. президент России Б. Н. Ельцин, силовым путем прекратив деятельность Верховного совета и Съезда народных депутатов, вынес на референдум проект новой Конституции. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и ГД. Одновременно были назначены выборы в них. Таким образом, 12 декабря 1993г. стал днем избрания ГД. Обе палаты Федерального собрания заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств (слайд 11).
9 уч-ся: Конституция установила численность ГД (450 депутатов), но не оговорила механизм ее избрания. Выборы в думу первых созывов проводились по смешанной схеме - половина депутатов избирались по одномандатным территориальным округам, другая половина - по спискам избирательных объединений (партий, движений, блоков). При этом для получения думских мандатов избирательные объединения должны были получить не менее 5% голосов избирателей. В 2005г. было принято решение проводить выборы в ГД думу только по спискам политических партий, при этом барьер для получения депутатских мандатов был увеличен до 7%. Думу первого созыва называли также 5-й ГД (учитывая первые четыре, существовавшие в 1906-1917гг.). Это название даже использовалось в официальных думских изданиях. Соответственно, Думу второго созыва называли 6-й ГД, думу третьего созыва - 7-й, но уже неофициально, а затем такая нумерация вышла из употребления.
10 уч-ся: Государственная дума 1-го созыва была избрана 12 декабря 1993г. (в порядке исключения, сроком на два года) и заседала с 11 января 1994 до 22 декабря 1995г. Ее Председателем был Иван Рыбкин. В ГД прошли следующие избирательные объединения: ЛДПР, «Выбор России», КПРФ, «Женщины России», Аграрная партия, Яблоко, Партия Российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России. В ГД сформировались фракции на основе 8 избирательных объединений. Большое количество примерно равных по силе депутатских объединений определили характер деятельности ГД. Принятие решения требовало согласования многочисленных интересов, представленных фракций. В целом левые фракции использовали думскую трибуну для борьбы с правительственным курсом на становление рыночной экономики в стране и лично президентом Б.Н. Ельциным, устроить импичмент президента, но не имели успеха. Сторонниками рыночных реформ в думе были депутаты правых фракций. Начавшаяся Чеченская война спровоцировала кризис доверия думцев к правительству и президенту. В начале 1995г. Острый правительственно-парламентский кризис разразился летом 1995г., когда Дума сначала выразила недоверие правительству и приняла три поправки к Конституции. Но ни одно из принятых решений не привело к реальным результатам (слайд 12).
11 уч-ся: ГД второго созыва была избрана 17 декабря 1995г. сроком на 4 года и заседала с 16 января 1996 по 24 декабря 1999 г. Председателем ее был Геннадий Селезнев. В эту прошли следующие избирательные объединения: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия», Яблоко, В ГД были сформированы четыре соответственно 4 фракции. Левые силы (КПРФ и др.) располагали в думе голосами половины депутатов и при желании могли бы добиться вотума недоверия правительству, чего упорно добивались в думе 1-го созыва. После избрания Ельцина на второй президентский срок руководители левых сил отказались от тактики тотального противостоянии, т. к. президент России имеет по конституции исключительные властные полномочия и в случае вотума недоверия правительству мог распустить Думу и назначить новые выборы, а их итоги могли сложиться для левых уже не столь благоприятно. Поддержку левых в ГД получали законы, связанные с увеличением размеров пенсий, пособий, расширением категорий населения, получающих льготы. Легко принимались законы, вводящие новые положения в УК, КоАП, ужесточающие нормы ответственности и расширяющие круг наказуемых деяний. Тяжело проходило утверждение экономических законов; они были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. Множество решений не имели практических последствий, носили исключительно политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс (о государственной символике, о перезахоронении тела В.И. Ленина). В то же время были приняты новый УК, первая часть НК, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания. В связи с чередой правительственных кризисов думе пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства (летом 1996г. по кандидатуре В. Черномырдина, трижды в апреле 1998г. по утверждению С. Кириенко, трижды в сентябре-августе 1998г, сначала по утверждению В. Черномырдина, а затем Е. Примакова, в мае 1999г. по утверждению С. Степашина, в августе 1999г. по утверждению В. Путина). Особенно острой была ситуация весной и осенью 1998г., когда реальной была перспектива роспуска ГД и назначения досрочных выборов. За четыре года работы депутаты рассмотрели 1730 законопроектов, приняли 1036 федеральных законов, ратифицировали 212 международных договоров, соглашений, конвенций, приняла 5 федеральных конституционных законов: «О судебной системе РФ», «О правительстве РФ2, «Об уполномоченном по правам человека в РФ», «О военных судах РФ». В преддверии выборов в ГД в 1999г. избирательное законодательство было изменено в сторону сужения числа избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах ( они должны были не менее чем за год до выборов перерегистрироваться в «общественные политические организации»). Усложнилась процедура выдвижения и регистрации кандидатов. В тоже время появилась возможность регистрироваться через внесение избирательного залога (слайд 13).
