Здоровьесберегающие технологии на учебно-тренировочных занятиях



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ.











МЕТОДИСТ Т.А.МИРОНОВА








Для сохранения здоровья юных спортсменов родители должны в тесном сотрудничестве
с тренером – преподавателем использовать доступные методики ук репления и востановления. Все спортсмены проходят ежегодно углубленное обследование врачами спортивной медицины в физкультурных диспансерах.Тренер и родители должны владеть информацией о состоянии здоровья ребёнка. Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху.Всё чаще вспоминают слова одного классика о том,что « здоровье- это не всё, но всё без здоровья- ничто» Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что педагог больше может сделать для здоровья детей,чем врач. Надо признать, что работа спортивной школы по сохранению,формированию и укреплению здоровья обучающихся становится всё сложнее и сложнее. При этом педагог полноценнее выполняет учебную программу,формируя у обучающихся интерес к занятиям спортом, выявляя и максимально используя их индивидуальные особенности. И так, для успешного и безопасного процесса обучения необходимы самые здоровьесберегающие технологии.После каждой тренировки спортсмену необходимо востанавливать свои силы и подготовить организм к дальнейшим нагрузкам.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УЛУЧШЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ .ОСТОРОЖНО- НЕ НАВРЕДИ!
Степень подготовленности физическая и психологическая должна соответствовать поставленным задачам. Обучение всегда проходит по принципу « от простого к сложному»,что способствует фотсированию недопустимости травм.При последовательной и оптимальной нагрузке упражнения на развитие силы, выносливости,ловкости,гибкости,быстроты способствует созданию мышечного карсета,развивают физические качества и формируют двигательные навыки.Правильно подобранные упражнения на учебно- тренировочных занятиях способствуют улучшению кровоснабжения мышц и связок,оказывают коррекционное воздействие на позвоночник.Физические упражнения, содержащиеся в занятии , должны обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.
Психическое здоровье – это умение управлять своими чувствами и мыслями (умение проявлять критичность к себе),адекватность психических реакций,способностьб изменять своё поведение в ситуации, способность планировать свою жизнь.Духовно- нравственное здоровье – это наши жизненные правила,это наши нравственные ценности, чем мы в жизни дорожим, то что считаем правиным.Сюда входит и наше стремление и умение управлять собственным зддоровьем и строить поведение без вреда для здоровья.Кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы,кто не боится смотреть в будущее,кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения,тот, кто считает себя счастливым является психически здоровым человеком.Своеобразной психической и эмоциональной разгрузкой могут стать душевные разговоры с друзьями.Поговорите, посмейтесь, обсудите прблему даже с посторонним человеом и всё станет на свои места. Сохраняя своё психическое здоровье вы способствуете укреплению физического и наоборот: укрепляя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Всё в нашей жизни взаимосвязано. Если эту связь пошатнуть и разрушить, то не устоит и фундамент, т.е. наша личность.Здоровье ребёнка должно базироваться на хорошо продуманном распорядке дня.Т.е. каждый спортсмен должен соблюдать режим дня, режим сна и занятий.Именно благодаря чётко регламентированному дню можно увеличить продуктивность занятий. Над сохранением и улучшением здоровья обязательно должен работать сам ребёнок.Поэтому надо воспитать у ребёнка отношения к своему здоровью , как к жизненной ценности.

