Внедрение обновленного содержания технического и профессионального образования


Внедрение обновленного содержания технического и профессионального образования в колледжах Костанайской области
Ибрагимов К.Т., ст.преподаватель кафедры ППСОП ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», г.Костанай, Казахстан
Аннотация
Согласно Государственной Программы развития образования на 2016-2019 годы обновление содержания технического и профессионального образования будет осуществлено на основе запросов индустриально-инновационного развития страны. В данной статье отражена работа, проведенная в техническом и профессиональном образовании Костанайской области по обновлению содержания образования.
Annotation
In obedience to Government Program of development of education on 2016-2019 updating of maintenance of technical and professional education will be carried out on the basis of queries of industrially-innovative development of country. The work conducted in technical and professional formation of the Kostanay area on updating of maintenance of education is reflected in this article.
Ключевые слова: обновление содержания образования; национальная система квалификаций; профессиональные стандарты; прикладной бакалавриат.
Key words: update the content of education; national qualifications system; professional standards; Bachelor of Applied.
Мероприятия, проводимые по обновлению содержания технического и профессионального образования в Казахстане, направлены на реализацию Послания Президента РК «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». В соответствии, с которым поставлена задача подготовки специалистов, обладающих теоретическими знаниями, умеющих целостно использовать свои профессиональные способности и навыки, умеющих воспринимать творчески новые научные идеи, овладевших инновационными технологиями, умеющих управлять современным технологическим процессом.
Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016-2019 гг. принятая в соответствии с Посланием Президента РК «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» направлена на модернизацию системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграцию в мировое образовательное пространство.
В Костанайской области начата работа по внедрению новой модели системы и содержания технического и профессионального образования.
Текущее состояние рассматриваемого вопроса свидетельствует о проведении планомерной работы в данном направлении. Министерством образования и науки Республики Казахстан на основе соглашения о займе между государством и Всемирным банком с 2011 года реализуется проект по модернизации технического и профессионального образования. В рамках реализации планов институционального развития в 2012-2013 годах выделены гранты 68 колледжам на улучшение материально-технической базы, оснащение кабинетов и лабораторий по специальностям, организовано повышение квалификации преподавателей технического и профессионального образования (далее ТиПО) в странах ближнего и дальнего зарубежья [1].
В число данных образовательных учреждений в 2013 году включены 6 колледжей Костанайской области: Костанайский политехнический колледж, Костанайский колледж автомобильного транспорта, технико-экономический колледж Костанайского инженерно-экономического университета им. Дулатова, Карасуский сельскохозяйственный колледж, Аркалыкский политехнический колледж, Рудненский политехнический колледж.
В среднем каждому колледжу - грантополучателю выделено 380 тысяч долларов. Данные средства в целом направлены на:
- консультационные услуги по совершенствованию образовательного процесса;
- модернизацию материально-технической базы;
- повышение квалификации педагогических работников.
Согласно Государственной Программы развития образования и науки на 2016-2019 г.г. обновление содержания ТиПО т осуществляется на основе запросов индустриально-инновационного развития страны.
Национальная система квалификаций разрабатывается в соответствии с международными требованиями и потребностями рынка труда, проводится работа по совершенствованию профессиональных стандартов по приоритетным специальностям отраслей экономики, охватывающих все уровни национальной рамки квалификаций. Разработка профессиональных стандартов осуществляется работодателями и объединениями работодателей, и утверждаются Национальной палатой предпринимателей.
Гибкость государственных образовательных стандартов ТиПО позволила учебным заведениям изменять содержание рабочих учебных планов с требованиями работодателей, внедрять модульное, кредитное, дуальное обучение.
На основе профессиональных стандартов начат пересмотр и обновление образовательных программ ТиПО.
Разработка и трансляция образовательных программ, соответствующих международным и профессиональным стандартам в системе ТиПО осуществляется НАО "Холдинг "Кәсіпқор".
Обучающимся представлена возможность развивать предпринимательские навыки за счет внедрения в учебных заведениях ТиПО курсов "Основы предпринимательской деятельности".
В колледжах республики начато осуществление подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики по направлениям прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат направлен на конкретную квалификацию с увеличением практико-ориентированной части образовательной программы [2].
В Костанайской области работа по переходу в Высший колледж по направлениям прикладного бакалавриата начата в Костанайском политехническом колледже и Костанайском медицинском колледже. В данных колледжах имеются профессиональные педагогические кадры, современное материально-техническое оснащение и соответствующая инфраструктура.
Костанайский политехнический колледж - это приоритетный национальный проект, вошедший в десятку лучших колледжей страны для подготовки кадров индустриальной карты развития (ГПИИР). Костанайский политехнический колледж - колледж партнер Холдинга «Кәсіпқор».
Костанайский медицинский колледж — ведущее инновационное среднее медицинское образовательное учреждение Казахстана, эффективно внедряющее в практику научные разработки в области интегративной медицины, гарантирующее получение качественного среднего медицинского образования в соответствии с требованиями потребителей.
Большие перспективы открываются перед обучающимися. У студентов колледжей есть возможность учиться по новым образовательным программам, разработанным совместно с иностранными партнёрами, вести научные, опытно-конструкторские исследования под руководством преподавателей, участвовать в интересных молодёжных проектах и внедрять их в реальную жизнь.
Задача Костанайского политехнического и Костанайского медицинского колледжей - стать центрами инновационного и технологического развития, центрами подготовки кадров высокого уровня.
В будущем полученные студентами современные знания и востребованные специальности обеспечат нашей стране прорыв в высокотехнологичных секторах экономики.
В летний период 2016 года более 200 инженерно-педагогических работников и руководителей организаций технического и профессионального образования прошли курсы по обновленному содержанию образования на базе Костанайского политехнического колледжа по программам, разработанным на основе модульно-компетентностного подхода Холдингом «Кәсіпқор» по теме: «Педагог новой формации системы технического и профессионального образования».
Курсы провели компетентные тренеры из числа администрации   и преподавателей специальных дисциплин колледжа, прошедших курсы повышения квалификации в международных образовательных центрах Франции, Белоруссии, НАО Холдинг «Кәсіпқор» с участием зарубежных тренеров.
Это позволило работу по внедрению данных программ начать в колледжах Костанайской области с 1 сентября 2016 года, и это в свою очередь выведет подготовку квалифицированных кадров на новый уровень.
В целом обновление содержания технического и профессионального образования области позволит подготовить высококвалифицированные кадры для экономики региона. Будет реализована цель Государственной программы развития образования и науки, принятой в соответствии с Посланием Президента РК «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» - социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования.Литература:
1. Статья Развитие профессионального уровня педагога ТиПО. Кузнецова С.В. https://infourok.ru/user/kuznecova-svetlana-viktorovna4;
2.Государственная Программа развития образования, утвержденная Указом Президента РК от 1 марта 2016 года №205.