12 уч-ся: Госдума 3-го созыва была избрана 19 декабря 1999г. В выборах принял участие 61% избирателей. В думу прошли следующие избирательные объединения: КПРФ, «Единство», «Отечество - Вся Россия», Союз правых сил, Блок Жириновского, Яблоко. В ГД были сформированы фракции и депутатские группы. 21 депутат не входил в депутатские объединения. В думе сформировалась мощная проправительственная фракция «Единство», которая и определяла ход парламентской жизни. В январе 2000г. «Единство» пошло на сговор с КПРФ. Председатель думы прежнего созыва коммунист Г. Селезнев сохранил за собой этот пост. Другие фракции были оттеснены от распределения ключевых ролей. Но к весне 2001г. ситуация изменилась в результате консолидации проправительственных политических сил вокруг президента В. Путина. Под их давлением КПРФ вынуждена была оставить руководящие посты в семи думских комитетах, руководство фракции КПРФ заявило о своей оппозиции президентскому и правительственному курсу. Дума уделяла большое внимание законодательной деятельности, приняв 781 закон, в т. ч. о государственной символике, о введении второй части Налогового кодекса, Таможенного кодекса, о Центральном банке, о страховании банковских вкладов, о страховании ответственности владельцев транспортных средств. Интересно то, что среди депутатов думы были олигарх Роман Абрамович и Нобелевский лауреат Жорес Алферов, экономист Егор Гайдар и певец Иосиф Кобзон, женщины-космонавты Елена Кондакова и Светлана Савицкая и другие (слайд 14-15).
13 уч-ся: 7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Госдуму 4-го созыва. В выборах участвовало 55,75% избирателей. В нее прошли следующие избирательные объединения: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, «Родина». Наибольшее число мандатов получили представители «Единой России» - 103, к которой примкнула значительная часть независимых депутатов. Председателем думы был избран лидер партии «Единая Россия» Б. Грызлов. Подавляющее преимущество «Единой России» и определило лицо ГД. Она стала прочной опорой правительства в его экономической и социальной политике, поддерживала все предложения Президента Путина по изменению действующего законодательства. Четыре года деятельности думы стали периодом стабильности в истории России. Страна укрепилась политически, стала выходить на инновационный путь развития. Рост благосостояния граждан стал центральной задачей государственной политики. ГД продолжила разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти; корректировала проведение муниципальной реформы, усилила правовую базу борьбы с терроризмом и экстремизмом. Решение о создании Общественной палаты, повышении требований к политическим партиям были направлены на развитие в России институтов гражданского общества. Дума уделяла первостепенное внимание вопросам государственного строительства и укрепления российской государственности, поддержав инициативу Президента вертикали исполнительной власти, в 2004 г. были отменены выборы глав субъектов федерации. Был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». В этом же году дума приняла пакет законов по формированию рынка доступного жилья, новый закон об ограничении рекламы пива в целях снижения уровня алкоголизации населения, особенно молодежи. В 2005 г. в связи с 60-летием Победы в Великой отечественной войне были приняты поправки в налоговое законодательство (освобождение ветеранов войны от уплаты налогов), принципиально изменен закон о выборах самой ГД. Переход на пропорциональную систему выборов усилил позиции и эффективность парламента, роль политических партий в обществе. На это были нацелены и изменения к Федеральному закону «О политических партиях» (увеличение минимальной численности партий). В 2005г. были внесены изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», снижены ставки единого социального налога, отменен налог на наследство, принят закон, позволяющий путем налогообложения и увеличения пошлин изымать сверхприбыль, полученную российскими нефтяными компаниями от добычи полезных ископаемых, приняты Федеральные законы «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об особых экономических зонах в РФ», о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в целях доведения его до уровня прожиточного минимума. В законодательство внесены изменения, повышающие размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий. Первостепенное внимание ГД уделяла бюджетной политике государства. Была усилена социальная направленность расходов, увеличено финансирование образования, здравоохранения, спорта, возросли расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Государственная дума решала проблему развития современной инфраструктуры: был принят закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, обеспечен рост федеральных расходов на дорожное строительство. Проблема сокращения численности населения России решалась в рамках демографического проекта через принятие законов о материнском капитале. Всего ГД было рассмотрено 2712 законопроектов, принято 1062 федеральных закона. В думе работало 44 депутата-женщины. 