СРЕДСТВА ВОСТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.
Отдых и востановительные процедуры необходимая важная составляющая любого учебно- тренировочного процесса.Правильное востановление позволяет тренироваться больше,чаще и более эффективно. Неправильное востановление отбрасывает назад и вредит здоровью.Востановление после тренировок способствуетувеличению силы и выносливости всего организма.Востановительные упражнения приводят организм в норму.Во время тренировок спортсмен теряет много жидкости.Жидкость необходимо восполнять в процессе тренировки.Особенно важно пополнять жидкость во время занятий видами спорта на выносливость.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Львиная доля ответственности за правильное питание юного спортсмена лежит на родителях.Совместно с тренером проводится суточный мониторинг расхода калорий потребляемой пищи.Тренеры вместе с родителями вычисляют количество калорий, потребляемых спортсменом, вычисляют количество расходуемой энергии за сутки и сопостовляют эти величины, разрабатывают рацион питания для ребёнка – спортсмена.В рацион спортсмена должны входить все необходимые вещества :белки, жиры , углеводы.
Родители должны очень внимательно следить за самочуствием ребёнка и о прблемах со здоровьем сообщать тренеру.
ПАССИВНОЕ ВОСТАНОВЛЕНИЕ И ПОКОЙ.
Покой после физических нагрузок позволяет востановительным процессам происходить естественно Это самый лёгкий способ востановления после тренировки.
АКТИВНОЕ ВОСТАНОВЛЕНИЕ
Спокойная ходьба, бег трусцой, езда на велосипеде, лёгкие спокойные упражнения улучшают циркуляцию крови, которая помогает переносить питательные вещества выводить отходы из организма. Массаж- приятная процедура,позволяет полностью расслабиться.Массаж может быть курсовым( 2 раза в год по 12 раз).Массаж рук и ног можно проводить самостоятельно, поглаживая и разминая мышцы.При проведении массажа тело смазывают оливковым маслом.
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА ТРЕНИРОВКАХ
Главным условием эффективного здоровьесбережениядетей на учебно-тренировочных занятиях является высокий уровень профессиональной компетенции педагога. При планировании и проведении учебного процесса тренер- преподаватель должен уделять особое внимание методике проведения занятий, не допускать нарушения дидактических принципов обучения: регулярность и последовательность занятий, постепенное увеличение нагрузки. Немаловажное значение имеет и спортвная форма обучающегося: плохо подогнанная одежда и обувь могут быть причиной трвмы.Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач.Наиболее эффективными профилактическими мероприятиями являются беседы с обучающимися по технике безопасности.Большое внимание должно уделяться проверкам состояния спортивного инвентаря и оборудования.



ЧИСТОТА- ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.
Занимаясь с детьми физкультурой и спортом мы обязаны сохранить и улучшить ,укрепить их здоровье.Существует много методов и средств,способствующих сохранению здоровья детей.Одной из составляющих здоровьесберегающейсистемы охраны и улучшения здоровья обучающихся служит образцовое санитарное состояние мест занятий.Помещения,в которых проводятся занятия,должны быть хорошо проветренны.Ведь во время выполнения физических упражнений ( особенно высокой интенсивности) многократно возрастает лёгочная вентиляция.Поэтому занимающиеся должны дышать чистым, свежим воздухом.Вспортивном зале должно функцианировать несколько фрамуг, которые в любую минуту можно открыть и закрыть в зависимости от обстоятельств.Что касается «переносчика» пыли грязи- обуви.Обувь для занятий в зале желательно должна быть на гладкой подошве.На гладкой подошве не остаётся кусочков прилипшей грязи, мусора.Перед входом в спортивный зал желательно постелить влажный войлочный коврик.Проходя по нему большая часть грязи и пыли остаётся на коврике,поэтому в зале гораздо чище и в оздухе и на полу.Также в обязательном порядке после каждого занятия, полы спортивного зала протирают влажной тряпкой.























Гиподинамия
[
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сидячий образ жизни является причиной многих заболеваний.
Гиподинами
·я (пониженная подвижность, от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·  «под» и 
·
·
·
·
·
·
·  «сила»)  нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Отрицательное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. Вследствие неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и медленнее течёт по сосудам,  снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Чем опасна гиподинамия?[
Из-за отсутствия необходимости в физических нагрузках человек всё больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], миофасциальные синдромы), нарушается обмен веществ. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса (развивается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), страдает функция периферических суставов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и позвоночника ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), расстройствам дыхания ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и пищеварения (нарушение функции кишечника).
Цепь эндокринных нарушений вследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом (ожирение, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и увеличение риска атеросклероза).
Все эти изменения в конечном итоге приводят к уменьшению продолжительности жизни. Чтобы на ранней стадии выявить заболевания, обусловленные гиподинамией, необходимо лабораторное и инструментальное обследование.
Немаловажно отметить, что гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга. В результате о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. При гиподинамии отмечается также уменьшение ёмкости легких и легочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена.

