Открытый урок по литературному чтению в 4 классе Тема: К. Булычёв Джинн в коробке



Урок литературы с использованием технологий модульного чтения и «Шаг за шагом» в 4 классе
              Учитель: Шпис Л.С.
Тема: Кир Булычёв «Джинн в коробке»
Цель: постижение на уроке специфики литературы как искусства слова.
Задачи: Обучающие. Продолжить работу по формированию навыков правильного и выразительного чтения, совершенствовать умение определять изобразительно – выразительные средства, определять основную мысль текста
Развивающие. Развивать умение анализировать, расширить лексический запас, развивать устную речь, умение рассуждать по поводу прочитанного.
Воспитывающие. Воспитывать нравственно – эстетические нормы, культуру учебной деятельности, коммуникативные качества личности через работу в группах; прививать интерес к серьёзному чтению, формирование хорошего читательского вкуса.
Оборудование, демонстрационный материал, наглядность: видеофильм 2шт., грамзапись, выставка книг, плакат, читалочки на выставке
Используемые технологии: Степ бай степ, модульная технология.
Методы: эвристический (поисковый), метод самостоятельного решения задач творческого характера, исследовательский
Тип урока: закрепление
Ход урока.
1. Организационный этап. 1мин. Чтобы настроиться на рабочий лад, начнем урок с девиза:
Девиз урока: Стало быть так и выходит:
                       Все, что мы делаем, нужно.
                       Значит,  давайте трудиться,
                       Честно, усердно и дружно!
2. Модуль 1. Целеполагание. 3мин.
-Сегодня у нас заключительный урок по отрывку из произведения Кира Булычёва «Джинн в коробке».
Главная цель урока: учиться анализировать художественные произведения в целом. Какие виды работ нам помогают это делать?
(по ролям, работа с планом произведения, выборочное чтение, пересказ, работа с выразительными средствами, выделение темы и идеи произведения, работа над композицией)
Вас будут оценивать мои помощники из экспертной комиссии.(2 человека)
Модуль 2. Мотивация. Актуализация. 10 мин.
Какого жанра изучаемое произведение?
Что такое фантастика? Каких писателей - фантастов знаете?
Чем интересен жанр фантастики? (любые мечты можно воплотить в реальность, можно выдумать несуществующее в природе, в жизни героев, безграничная фантазия забрасывает нас в океанские глубины, космические пространства)
Любите ли вы фантазировать?
Какая обстановка способствует этому? (музыка)
О чём вы мечтали?
Какие качества развиваются при фантазировании? (воображение, желание узнать больше о предмете мечтания, любопытство, практические навыки- сделать, сотворить своими руками )
Для вас ребята нашего класса подготовили выставку книг, с краткой аннотацией прочитанных книг Кира Булычева и других фантастических произведений. Удалось ли заинтересовать вас книгой? (2 чел) Послушаем мнение экспертной комиссии.
Дома, найдите любые произведения фантастического жанра и составьте аннотацию в своих «читалочках».
Модуль3 Обобщение
Продолжим работу над содержанием произведения, которое вы читали дома. Вспомним содержание экспозиции.
Выборочное чтение.
Зачитайте описание бухты, в которой находилась Алиса
Прочитайте, почему Стас не боялся за Алису?
Какие морские обитатели упоминаются в тексте?
Какую дополнительную информацию вы узнали о них ? (медузы, мидии)
Чтобы представить какие ощущения человек испытывает под водой, мы отправимся в подводное царство.
Просмотр фильма об обитателях морей и океанов.
Назовите слова, которые помогают описать ваши ощущения? (любопытство, восторг от увиденного, желание до всего дотронуться)
Совпадают ли они с ощущениями Алисы?
Зачитайте, какие оттенки может иметь морская вода? (на поверхности, глубже)
Какие опасности подстерегают в подводном царстве? (не заплывать глубоко, следить за расходом кислорода, не дотрагиваться до обитателей подводных - они могут быть ядовитыми, хищные рыбы, не заплывать в пещеры) (ОБЖ)
С помощью плана 2 части проследим за развитием сюжета. Какие композиционные элементы здесь встречаются? (Завязка – когда Алиса находит космический корабль, развитие сюжета встреча Алисы в каюте корабля, странный разговор) (на доске план)
Встреча с пришельцем.
Алиса находит космический корабль.
В каюте корабля.
Странный разговор.
Проверим, как вы готовы к чтению по ролям:
Сейчас мы прочитаем диалог Алисы с космонавтом. Ваша задача передать характерные особенности героев.
Каким пришелец предстал перед нами во время разговора? (коварным, жестоким, недаром автор называет его тираном)
Какие чувства он у вас вызывает? (удивление)
На каком языке они говорили? (космолингва)
Каким голосом его можно озвучить? (механическим)
Какую интонацию вы выберите для Алисы в начале разговора (сочувствие, надежду на контакт) и в конце? (несогласие- решительность)
Чтение по ролям.
Насколько ребятам удалось войти в образ героев? Заслушаем мнение экспертов
Физ. пауза Песня «Прекрасное далёко»