221 депутат уже имел опыт работы в ГД предыдущих созывов. 42 депутата до избрания в ГД были депутатами законодательных органов субъектов РФ или депутатами органов местного самоуправления, 46 человек работали в федеральных органах исполнительной власти или в органах исполнительной власти субъектов, 11 депутатов были военнослужащими или работниками правоохранительных органов. Свыше 60 депутатов были ранее предпринимателями, руководили предприятиями, 18 депутатов вели научную, преподавательскую, 5 были журналистами, 4 – врачами. Средний возраст депутатов составил 49 лет. Почти все они имели высшее образование, многие из них были кандидатами и докторами наук, профессорами, некоторые - действительными члены и члены-корреспонденты РАН (слайд 16).
14 уч-ся: Госдума 5-го созыва работает с 2007г. Выборы в нее проходили в соответствии с законом, принятом депутатами предыдущего созыва. Положения избирательного закона устраняли нижний порог явки избирателей и возможность голосовать против всех, была отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, партиям запрещено объединяться в выборные блоки. Для получения депутатских мандатов партиям нужно было набрать не менее 7% голосов. Для участия в выборах зарегистрировалось 11 политических партий. По итогам выборов в ГД 4 партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Абсолютное большинство голосов избирателей получила партия «Единая Россия» (64 % голосов). Председателем ГД был избран Б.В. Грызлов. Для предварительной работы над законопроектами и организационной работы в составе думы было образовано 33 комитета и две комиссии. Среди депутатов ГД оказались актриса Елена Драпеко, певец Иосиф Кобзон и Нобелевский лауреат Жорес Алферов, женщины-космонавты Светлана Савицкая, и Елена Кондакова, ученый-океанолог А.Н. Чилингаров, кинорежиссер Станислав Говорухин, прославленные спортсмены: фигуристы Ирина Роднина и Антон Сихарулидзе , гимнастки Алина Кабаева и Светлана Хоркина, Владислав Третьяк, и Александр Карелин и другие знаменитости. Срок полномочий этой думы истекает в этом году. В соответствии с новым законом депутатов Думы теперь будут избирать сроком на 5 лет (слайд 17)
15 уч-ся: Государственная дума РФ сегодня - законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания РФ. Она состоит из 450 депутатов, работающих на постоянной основе. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. Главными полномочиями ГД являются принятие федеральных законов, участие в формировании и контроль за деятельностью правительства РФ. Президент РФ имеет право распустить Думу досрочно в случаях, предусмотренных российским законодательством. ГД принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом федерации, подписания президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции. К компетенции думы относится: выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности (двумя третями голосов), согласование кандидатуры председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству; назначение председателя Центрального банка; назначение членов совета директоров Центрального банка (12 человек); назначение председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение уполномоченного по правам человека; назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; объявление амнистии; определение аудиторской фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального банка. ГД может выразить недоверие правительству большинством голосов от общего числа своих депутатов. После этого президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением ГД. Если в течение 3-х месяцев ГД повторно выразит недоверие правительству, президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает думу. Заседания ГД являются открытыми, однако по решению думы в случае необходимости могут проводиться закрытые заседания. ГД собирается на сессии; весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с 1 сентября по 25 декабря). Решением палаты продолжительность сессий может продлеваться (файл 17).
