Единые требования к организации режимных моментов в Новобурейской коррекционной школе-интернат №5


Единые требования
К организации режимных
Моментов в Новобурейской Специальной (коррекционной)
Школе-интернат №5
Задачи режимных моментов.Развитие у учащихся практических умений и навыков по уходу за телом, одеждой, обувью, помещениями.
Развитие у учащихся полной привычки в одно и тоже время приступать к учёбе, еде, труду, сну, беречь время; привычка подчиняться дисциплине, распорядку.
Развитие мышления детей через обучение школьному умению представить конечный результат своего труда в каждом виде работы.
Умение спланировать свою работу для достижения цели.
Умение контролировать себя, опираясь на предметный образец, затем на правило, предписание, мысленный образ.
,6. Развитие эмоционального - психического тонуса, воли детей.
Исправление и развитие физической стороны личности на режимных моментах через соблюдение необходимых санитарно-гигиенических требований к организации быта детей.
Развитие эмоционального - психического тонуса, воли детей. Развитие 'самостоятельности, активности детей.
Общие требования к режимным моментам
1. Спокойная рабочая обстановка без лишнего шума, конфликтов, суеты в утренние часы.
Наличие серии обучающих практических занятий по каждому виду работы, выполняемой учащимися на режимных моментах и во внеурочное время. После этого проводятся повторительно - обобщающие занятия.
Практические занятия должны содержать такие этапы:
Оргмомент
Вступительная беседа
Анализ образца или показ
Планирование своих действий учащимися
Повторение техники безопасности
Тренировочные упражнения Контроль своих действий Оречевление своих действий Подведение итога занятия
Школьники должны чётко знать, что и в какой последовательности им надо делать в данное время.
Требования к организации утренней зарядки
Утренняя зарядка выполняет три группы задач: оздоровительные, воспитательные, гигиенические.
Первоклассники первые три недели не участвуют в зарядке в общей группе учащихся младших классов. Это подготовительный период.
Его задачи:
Показать новой группе как проводиться зарядка в школе, где их место, как они должны одеться /трусики, с 3 кл у девочек маечка/ какими умениями и навыками должны овладеть.
Воспитатель учит вставать в одно и тоже время по определённому сигналу.
Тренирует в быстром построении на зарядку.
Обучает, как одеваться на зарядку.
Ежедневно разучивает 1-2 упр. Комплекса.
Подготовительный период может быть увеличен или уменьшен по времени в зависимости от состава класса.
Подготовка к проведению утренней зарядки воспитатель начинает её еще с вечера. С помощью актива проверяется спортивная форма.
Зарядка проводится отдельно с разными возрастными группами. Зарядку проводят подготовленные старшеклассники, физорги. За качеством выполнения упражнений, за дисциплиной следит воспитатель.
Обязанности учителя физкультуры: разрабатывает комплекс упражнений зарядки, разучивает их с физоргами, ответственными за зарядку и воспитателями. Смена комплекса упражнений через 2 месяца.
Общую нагрузку на детей контролирует врач, даёт рекомендации усилить или уменьшить нагрузку.
Время для утренней зарядки: младшие классы - 6-8 мин., 5-6 упр.
старшие классы - 10-12 мин., 8-10 упр.
Начинаться и заканчиваться комплекс должен упражнением на дыхание. На дыхание детей обращать особое внимание, т.к. дыхание у ребят неглубокое, неритмичное, не согласовано с движением тела. Поэтому надо говорить: «Вдох - выдох»
Дифференцированная работа на зарядке.
Травматикам, психически расторможенным, ревматикам, сердечникам надо
запрещать делать на зарядке интенсивные упражнения. В это время у них
ходьба на месте.
Индивидуальная работа: отрабатывать движения отдельно с учеником. Самое
лучшее место проведение зарядки - улица.
Требования к организации утреннего и вечернего туалета.