Модуль 4
Работа в центрах.
Класс делится на группы по 5-7 человек на аналитиков, читателей, мыслителей и работают в центрах.
Центр чтения: «мир книг».
 1 группа – читатели.
Задание: Посмотрите на наш Сканер и найдите 4 героев произведения.
у
ы
с
а
л
н
ы
ш
к
а

в
ф
г
о
с
т
я
х
ь
к

н
П
т
и
и
я
у
м
ы
ф

у
л
и
т
к
а
ц
к
б
в

т
о
з
А
я
ц
з
е
е
т

о
м
С
о
р
о
к
а
ю
и

ч
ф
Е
ж
и
к
я
ф
т
ю

к
х
ц
ы
п
л
я
т
а
р

а
э
О
ф
х
в
г
ю
м
с

з
м
н
т
и
ы
у
н
р
д

Алиса, Стас, Паша, тиран
Как вы понимаете «Тиран»? Кого так называют?
2 группа – аналитики.
Задание: зачитать друг другу результаты анкет. Проанализировать доводы. Записать основные выводы (на плакате), для кодекса дружбы.
Анкета (была дана на дом)
Попробуй дать ответ, что такое дружба?
Сколько у человека может быть друзей?
Что ты выберешь 100 рублей или 100 друзей?
Есть ли у тебя друг? Когда ты убедился, что он настоящий?
С каким человеком ты не стал бы дружить?
С какими отрицательными чертами ты миришься? Пытаешься ли их исправить?
Старайся быть честным, справедливым
Выручай друга, поддерживай
Мирись с недостатками друга, помогай от них исправиться
Спокойно воспринимай критику в свой адрес, у тебя тоже могут быть недостатки
Не предавай друга

3 Центр «Фантазёры»
Задание: Представьте, что друзья опоздали спасти Алису, и в неё вселился инопланетянин. Тиран Вселенной. Что бы тогда случилось с планетой?

4 Научно-исследовательский центр.
Вы читайте и думайте, как сказать по-другому.
Бить тревогу – беспокоиться.
Дело в шляпе – все в порядке.
В два счета – быстро.
На краю земли – далеко.
В добрый час – пожелание счастливого пути.
В конце концов – наконец.
Только держись – выражение активного проявления чего-либо.
Рука об руку – вместе.
                       (Словарь фразеологизмов).
Задание перед чтением: переставьте фразеологизмы, записанные на доске в нужной последовательности в соответствии с текстом. Для экспертов
Какая из предложенных пословиц наиболее ярко отражает главную мысль в отрывке, ее поучительный смысл?
1.     Уверенность приносит победу.
2.     Смелость города берет.
3.     Победа любит старание.
4.     Смелые и решительные побеждают в любом деле.

5 Центр «Мыслители»
Приведите примеры, когда фантастическое воплотилось в реальную жизнь?
Фантасты воплощают свои пре