16 уч-ся: Структура ГД включает руководство (председатель и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель избирается большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием на весь срок полномочий данного созыва. Он ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета ГД, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляе8т думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления ГД. Число заместителей председателя определяется решением ГД. Они избираются большинством голосов от общего числа депутатов, замещают председателя в его отсутствие, по его поручению ведут заседания, координируют деятельность комитетов и комиссий ГД, которые формируются из числа депутатов. Комитеты готовят законопроекты к рассмотрению в думе; заключения по законопроектам, поступившим на рассмотрение ГД; запросы в Конституционный суд; организуют проводимые думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей, руководителей депутатских фракций и групп. ГД дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав комитета и комиссии определяется думой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатов. Традиционно наиболее многочисленным является комитет по бюджету, наименьшая численность депутатов отмечена в комитетах, созданных по требованиям конкретных фракций и групп (так в первых двух ГД был создан по инициативе ЛДПР комитет по геополитике, по инициативе КПРФ - комитет по делам ветеранов). Для предварительного рассмотрения организационных вопросов деятельности думы создан Совет ГД. В его состав входят председатель думы и руководители депутатских объединений (фракций, комитетов). Он формирует программу законопроектной работы на текущую сессию; готовит проект порядка работы ГД думы на очередное заседание; созывает в соответствии с законом внеочередные ГД; назначает соответствующий комитет ответственным за подготовку законопроекта, определяет сроки подготовки предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний. ГД вправе отменить решение Совета. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД депутаты образуют фракции и депутатские группы (депутатские объединения). Фракция - депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения (партии, движения), прошедшего в Думу на выборах. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут создавать депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Если число членов депутатской группы, становится менее 35, то ее деятельность считается прекращенной.Деятельность депутатских объединений организуется самостоятельно. По предложению фракций и депутатских групп избираются председатели и заместители председателей комитетов ГД. Независимый депутат может получить руководящий пост в думском комитете только по предложению какой-нибудь фракции или группы. Руководители фракций и групп имеют преимущественное право на получении слова для выступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат работников. Закон не ограничивает прав депутата переходить из одного объединения в другое, независимо от того, по списку какого избирательного объединения он был избран (слайд 19).
17 уч-ся: Говоря о порядке принятия законов, следует отметить, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, его членам, депутатам ГД, Правительству, законодательным органам субъектов федерации и судам (Конституционному, Верховному, Высшему арбитражному суду в рамках их компетенции). Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется в 3-х чтениях. При рассмотрении законопроекта в 1-м чтении обсуждается его концепция, дается оценка его соответствия конституции, его актуальности и практической значимости. Если законопроект предусматривает расходы за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства. По результатам обсуждения законопроекта ГД может принять законопроект и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается инициатору. При внесении альтернативных законопроектов ГД рассматривает их одновременно и выносит решение голосованием. Если по итогам голосования принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного числа голосов, на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в первом чтении, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Срок представления поправок к законопроект не может быть менее 15 дней. ГД может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта (референдуме). Поправки к законопроекту, принятому в 1-м чтении, сгруппированные по статьям законопроекта рассматриваются сначала на заседании ответственного комитета. После этого законопроект рассматривается во 2-м чтении. Если по итогам голосования он не набрал необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением ГД законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для доработки в связи с изменениями, внесенными в него при рассмотрении его во 2-м чтении. Совет ГД назначает 3-е чтение. На котором уже не допускается внесение поправок. Если законопроект не принят ГД 3-м чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. Принятый закон направляется для дальнейшего рассмотрения в Совет федерации и Президенту. Особая система рассмотрения применяется при принятии государственного бюджета. В первом чтении закон о бюджете принимается за основу, во втором чтении принимаются основные характеристики бюджета, в третьем чтении распределяются ассигнования по статьям, в четвертом чтении бюджет принимается в целом (файл 20).
