Конкурсный проект — индивидуальная образовательная программа.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1






КОНКУРСНАЯ РАБОТА:

Программа
перспективного развития
общего образования
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
на 2012 - 2017 годы





Составитель:
учитель химии
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Нижневартовского района
Л.Н. Константинова










2012-2013 г.
Программа
перспективного развития
общего образования
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
на 2012 - 2017 годы

Программа перспективного развития отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с:

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Конвенцией о правах ребенка;
Федеральным государственным образовательным стандартом. Утвержден приказом Министерства образования и науки от 06.09.2009 г. № 373
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р;
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Утверждена 04.02.2010 г. № 271;
Посланием Президента Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ 30.11.2010г.;
Планом-графиком введения ФГОС начального общего образования. Утвержден на заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ. Протокол от 27-28 июля 2010 г. № 1;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Рекомендована к использованию Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ. Протокол от 24-25 июля 2010 г. № 1;
«Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» о стратегической цели и приоритетных задачах системы образования.

Актуальность программы

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Будучи длительным этапом обучения каждого человека, школьное образование сегодня должно являться гарантом, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» - это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования, на основании которой должна строиться образовательная политика учреждения. «реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». В связи с этим школьному образованию, как самому продолжительному, отводится ключевая роль. Государственный заказ к системе школьного образования сформулирован следующим образом: «в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».

В настоящее время основными направлениями развития школьного образования являются:
Введение ФГОС II поколения;
Поддержка и развитие одаренных детей;
Развитие учительского потенциала;
Сохранение и укрепление здоровья школьников;
Развитие школьной инфраструктуры;
Развитие самостоятельности школы.

Цель программы:

Создание условий для реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Задачи программы:
Повышение качества образования, отвечающего современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности;
Совершенствование системы выявления и поддержки талантливых детей и создание условий реализации их образовательного потенциала;
Формирование кадрового резерва, повышение квалификации педагогических кадров для работы в современных условиях;
Совершенствование системы сохранения, укрепления здоровья детей и создание условий для эффективного использования здоровьесберегающих технологий и обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса;
Привлечение финансовых средств для развития школьной инфраструктуры и более широкое использование возможностей внешней инфраструктуры;
Расширение услуг, предоставляемых дополнительным образованием, удовлетворяющих запросам родителей и учащихся.

Сроки реализации программа:

Этапы реализации программа:

1 этап: - подготовительный (2012 г.) Проблемный анализ эффективности работы школы по направлениям образовательной инициативы «Наша новая школа».



2 этап – основной (2013-2015 г.) Работа школы по реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

3 этап – оценочный (2016 г.) Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития школы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

у учителей:

- существенное повышение интереса к своей профессии;
- персональная ответственность за свою профессиональную деятельность;
- квалификационный рост и повышение профессионального мастерства;
- владение педагогическими технологиями;
- рост креативности и инициативы;
- улучшение самочувствия и здоровья;
- конструктивное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в школьной среде;
- концептуальность в профессиональной работе;

у руководителей:
- повышение культуры менеджмента в образовании;
- умение выстраивать стратегию управления процессом качества образования;
- использование механизмов и приемов стимулирования инновационной деятельности педагогов;

у учащихся:
- повышение качества знаний;
- развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности;
- адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
- доверие к учителю и к школе;
- способность разрешать конфликты;
- улучшение самочувствия и здоровья;

у родителей:
- повышение активности в установлении позитивных связей со школой ;

у представителей общественности:
- повышение внимания и интереса к школе и к проблемам воспитания;
- участие в решении проблем образования.












Подпрограмма «Индивидуальная образовательная программа»
Индивидуализация образовательного процесса
Внедрение технологии индивидуализации образовательного процесса в нашей школе стало естественным продолжением всей ее предшествующей образовательной деятельности.
Индивидуализацию образования можно рассматривать как способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив.
Индивидуальная образовательная программа - индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
Индивидуальная образовательная программа предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию.

