Эссе-размышление: Казахстанская школа вчера и сегодня: взгляд изнутри


Эссе-размышление на тему: «Казахстанская школа вчера и сегодня: взгляд изнутри»

Конечно, будучи учителем меня не может не волновать будущее нашей системы образования. Ясно, что современной школе необходимо уйти от стандартов прежней школы, где учитель являлся доминантой и его мнение и точка зрения были правильными и безупречными. В современной школе главный акцент это ребенок с его переживаниями и надеждами и между учителем и учеником устанавливается партнерство. Главной целью образовательного процесса сегодня является воспитание учеников и выпускников с активной жизненной позицией, умеющих находить и принимать решения в различных нестандартных ситуациях. Раньше сидя на уроках, учителя снабжали нас готовыми и проверенными на практике знаниями, что было для нас удобно и комфортно, теперь же учителю приходится наталкивать и направлять учеников в поиске необходимой информации, а ученику необходимо полагаться на свои знания и жизненный опыт, даже если он совсем небольшой, тем самым ученик учится самовыражению и безбоязненно начинает ориентироваться в большом количестве информации, т.е. он сам добывает знания и применяет их. Если ученик сам добыл знания, то это и является успехом учителя, а значит и всей системы образования. Таким образом, со стен современной школы выходит выпускник новой формации: предприимчивый, любознательный и уверенный в своих знаниях.
Ну, а до того как воспитать такого ученика следует большое внимание уделить культуре учителя, педагога, воспитателя. Всем известно, культура с латинского означает земледелие, воспитание, почитание, и в разных сферах деятельности этот термин имеет разные значения, но как нельзя, кстати, культура очень важна для учителя. Действительно, также как земледелец возделывает, ухаживает, холит и лелеет свой отросток и ждет от него большого урожая, так и педагог вкладывает в свое чадо все свои навыки и умения, день ото дня вооружая его знаниями, расширяет его кругозор, и в конечном итоге, он воспитывает ГАРМОНИЧНУЮ ЛИЧНОСТЬ с самовыражением, характером и проявлением его субъективности в разных вопросах. Отсюда следует, что культура должна быть обязательным качеством учителя. Культура учителя проявляется не только в соблюдении этикета, но и определяется его кругозором, заинтересованностью в постоянной работе над собой, устанавливающим не жесткие рамки между собой и учениками, руководствуясь устаревшими правилами и нормами, а с открытыми объятиями для разных учеников: одаренных и не очень, умных и не совсем, начитанных и не любящих читать, что в результате поможет воспитать их счастливыми и независимыми. Поистине учитель с высоким уровнем культуры всегда останется верен своему призванию и будет обучать, воспитывать, возделывать всюду, где бы он ни находился. Только такой учитель способен подвигнуть своего воспитанника на осмысление, а не на безоговорочное принятие истины, требует от него доказательства, а не слепого повиновения. Таким образом, он стимулирует и побуждает на поиск, при этом честно оценивая ученика и приучает его к объективному восприятию даже не самой хорошей оценки. Естественно, разные дети по-разному реагируют на полученные оценки, но я считаю, возможно, избежать непонимания при объявлении оценок, если использовать разные тембры голоса, обязательно должен присутствовать контакт глаз ну и, самое главное, конкретно заострить внимание не на ошибке, а на другом способе решения проблемы.
Что касается образовательного процесса, учителю необходимо обычные лекционные уроки превращать в диспуты, дискуссии, беседы, которые будут будить воображение, творчество, раскрывать потенциал и развивать логику и догадку. Тем самым такие уроки сближают учителя и ученика, сотрудничество и партнерство идут рука об руку, что положительно сказывается как на отношениях между учителем и учениками, так и на всем образовательном процессе.
Сегодня большая роль в преподавании отдается образовательным технологиям. Модернизация школьного образования потребовала введения в эксплуатацию компьютеров как основного двигателя прогресса системы образования. Компьютер не вытеснил учителя, а, напротив, облегчил многие моменты в обучении. Чаще всего учителя используют технологии компьютерных и интерактивных способов обучения, когда в течение урока учитель тесно взаимодействует с учеником – это заполнение различных таблиц, кластеров, сравнения, работа в группах, защита проектов. В выборе технологий учитель вправе выбирать то, что ему по душе и по силам. Правильный выбор технологий - залог интересных и продуктивных уроков. Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и новейших педагогических программных средств. Интерактивные доски позволяют проводить не только презентации, доклады и семинары, но и групповое обучение в классе с использованием самых раздличных демонстраций. Например, при изучении прошедшего времени (Past Simple) правильных глаголов я применяю слайд «Корзинка». Известно, что окончание – ed читается как [t], [d], [id]. Задание: Чей ряд быстрее соберет слова в корзинки согласно одному из трех правил чтения. Данная презентация-игра тренирует детей в правильном чтении окончаний, внимательности, быстроте реакции.
По-моему мнению, на современном этапе необходимы педагогические взаимодействия не только отдельных учителей, но и целых школ, создание различных совместных программ, а не по привычной схеме: каждый сам за себя, программы обмена и сотрудничества.
В самом деле, для воспитания и обучения современных школьников целесообразно обучение и самих учителей. Как сказал глава государства Н. А. Назарбаев: «Нашей стране необходим взрыв инновационной деятельности», и эти слова касались экономического потенциала страны со стороны предприятий, фабрик и заводов, мне кажется, что эти слова однозначны и для системы образования. В связи с этим на современном этапе начали действовать курсы подготовки и переподготовки учителей, соответствующие международным стандартам образования.
15