18 уч-ся: Согласно Конституции РФ депутатом ГД может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Основным документом регламентирующим порядок выборов депутатов является закон «О выборах депутатов ГД». С 1993г. ГД избиралась по смешанной (мажоритарно-пропорциональной системе). 225 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам в относительным большинством голосов. Другие 225 депутатов - в общефедеральном округе по пропорциональной системе с 5% барьером. По такой системе проходили выборы ГД в 1993, 1995, 1999, 2003гг. В декабре 1997г. президент Б. Н. Ельцин предложил отменить выборы по пропорциональной системе и всех депутатов ГД стали избирать по мажоритарной системе. Но большинство фракций и групп высказались против этого проекта и он не был принят. В 2004г. президент В. В. Путин вновь предложил изменить закон о выборах депутатов Государственной думы - избирать депутатов только по пропорциональной системе, подняв барьер прохождения до 7%. Это предложение, усиливавшее роль крупных политических партий, было принято ГД и в 2007г. выборы прошли только по пропорциональной системе. Согласно российскому законодательству политические партии финансируются из государственного бюджета. Выборы в ГД признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% включенных в списки избирателей. В выборах могут принять участие избирательные объединения, представившие для регистрации 200 тысяч действительных подписей граждан РФ, либо внесшие по установленной законом процедуре избирательный залог (внесение избирательного залога впервые стало применяться на выборах 1999). С 1999г. каждый кандидат должен представить данные о своем имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. В случае предоставления неверных данных кандидату может быть отказано в регистрации. Выдвигать свои списки могут избирательные объединения или избирательные блоки (блок образуют, как минимум, два избирательных объединения). В выборах дум первых созывов могли принимать участие любые объединения граждан, но после принятия законодательства о политических партиях избирательными объединениями признаются только политические партии. Закон требует, чтобы избирательные округа были примерно равны по численности избирателей. Схема избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть обнародован не позднее, чем за 100 дней до дня выборов. На выборах не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов и более чем по одному одномандатному избирательному округу. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по общефедеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов. Российское законодательство регламентирует порядок ведения предвыборной агитации, каждый кандидат (избирательное объединение) получают долю бесплатного эфирного времени и бесплатных площадей в печатных средствах массовой информации, учредителями которых являются государственные структуры. Дополнительное эфирное время и газетные площади предоставляются на платной основе. При этом избирательные фонды кандидатов согласно закону ограничены (слайд 21).
19 уч-ся: Голосование на выборах депутатов ГД проводится, как правило, в календарный выходной день с 8 до 20 часов по местному времени. В 2005г. был назначен единый день выборов федеральных и региональных органов власти - второе воскресенье марта (резервный день - второе воскресенье ноября). Избиратель, который не имеет возможности прибыть в день голосования на свой избирательный участок, вправе получить в территориальной (за 45-25 дней до дня голосования), либо участковой (за 24-1 день до дня голосования) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в другом избирательном округе. Досрочное голосование разрешено не ранее чем за 15 дней до дня голосования только в отдаленных и труднодоступных местностях. В исключительных случаях избиратель может проголосовать на дому, в больнице, подав соответствующее заявление. Но результаты досрочного голосования и голосования вне помещения для голосования в наибольшей степени подвержены манипулированию и фальсификации. Конституция запрещает депутатам ГД думы находиться на государственной службе или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. (исключение было сделано только для депутатов думы первого созыва). Депутаты обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной думой по представлению генерального прокурора РФ (слайд 22).