Индивидуальная образовательная программа

Для ученика, особенно в старшей школе, актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, т.е. выстраивания индивидуальной образовательной деятельности. Это означает, что ученику предоставляется возможность:
· обоснованно определить цель образовательной деятельности;
· выбрать способы, главные пути и средства достижения этих целей;
· определить объем, глубину, степень сложности содержания образовательной деятельности; ее тему, динамику, временные рамки;
· подобрать формы, технологии, обучения, источники и способы получения необходимой информации;
· самостоятельно оценить свои достижения, проблемы и пути их решения;
· получить оценку своей деятельности от педагога, одноклассников;
· обоснованно определить задачи, содержание, форму, объем, уровень сложности домашнего задания, самостоятельной работы для проверки качества образования;
· выбрать способы представления своих образовательных достижений;
· по собственной инициативе обратиться за поддержкой, помощью к педагогам, одноклассникам, специалистам;
· самому определить роль или позицию в учебном процессе на разных его этапах (меня учат, учусь сам, обучаю других).
Средством выстраивания самостоятельной образовательной деятельности ученика являются индивидуальные образовательные программы.
Следует отметить, что большая часть учащихся, родителей хотят, чтобы процесс обучения строился по собственной программе, а учитель при этом оказывал помощь в решении проблем, которые возникают у ученика. Результаты опытно-экспериментальной работы в ряде школ подтверждают, что целенаправленная педагогическая работа, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю индивидуализацию образовательного процесса, приводит к тому, что учащиеся хотели бы строить свое образование «от себя», делая его ориентированным на свои потребности.
Индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов учебной деятельности учащихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Образовательная деятельность должна стать для ученика активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. Вариант такой программы нами составлен и используется в практике.
Составление индивидуальной образовательной программы необходимо учащимся для осмысления своего маршрута и прохождения его в течение нескольких лет. На каждом этапе этого пути учащиеся могут составлять образовательный или учебный план на период, например, учебный год.

Этапы разработки индивидуальных образовательных программ

Использование социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов.
1 этап. Диагностика возможностей, склонностей, интересов потребностей ученика, личных и профессиональных планов учеников, сведение результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.
2 этап. Анализ материалов диагностики с участием классного руководителя, психолога, учителей, работающих с учеников, разработка общих подходов в работе с учеником. Учащимся предоставляется информация об уровне обученности, обучаемости, психолого-педагогических особенностей, даются рекомендации учителей-предметников. В завершение ученику предлагается составить индивидуальную программу образования.
3 этап. Организация работы по составлению образовательной программы самого ученика. Обсуждение вариантов схем и методик составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ученика, полезна и важна для родителей.
4 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных образовательных программ и планов учащимися. Оценка и самооценка выполнения программы и планов.
5 этап. Корректировка ИОП. Внесение в них корректив, изменений, дополнений.
6 этап. Подведение итогов и анализ выполнения ИОП:
– повторная «срезовая» диагностика и анализ изменений с участием ребенка, родителей, педагогов;
– индивидуальное собеседование классного руководителя с учеником и его родителями о достижениях, проблемах, перспективных планах;
– при желании самих учащихся публичный отчет о выполнении ИОП.

Индивидуальная программа
Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Попытаемся составить нормативный документ, который отражал бы этот метод




1. Целевое назначение
Индивидуальная образовательная программа средней школы позволяет создать условия для индивидуального обучения. Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями.
Растет число школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.
Часть школьников не может в определенный период посещать школу из-за спортивных соревнований, предпрофессиональной подготовки, обстоятельств жизни в семье...
Значительная часть выпускников основной школы не может выбрать для себя один из массовых путей получения среднего образования из-за коммуникативных трудностей, в том числе неумения или устойчивого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.
Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Талантливые дети», «Город как школа»...
Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

2. Кому адресована индивидуальная образовательная программа средней школы
Молодым людям четырнадцати–шестнадцати лет, которые являются учащимися какого-либо учебного заведения (независимо от его типа), имеющего государственную лицензию.
Иными словами, любое учебное заведение, обеспечивающее среднее образование, имеет право на индивидуальную образовательную программу для любого своего ученика. Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и согласия его родителей. Подробнее правила перехода на индивидуальное обучение описаны в разделе 8 – Организационно-педагогические условия.

