Выступление по темеДеятельность классного руководителя в условиях обновлённого содержания образования


«Деятельность классного руководителя в условиях обновлённого содержания образования»
Для воспитания детей нужен не великий ум,
а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ взрослого и ребенка. С.Соловейчик
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Главные задачи современной школы:
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Наша новая школа»
Цель воспитательной работы современной школы:
помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя, т.к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.).
Цель деятельности современного классного руководителя заключается в создании условий саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Известно, что учителя никогда не снимали с себя ответственности за воспитание обучающихся. Вывод проблем воспитания на государственный уровень, разработка и реализация ПНПО сделали этот процесс более целенаправленным, значимым, системным. Нормативные документы МОН РФ четко определили цели и задачи, формы работы, критерии оценки осуществления функций классного руководителя в современных условиях.
Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.Анализ деятельности классного руководителя с классным коллективом в воспитательной системе школы позволяет выделить ряд условий эффективности этой деятельности, связанных с личностными характеристиками педагога-воспитателя. Осознание классным руководителем себя как воспитателя - одно из условий его эффективной деятельности с коллективом класса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.
Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Перед современным классным руководителем ставятся следующие задачи:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности;
организация занятий по направлениям внеурочной деятельности.
Каким же должен быть современный классный руководитель?
Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах, регулярно повышать свою квалификацию, посещать и участвовать в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.
Каждому классному руководителю нужно хорошо знать:
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
владеть современными технологиями воспитания.
В условиях обновлённого содержания образования выделены следующие функции классного руководителя:
организационно-координирующие;
коммуникативные:
аналитико-прогностические;
контрольные.
Организационно-координирующие
обеспечение связи ОУ с семьей;
установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это- посещение ЦДТ для обучающихся начальной школы, разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
В своей работе классный руководитель должен постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.
Таким образом можно сделать вывод, что в современной школе, в условиях обновлённого содержания образования, необходима смена позиции классного руководителя с ведущего на сопровождающего, с классного руководителя на тьютора, педагога, который организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Сегодня классный руководитель должен выполнять функцию конструирования траектории и осуществления индивидуального развития каждого школьника.
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.Януш Корчак