Профилактика гиподинамии[]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является отличным видом физических упражнений.
Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, так как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют состояние.
Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Разумный двигательный режим должен сочетаться с правильным питанием и отказом от вредных привычек. Рекомендуются ежедневная получасовая физическая нагрузка, пешие прогулки (не менее 2 км), утренняя зарядка.
Реабилитация[
При гиподинамии, вызванной острым или хроническим заболеванием, необходимо прибегнуть к медицинской помощи. В клиниках нервных болезней и ортопедии проводится комплексное восстановление организма после периода гиподинамии,  при участии[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и инструктора лечебной физкультуры ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Индивидуальные занятия ЛФК, в сочетании с аппаратной физиотерапией, массажем, программа питания,  помогают восстановить мышечный тонус, способствуют нормализации массы тела, стабилизируют работу внутренних органов. Выработанные двигательные привычки помогают сохранить достигнутый результат на длительное время


кже сидят) предпочитают провести свободное время дома за компьютером, а не на улице. Конечно, существуют причины, из-за которых человек вынужденно ограничен в движении, например, при тяжелых заболеваниях или в результате травм. Но и в таких случаях пациентам необходимо движение. Не зря еще древние целители говорили: «Движение – это жизнь». Симптомы гиподинамии Гиподинамия – это состояние, которое сопровождается огромным количеством симптомов, большинство из которых – это и есть следствие недостаточной физической активности. Можно выделить следующие основные признаки: вялость, сонливость; плохое настроение, раздражительность; общее недомогание, усталость; снижение аппетита; нарушение сна, снижение работоспособности. Подобные симптомы периодически может ощущать практически каждый человек, но мало кто связывает их с гиподинамией. Поэтому при появлении таких признаков следует задуматься, достаточно ли времени вы уделяете физическим тренировкам. Длительное снижение физической активности приводит к атрофическим изменениям в мышцах, костной ткани, нарушается обмен веществ, снижается синтез белка. Гиподинамия крайне неблагоприятно сказывается на работе головного мозга, возникают головные боли, бессонница, люди становятся эмоционально неуравновешенными. Еще один из признаков гиподинамии – повышение аппетита, в результате чего увеличивается количество потребляемой пищи. Сниженная физическая активность и чрезмерное питание могут довольно быстро привести к развитию ожирения, что способствует возникновению нарушений жирового обмена и атеросклероза. Известно, что наличие атеросклероза значительно повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Этому способствует и повышение ломкости кровеносных сосудов, что также является следствием нарушения обмена веществ. Немалое внимание должно уделяться физической активности у детей, особенно школьного возраста. При длительном сидении за партой происходит застой крови в сосудах нижних конечностей, что приводит к обеднению кровоснабжения других органов, в том числе и головного мозга. В результате ухудшаются мыслительные процессы, память и концентрация внимания. Кроме того, у малоподвижных детей слабая мышечная система. Из-за слабости мышц спины у них формируются нарушения осанки. Как мы видим, последствия гиподинамии могут выражаться в нарушении функций многих органов и систем, причем зачастую такие нарушения с низкой физической активностью связывают в последнюю очередь, хотя на самом деле это не так.