3. Продолжительность обучения
Индивидуальная образовательная программа призвана заменить весь двухгодичный цикл получения среднего образования после завершения основной школы или часть его. При этом замене подлежат, как правило, целые учебные полугодия. Это означает, что индивидуальная программа может заменить одно, два или более полугодия обычного 10-го или 11-го классов. Однако продолжительность обучения по индивидуальной программе может быть меньше или больше того отрезка учебного времени, который она заменяет. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов, развития творческой активности учащегося в различных формах. Решение об увеличении срока обучения принимается в соответствии с общими правилами.
Рекомендуется составлять индивидуальную программу, заменяющую одно полугодие, с тем, чтобы после ее реализации дать обоснованные рекомендации для дальнейшего выбора образовательной программы.
В отдельных случаях необходимость в переходе на индивидуальную программу может возникнуть в середине полугодия (неожиданный отъезд, болезнь и т.п.). В этом случае индивидуальная программа составляется по общим правилам с учетом результатов, достигнутых в начатом полугодии.


4. Ожидаемый результат
Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

5. Общий учебный план
Индивидуальная образовательная программа – не самостоятельный объект в образовательных программах (существуют базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т.д.). Она, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ, поэтому составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы.
Во-первых, индивидуальная программа может ориентироваться на существующий учебный план, но не на тот, который реализуется в данном классе. Скажем, для ученика составляется индивидуальная программа на основе базового учебного плана, в то время как вся школа учится по гимназическому учебному плану, или выбирается план с углубленным изучением какого-либо предмета, не реализуемый в том классе, где учится ребенок.
Во-вторых, индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения. Эта ориентация может смениться при переходе к другому отрезку. Скажем, ученик, ориентированный на реабилитационный учебный план в первом полугодии, может перейти на базовый план во втором и т.п. Возникающие при таких изменениях проблемы итоговой аттестации решаются школой в индивидуальном порядке.
В-третьих, расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной общей программой, за счет использования новых форм учебной работы, включаемых в программы.

6. Учебные программы
Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.
Учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету или интегрированному курсу. Наиболее простым и типичным образцом учебного модуля является тема (раздел) обычной учебной программы вместе с указанием возможных способов ее изучения и форм.
Учебные модули могут быть двух различных типов.
1. Модуль, составленный на основе учебной программы. При этом программа может быть любой – типовой или экспериментальной, базовой, ориентированной на углубленное изучение предмета, реабилитационной и т.п. Заметим, что при составлении учебного модуля этого типа могут использоваться, наряду с реализуемыми в данной школе типовыми, и другие утвержденные учебные программы. Например, в индивидуальный учебный план могут быть включены модули, составленные на основе программы с углубленным изучением предмета, хотя в данной школе отсутствуют такие классы.
Если учебный модуль составляется на основе экспериментальной или авторской программы, то сама программа должна быть утверждена в соответствии с действующими правилами.
2. Учебный модуль интегративного типа. Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам, сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой содержания, использованием новых форм деятельности. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемой по выбору учащегося. В этом случае утверждение (лицензирование) модуля относится к компетенции школы. В случае если модуль затрагивает инвариантную часть учебного плана, он согласовывается с районными методическими службами или проходит лицензирование в ином порядке. В данном случае индивидуальное обучение организуется в соответствии с целевой программой («Больные дети», «Талантливые дети», «Город как школа» и т.п.), предусматривающей специальный порядок лицензирования учебных модулей.
Приведенная типология учебных модулей фактически учитывает два основных источника их происхождения – учебные программы по предметам и формы самостоятельной деятельности ученика, включающие в себя элементы общеобразовательной подготовки. Учебные модули первого типа, как правило, разрабатываются учителем на основе действующих программ. Учебные модули второго типа могут возникнуть на основе плана работы школы, предусматривающего содружество с внешкольными организациями (вуз, производственные предприятия, научное учреждение, зарубежный партнер и т.п.), появиться по инициативе учителей, занимающихся организацией творческой работы учащихся, а также возникнуть по предложению самих учащихся.
Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родители и т.д.). Этот документ должен содержать в себе следующие позиции.
Учебный предмет (группа предметов, инте¬грированный курс).
Тип программы (базовая, углубленное изучение, авторская и т.п.).
Название модуля (тема учебной программы).
Число часов учебной программы, покрываемое модулем.
Программное содержание (например, текст типовой программы, относящийся к данному модулю).
Способ выполнения (см. раздел 8).
Форма отчетности (см. раздел 9).