В первые дни новую группу надо познакомить с оборудованием умывальных и туалетных комнат
С первых дней проводится серия тренировочных занятий
Переход в умывальную комнату проходит организованно, вместе с воспитателем. Перед переходом оргмомент, где воспитатель с помощью актива проверяет, всё ли взято с собой, наделивает детей, что отработать, что наблюдать. После умывания подведение итогов. Особое внимание уделить двигательно - расторможенным детям.
Время на проведение туалета в старших классах меньше чем в младших.
Усложнение требований к учащимся по мере их развития
Все упражнения выполнять последовательно.
Уборка осуществляется силами воспитанников. Учащиеся начальных классов делают частичную влажную уборку помещения, старшеклассники - полную уборку.
В частично влажную уборку помещений входит уборка мусора, протирание пыли, подметание пола влажным веником, наведение порядка в шкафах, на рабочих местах. Воспитанники начальных классов принимают участие в отдельных видах генеральной уборки помещений, которая проводится еженедельно в определённое время, во всех классах одновременно, в школе- интернате. Полную уборку делают технички или старшеклассники - шефы.
Инвентарь для уборки помещений должен соответствовать возрастным особенностям детей
С первых дней пребывания в школе воспитатель проводит серию обучающих мероприятий по уборке. Во 2 полугодие воспитатель 1 кл. отрабатывает последовательность и качество дежурства по спальной, классной, игровой комнатам.
В 4 кл. воспитатель обучает школьников мыть пол и выполнять полную влажную уборку помещений в которую входит: протирать пыль с мебели, следить за чистотой панелей и дверей, подметать пол, убирать мусор, правильно мыть пол без швабры.
Во всех классах учащиеся должны уметь правильно заправлять и расправлять постель, убирать вещи на определённое место, содержать тумбочки в порядке, рабочие столы в классе, правильно развешивать одежду в раздевалке, шкафу.
На каждый вид работ по уборке комнат вырабатываются единые требования. Например уборка постели:
Встряхнуть простыню
Перевернуть матрац
Натянуть простыню без морщинок
Расстелить одеяло, чтобы не было неровностей, чтобы его не было видно из под покрывала.
На середине покрывала - раскладка, глубиной не менее 5 см, покрывало опускается от верхней линии матраца на 12 см, чтобы железная планка кровати была полностью закрыта.
Подушка ставиться в головном конце кровати, посередине углом хорошо натянутой.
Лицевое полотенце висит у головного конца кровати на 111 перекладине. Ножное полотенце висит в ножном конце кровати на 111 перекладине.
Под матрацем ничего нельзя хранить.
При уборки комнат запрещается мыть пол учащимся 1-3 кл., носить ведра с водой и всем учащимся запрещается мыть окна любой этажности.
Характерные ошибки при организации уборки комнат:
У Учащиеся нарушают последовательность
У Форма одежды не отработана
У В некоторых школах учащиеся моют только пол, а двери и панели нет.
К организации уборки комнат надо подходить дифференцированно, продумать, в какое время и с кем будет дежурить психически расторможенный ученик.
Подготовка учащихся к занятиям в школе
Перед тем, как идти в класс, воспитатель проверяет внешний вид учащихся, напоминает, что в школу нельзя носить посторонние вещи.
За 15 мен. До начала 1 урока воспитатель проводит детей в школьное здание и сразу заводит в класс. 10-12 мен. Подготовка к учебным занятиям.
Задачи данного момента:
Итоги утренних режимных моментов
Повторить самое главное, основное, что было задано на дом.
Создание психологического настроя у отдельных учащихся на учёбу /основной метод - похвала авансом, подбадривание/
Учащимся запрещается ходить по школе в обуви, не имеющей каблуков, т.к. это развивает плоскостопие.
Подготовка ко сну
После прогулки выделяется не менее 10 мин. на чистку обуви, одежды к новому школьному дню.
В подготовку ко сну входит:
18415-30480
00
Проведение вечернего туалета /обтирание, мытье ног, чистка зубов/ Правильная подготовка постели ко сну.
За 15 мин. до отбоя гасится свет, в коридоре делается полумрак. Все должны быть в кроватях. Разговоры запрещаются, замечания воспитатель делает шёпотом.