РОССИЯ – СТРАНА ЗДОРОВЬЯ.
Быстрее, выше, сильнее. Можно не совневаться,что никогда не устареет этот призывный девиз. Огромный всеобъемлющий комплекс государственных мер даёт право всем желающим заниматься физической культурой и спортом. В нашей стране одно из ведущих мест занимает развитие физической культуры и спорта. Физическое воспитание в нашей стране – одно из могучих средств формирования гармонически развитой личности. Сегодня занятия физической культурой стали важным элементом нашего образа жизни. Сейчас без физической культуры невозможно представить себе полноценный отдых россиянина. Физическая культура и спорт в нашей стране становится всё более могучим средством в решении главной задачи- сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Большой объём умственной работы, повышенный темп жизни человека, внутренние конфликты до крайности изматывают нервную систему. Медицина признаёт: лучшим способом снятия нетвных напряжений являются занятия физической культурой и спортом. Выбери для себя любой вид спорта, пополни многочисленные ряды занимающихся.


ГИРЬЕВОЙ СПОРТ – СПОРТ СИЛЬНЫХ
ИСПОКОН ВЕКОВ НА РУСИ БЫЛ В ПОЧЁТЕ ГИРЬЕВОЙ СПОРТ. КАК И ПРЕЖДЕ НАША СТРАНА СЛАВИТСЯ СВОИМИ БОГАТЫРЯМИ. ЛЮБИМЫЙ СНАРЯД МАЛЬЧИШЕК – ГАНТЕЛИ – С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО СТАТЬ СИЛЬНЫМИ.






















ВОДНАЯ СТИХИЯ
ВОДА – ПОИСТИНЕ СПОРТИВНАЯ СТИХИЯ. ПЛАВАНИЕ И ГРЕБЛЯ, ПРЫЖКИ В ВОДУ И ВОДНЫЙ СПОРТ ВСЕ ЭТИ СПОРТВНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ СВЯЗАНЫ СО СТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА ОСВОИТЬ ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ ОСНОВАТЕЛЬНО, КАК И ЗЕМНУЮ ТВЕРДЬ. ВОДА – ЭТО ЧУДЕСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ОТДЫХА.












-+СПОРТ И НАША ЖИЗНЬ НЕОТДЕЛИМЫ. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРЕДЪЯВЛЯЮТ СЕРЬЁЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА. СПОРТ ПОМОГАЕТ ПРИОБРЕСТИ НЕОБХОДИМЫЕ В РАБОТЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ. СПОРТ ТАКЖЕ ВЫСТУПАЕТ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ГИПОДИНАМИЕЙ – ПОРО=ЖД=ЕНИЕМ « СИДЯЧИХ «ПРОФЕССИЙ.















футбол – это больше, чем игра. сказать, что футбол- это жизнь, ничего не сказать. футбол нельзя описать одним словом.что такое футбол? это игра,это жизнь,это страсть.























ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Большому спорту нужны особо одарённые люди. Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт,что при сегодняшних феноминальных рекордах и достижениях спортивные таланты встречаюттся столь же редко, как и в любой другой отрасли.Поэтому отбор самых способных атлетов, их выявление – ответственная и нелёгкая задача.Не позволить пропасть ни одному спортивному таланту, обеспечить возможность для его полной реализации – одна из задач нашей системы подготовки спортсменов высокого класса.Спорт стал одним из наставников нашей духовной жизни. Спортивным характером несомненно наделён каждый большой спортсмен. Но всё-таки – не от рождения. Нет это бойцовский, волевой решительный характер вырабатывает в своих приверженцах спорт. В последние годы большим успехом в нашей стране пользуются такие виды спорта как дзюдо,большой теннис,фигурное катание. С большим успехом возраждается хоккей с шайбой. Есть у спорта ещё одно ценное качество: участвуя в соревнованиях вместе со спортсменами сопереживают и зрители-болельщики. Эстетика спорта активно воздействует на воспитание чувств, общей культуры человека.Спорт открывает пути к здоровью,новому миру эмоций и наслаждений,рельефно оттеняет добро и зло в человеческих отношениях.
ФУТБОЛ – ИГРА АКТИВНЫХ.