Заключительное слово учителя: Наше путешествие подошло к концу. Вы получили большой объем информации, которую теперь предстоит осмыслить. А чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю вам дома поработать с Конституцией РФ, учебником истории и выполнить тесты.
Домашнее задание: тесты










Дополнительные материалы
Приложение №1

Тест «Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ»

1. Слово «конституция» образовано от латинского constitutio, что означает
а) основной закон; б) установление; в) согласие; г) договор.
2. Первая в России Конституция была принята: а) в 1861 г.; б) в 1905 г.; в) в 1918 г.
3. Первая Конституция СССР была принята: а) в 1918 г.; б) в 1922 г.; в) в 1924 г.
4. Конституции СССР также принимались:
а) в 1918 г.; б) в 1922 г.; в) в 1924 г.; г) в 1936 г.; д) в 1977 г.
5. После принятия очередной Конституции СССР принимались Конституции союзных республик. Конституции РСФСР принимались:
а) в 1922 г.; б) в 1924 г.; в) в 1925 г.; г) в 1937 г.; д) в 1978 г.
6. Какому органу принадлежала верховная власть по Конституции РСФСР 1925г.?
а) Всероссийскому Съезду Советов и ВЦИК б) ЦК ВКП(б)
в) Совету Народных комиссаров г) Съезду народных депутатов
7. Конституция РФ была принята: а) 5 декабря 1990г.; б) 12 июня 1991г.; в) 12 декабря 1993г.
8. В отличие от всех предыдущих Конституций Конституция РФ была принята:
а) на Верховном съезде Советов; б) на референдуме; в) Государственной Думой.
9. В отличие от всех предыдущих Конституций Конституция РФ – это документ
а) небольшой по объему; б) сложный по содержанию; в) имеет прямое действие.
10. Конституция РФ базируется на ценностях:
а) религиозных; б) нравственных; в) патриотических;
г) демократии; д) социального мира; е) международного сотрудничества.
11. Задачами Конституции РФ являются:
а) утверждение правосудия; б) упорядочение государственной власти; в) провозглашение прав человека; г) гарантия прав человека; д) защита прав людей во всем мире; е) борьба за мир во всем мире.
12. Конституция является
а) доктриной внешней политики государства б) кодексом законов
в) основным законом государства г) формой государственного правления
13. По территориально-государственному устройству РФ:
а) уния; б) конфедерация; в) федерация.
14. По форме правления РФ:
а) абсолютная монархия; б) конституционная монархия; в) парламентская монархия; г) президентская республика; д) парламентская республика.
15. По политическому режиму РФ: а) авторитарное государство; б) тоталитарное государство; в) демократическое государство.
16. Основным источником власти в РФ является:
а) народ; б) Президент; в) премьер-министр; г) Государственная Дума.
17. РФ состоит из равноправных субъектов федерации -
а) краев; б) областей; в) земель; г) республик; д) автономных округов; е) департаментов; ж) городов федерального значения; з) автономной области.
18. По конституции, РФ - это государство: а) светское; б) социальное; в) правовое; г) авторитарное; д) религиозное; е) социалистическое.
19. В Российской Федерации земля может находиться:
а) в государственной, муниципальной и иных формах собственности;
б) в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
в) в частной, государственной и иных формах собственности
г) только в частной собственности.
20. Государственная власть в РФ делится на: а) местную; б) судебную; в) законодательную; г) центральную; д) исполнительную.
21. Законодательная власть в РФ принадлежит:
а) судам; б) Президенту; в) Федеральному собранию; г) Правительству.
22. Исполнительная власть в РФ принадлежит:
а) Правительству; б) Президенту; в) Федеральному собранию; г) судам.