Воспитатель имеет право уйти с работы только после полного успокоения.
Ночная няня может не принять какую - то группу детей.
Организация самоподготовки
Перерыв между уроками и самоподготовкой 1,5 часа. Самоподготовка начинается одновременно во всех классах по звонку.
Домашнее задание не даётся, но в течение 20-25 мин. проводятся дидактические игры, лепка, рисование элементов букв, цифр, просмотр диафильмов и их обсуждение, чтение и анализ сказки, практические задания по гигиене.
кл. со 11 полугодия.
кл - 45 мин.
4-5 кл - 1,5 ч. по 45 мин
6-8 кл - 2 часа учебных по 45 мин, через 45 мин перерыв.
Объём домашнего задания: для сильных учащихся 1/2 того, что сделано на уроке, для слабых учащихся 1/5 того, что сделано на уроке. Задание надо дифференцировать по объёму и по степени сложности. Воспитатель в некоторых случаях может увеличить или уменьшить объём задания.
Для правильной организации подготовки домашнего задания должна быть предварительная работа учителя.
1.правильно подобрать задание с обеспечением их разнообразия, степени сложности и объёма. По разнообразию нескольких видов дом. зад.
2 Воспроизведение задания. Оно требует простого восстановления в памяти изученного материала узнавая его по основным признакам.
3 Тренировочные задания требуют применения усваиваемых правил, приёмов в новых ситуациях.
4 Обзорные задания самостоятельные направленные на систематизацию изученного материала.
5 Констатирующие самостоятельные работы требуют узнавания и описания новых явлений, фактов по их внешним признакам.
6 Логически - поисковые требуют от учащихся на основе умственных операции /сравнение, анализа, синтез, раскрытие причин и следствие/ приобретение совершенствования, углубление новых знаний.
7 Учебно-практические задания предлагают составление и решение задач, примеров, графиков, диаграмм на основе самостоятельных измерений, взвешиваний и т.д.
8 Задания творческого типа предлагают творческий перенос знаний и умений в новые ситуации /изготовление макетов/
12.Проводить чёткий инструктаж по приёмам выполнения задания. На начальных этапах разобрать и фронтально выполнить, а остальное на самоподготовке. В дальнейшем помощь учителя может быть изменена.
Детальный обзор дом. зад. По порядку его выполнения, разъяснение наиболее рациональных приёмов работы, разбор отдельных наиболее. трудных вопросов.
13.Строгий контроль за качеством выполнения дом. задания. Проверка усвоения материала на основе аналогичного материала.
Задачи воспитателя по самоподготовке
Отработать общий порядок поведения и организации детей на самоподготовке. Для этого с первых занятий воспитатель предъявляет требования:
Приготовь все, сложи стопочкой на краю стола;
^ Домашние задания выполняются в том порядке, которое установил воспитатель
^ Внимательно слушай все указания воспитателя, только потом начинай работу;
^ Не разговаривай. Непонятно, подними руку и тихо спроси.
Правильная организация методики проведения самоподготовки. К концу 1 класса воспитатель выделяет группу доверия. В неё входят дети, которые могут самостоятельно без педагогического руководства делать домашнее задание правильно, аккуратно. Данная группа от класса к классу расширяется. Задача - расширить и включить основной контингент в группу доверия. И только несколько учащихся работают с воспитателем. До организации групп доверия с учащимися отрабатывается памятка «Последовательность выполнения устных, письменных заданий15303534734500.
Взаимосвязь учителя и воспитателя в руководстве
самоподготовкой
ТЕТРАДЬ взаимосвязи:
Дата
Предмет, дом. задание /для средних учеников/
Примерная дозировка
Характер и цель домашнего задания /новый, старый материал/
Использование наглядности
Индивидуальные задания
Примечания
Виды воспроизведения дом. задания могут быть разными:
Устное фронтальное воспроизведение дом. задания уч-ся по группам,
Письменное воспроизведение дом. зад. На доске дежурным учеником,
Индивидуальное /кто не понял, не записал/
В начальных классах между выполнением 1 и 2 предмета может быть физкультминутка. В старших классах необязательно.