Игра в футбол – это соревнование двух команд, каждая из которых стремиться овладеть мячом и забить как можно больше мячей в ворота соперника.В игре участвуют две команды по 11 человек.Для ведения спортивной борьбы от игроков требуется владение техникой и умение целесообразно применять её в сложной игровой обстановке.
Футбол в нашей стране очень популярен. Им занимаются миллионы взрослых,юношей и девушек.В России в футбол начали играть в 70-х годах 19 столетия.В 1897 году в Санкт- Питербурге была создана первая русская футбольная команда «Спорт».Начиная с 1910 года русские футболисты принимают участие в международных встречах.У нас в стране сложилась самобытная школа игры в футбол.Она отличается ярчайшим коллективизмом,высокой физической подготовленностью спортсменов, высокими морально- волевыми качествами спортсменов, свойственными всем русским людям. Русская футбольная команда – это прежде всего крепкий,дружный коллектив. Поведение нашего футболиста во время игры определяется не интересами личного характера, а общими интересами всей команды.




№П/П
Показатели на начало учебного года
1-4 кл
5-9 кл
10-11 кл
итого

1.
Число классов комплектов






2.
Число учащихся






3.
Кол-во групп продленного дня






4.
Число учащихся в них






5.
Общее число недельных часов по тарификации






в том числе:






а) число по учебному плану






б) дополнительные часы






из них:






1) в связи с освобождением от уроков физкультуры






от уроков пения






2) в связи с делением на подгруппы по иностранному языку






по физкультуре






по труду





6.
Число физкультурных часов






Число у3чащихся, занимающихся на факультативах




































Дорогие ребята!

Чтобы вырасти здоровым, сильным,крепким человеком, не боящимся никаких заболеваний,нужно всегда соблюдать правила личной гигиены. Правила эти очень просты.Они доступны каждому.Для выполнения их потребуется совсем немного усилий. Нужно иметь только небольшую силу воли.
Каждый раз когда вы просыпаетесь,сразу же вставайте с постели и начинайте делать зарядку.6-8 упражнений.которые вы проделаете, быстро снимут сонливость, в школу вы придёте с хорошим настроением.А если вы будете заниматься гимнастикой каждый день, то обязательно станете стройным, ловким,здоровым. И вам станет легче учиться.
После занятий гимнастикой очень полезно обтереть мокрым полотенцем спину и грудь или вымыться до пояса.
Не забывайте каждый день чистить зубы, мыть с мылом шею,лицо,уши. Если сраннего возраста вы станете аккурато ухаживать за зубами, то в преклонном возрасте они будут сверкать белизной и останутся целыми.
Зубы начинают разрушаться когда их не чистят,ковыряют в них различными предметами,грызут орехи,едят много сладостей. Для укрепления зубов полезно есть яблоки,морковь, репу,корки хлеба.
Чистить зубы надо два раза в день – утром и перед сном.И желательно зубной пастой,а не порошком.Два раза в год обязательно ходить на осмотр к врачу стоматологу.Помните,что больные зубы могут вызвать заболевание горла,носа,желудка и других органов.
Перед тем,как садиться за стол, тщательно вымойте руки с мылом.За столом сидите спокойно,не разговаривайте,не читайте книгу,лучше пережёвываёте пищу и не наедайтесь до отвала .Переедание может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, к ожирению.
Перед приёмом пищи не ешь сладкого. Сладости перебивают аппетит, плохо усваивается пища.
Есть нужно 4 раза в день,в одно итоже время, сидя за столом.
Важно также вести уход за ногтями рук и ног.Под ногтями рук и ног скапливается грязь.Вней могут находиться яйца глистов. А длинные ногти ног могуть стать причиной грибковых заболеваний.Стригите коротко ногти по мере их вырастания. Держите ноги и руки в чистоте.
Содержите в чистоте свою одежду. Спортивную форму и нижнее бельё после занятий спортом небходимо стирать. Каждое следующее занятие начинать в чистой спортивной форме.
Перед сном обязательно почистите зубы ,Вымойте ноги. Спать ложитесь всегда в одно и тоже время Сон должен продолжаться 8-10 часов в сутки.
Будьте здоровы.

Рисунок 2Рисунок 315