23. Судебная власть в РФ принадлежит:
а) Федеральному собранию; б) Президенту; в) судам; г) Правительству.
24. Парламент в РФ называется:
а) Государственная Дума; б) Совет Федерации; в) Федеральное собрание.
25. Парламент в РФ состоит из двух палат:
а) Государственной Думы; б) Совета Федерации; в) Федерального собрания.
26. Президентом РФ является:
а) Б. Грызлов; б) В. В. Путин; в) Д. А. Медведев.
27. Премьер-министром РФ является
а) Б. Грызлов; б) В. В. Путин; в) Д. А. Медведев.
28. Согласно Конституции, Президент РФ избирается сроком на:
а) 4 года; б) 5 лет; в) 6 лет; г) 7 лет.
29. Президентом РФ может быть:
а) только русский; б) только мужчина; в) только гражданин России; г) человек не моложе 35 лет; д) человек не старше 55 лет; е) имеющий высшее образование;
ж) постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
30. Согласно Конституции депутатов Государственной Думы избирают сроком на:
а) 4 года; б) 5 лет; в) 6 лет; г) 7 лет.
31. Депутатом Государственной Думы может быть:
а) только русский; б) только мужчина; в) только гражданин России;
г) человек не моложе 35 лет; д) человек не старше 55 лет; е) имеющий высшее образование; ж) постоянно проживающий в России не менее 10 лет; з) человек не моложе 21 года; и) имеющий право участвовать в выборах.
32. В РФ разрабатывает и принимает законы
а) Правительство б) Президент РФ
в) Государственная Дума г) Федеральное Собрание
33. Акт высшего исполнительного органа власти в РФ называется
а) постановление б) закон в) решение г) указ
34. Нормативный акт Главы государства в РФ называется
а) указ б) закон в) рескрипт г) устав
35. В РФ в соответствии с Конституцией функционируют следующие суды:
а) уголовный; б) Конституционный; в) гражданский; г) сословный; д) административный; е) Высший Арбитражный; ж) Верховный; з) церковный.
36. Мера должного поведения человека, установленная Конституцией РФ, называется
а) правоспособность б) субъективное право
в) права человека г) конституционная обязанность
37. Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранять природу и окружающую среду
2) получить специальное образование
3) платить законно установленные налоги и сборы
4) разрешать споры в судебном порядке
5) защищать Отечество



Приложение №2
Список литературы, используемой учителем и уч-ся при подготовке урока
1. Конституция РФ. М. Проспект. 1999. 2. История России XX век. М. ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 г. 3. История России XX век. Школьный словарь-справочник. М.ООО Астрель АСТ.2002 г. 4. Энциклопедия для детей.Т.5. История России и её ближайших соседей. XX век. М. Аванта +. 2002 г.


















Приложение №3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Выводы

1. Данный урок был проведен в 9-11классах МОУ СОШ №10 весной 2011 г. в рамках мероприятий, посвященных 105-летию российского парламентаризма.
2. В его подготовке и проведении приняли участие практически все уч-ся данных классов.
3. Презентация была подготовлена уч-ся 11 класса Андреевой Надеждой.
4. От 50 до 70% уч-ся справились с домашней работой на «4» и «5».
5. Наибольший интерес урок вызвал у тех уч-ся 10-11 кл., которые уже осенью 2011г. должны были впервые принять участие в выборах в Государственную Думу РФ.
6. Осенью 2011г. работники сельской библиотеки проводили для уч-ся 11 кл. игру-конкурс «Я - избиратель» на знание Конституции РФ и закона «О выборах», на которой они показали очень хорошие знания. Этому, я думаю, в немалой степени способствовало, проведение данного урока.
7. Информация, подготовленная учителем и учащимися к уроку, представляет собой интегрированный материал, это способствует формированию метапредметных знаний. В свою очередь формирование метапредметных знаний - неотъемлемая составляющая компетентностного образования, главный лозунг которого: «Школа готовит к жизни!»


15