Требования по организации свободного времени
’ 1. По режиму дня, начиная с 3 класса, у уч-ся свободного времени не менее 45 мин. ежедневно, которое организуется воспитателем по специально разработанной методике.
2. Типы время провождения:
У Длительный, активный. Люди, которые относятся к этому типу, занимаются обществ. Работой, техническим творчеством, опытнической работой, художественной самодеятельностью. Они приносят пользу и для других.
Пассивный, потребительский. Люди потребляют духовные ценности, накопленные человечеством.
Рекрационный - бессодержательный, бесплановый, хаотичный. Работа для правильного проведения свободного времени строится по 3 направлениям
Развитие практических знаний, умений и навыков у уч-ся 1-9 классов. Это знание различных подвижных, спортивных, настольных, дидактических игр в коллективе.
Обучение техническому творчеству, рисованию, лепке, коллекционированию, фотографированию и т.д.
Умение и желание оказывать малышам и престарелым помощь, выращивать растения комнатные, садовые, огородные и животных.
Умение выбрать книгу в магазине, библиотеке, правильно пользоваться библиотекой, записываться в кружок, секцию.
Умение собраться в поход, турпоездку, получить путёвку. Соблюдать правила личной гигиены, умение держаться на сцене. Это в основном практические занятия.
II. Обучение уч-ся планировать своё свободное время и проводить его по плану.
Этапы организации свободного времени.
Оргмомент;
Как должны одеваться
Повторение правил по проведению свободного времени /обязательно: нельзя уходить с территории без разрешения воспитателя, заниматься полезным видом деятельности/
Планирование уч-ся своего свободного времени.
Разбивка детей на группы.
1. группа возглавляет воспитатель, в неё входят неблагонадёжные.
В каждую группу назначается старший.
Подведение итога. Выделить 2 момента: по плану или не по плану, воспитатель хвалит тех, которые помогли кому - то.
Такая же методика применяется при организации воскресных и каникулярных дней.
III. Работа с родителями по разъяснению значения правильной организации свободного времени, режима дня для их детей.
Организация дежурства в интернате
Уч-ся вспомогательной школы участвуют в следующих видах дежурства: класс, спальня, бытовая, коридоры, лестничные переходы, раздевалки, столовая, кухня.
В 1 полугодии 1 класса дежурных нет. Все виды работы выполняют ответственные, которых назначает учитель или воспитатель. Ответственные меняются. Во 2 полугодии назначаются дежурные по классу, спальне, бытовой.
В 3-4 классе добавляются дежурства по коридору школы, где учатся малыши.
С 5 класса учащиеся дежурят по коридорам школы и интерната. Вся территория разбивается на участки. Дежурные отвечают за чистоту, сохранность имущества и поведение уч-ся. Они же следят за выполнением режима дня школьниками.
Дежурный класс выделяет не менее 3 человек для дежурства по залу столовой: 1 отвечает за организационный вход в столовую, чистотой и наличием мыла, полотенец в умывальнике, 2 отвечает за чистоту пола, столов, стульев в зале, 3 - принимает посуду у приёмного окна, следит, чтобы не билась посуда.
'6. По кухне дежурят специально созданная бригада из уч-ся 6-8 классов ежедневно, дежурят по 2-3 человека. Для них дежурный воспитатель составляет график их дежурства. Эти учащиеся проходят медосмотр как и все кухонные работники.
Они могут выполнять следующее:
^ Первичная обработка продуктов ^ Уборка помещения кухни ^ Помощь в мытье посуды
Запрещено готовить пищу, полностью самостоятельно мыть посуду, переносить баки с горячей пищей.
Каждый вид дежурства требует своей одежды. По столовой - косынка, куртка, фартук. По школе - парадная форма.
Методика организации дежурства
^ Орг. момент
^ Нацеливание ученика на дежурство
^ Распределение постов или обязанностей
^ Повторение последовательности работ, обязанностей
Дежурство учащихся
Подведение итога /газета, рапорт в дружину, молния/