Способ выполнения вместе с формой отчетности образует учебное задание. Лицензированный модуль (тема учебной программы) может допускать разнообразные способы выполнения (самостоятельное изучение, обучение в группе, практика вне школы и т.п.) и различные формы отчетности (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание и т.п.). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении учебного плана, который мы будем называть индивидуальным образовательным маршрутом.


7. Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
Временная структура индивидуального
образовательного маршрута
Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни (длительные поездки, участие в соревнованиях, профессиональное обучение и т.п.).
Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута
Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.
Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.
Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута.
Выбираются факультативные модули.
Эта структура соответствует трем общепринятым видам учебных занятий – обязательным занятиям, составляющим инвариантную часть образования, обязательным занятиям по выбору учащегося и факультативным занятиям.
Соотношение между тремя видами учебных занятий (тремя видами учебных модулей) определяется стандартным образом. Каждый модуль при его построении обладает определенным числом баллов – числом часов учебной программы, покрываемых модулем (оно, разумеется, может не совпадать с объемом времени, отводимым индивидуальным учебным планом на выполнение модуля). С другой стороны, выбранный общий учебный план регламентирует распределение часов (в расчете на полугодие) между тремя видами учебных занятий. Тем самым суммы баллов, приписанных модулям трех различных видов, должны укладываться в рамки распределения, предписанного общим учебным планом.

Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута
В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой, описанные в разделах 8 и 9. Они могут быть подразделены следующим образом.
Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.
Отчетность по выполнению учебных модулей.
Итоговая аттестация достижений.

Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.

Корректировка индивидуального образовательного маршрута
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

8. Организационно-педагогические условия
Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:
оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;
желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:
Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей или другой школы.
Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики.

В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.
Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:
оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
контакты с местами прохождения практики (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне школы);
регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);
корректировка образовательного маршрута;
контакты с родителями ученика;
оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование школой программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.
К их числу можно отнести:
наличие психологической и валеологической служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения относительно условий обучения отдельных учеников;
широкий спектр реализуемых образовательных программ, позволяющий создавать учебные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося;
наличие шефских и иных связей с предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов вне школы;
техническая оснащенность школы, внедрение новых информационных технологий.


9. Аттестация достижений
Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.
Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.
Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.
Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием или рефератом), компьютерное тестирование и т.п.
Кредитная система. Эта система получила в последнее время широкое распространение в различных сферах обучения. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов (предполагается, что обучаемый имеет некоторую свободу в выборе модулей). При этом кредитная система обычно бывает неодномерной – модулю предписывается не только вес, но и принадлежность к определенному предмету (скажем, изучение литературы или производственная практика). Успешность обучения предполагает не просто суммарный набор числа баллов, но и достижение определенного порога по отдельным направлениям (скажем, набрать не менее 100 баллов, причем из них не менее 20 – по истории, не менее 15 –за практику и т.д.).
По желанию школы кредитная система может применяться в предлагаемой программе индивидуального обучения, так как каждый учебный модуль имеет заранее заданный вес (число часов учебной программы). Применение кредитной системы целесообразно в случае дробления программы на мелкие модули и при обеспечении достаточной свободы в выборе образовательного маршрута и гибкости в его корректировке.
Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые школой формы итоговой аттестации. Выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (скажем, сдача экзамена или зачета в другом учебном заведении, при обучении экстерном или вне школы). Использование этой оценки при итоговой аттестации (внесение ее в аттестат зрелости) должно быть указано в договоре школы с внешним учреждением, являющимся базой для выполнения учащимся учебного модуля.
Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

















·
·
·ё
·
·
·
·
·
·уmђ Заголовок 415