Методическая разработка Формирование коммуникативных компетенций на учебно-тренировочных занятиях


Формирование коммуникативных компетенций на учебно-тренировочных занятиях
Учение, лишённое всякого интереса и взятоетолько силой принуждения,убивает в ученике охоту к учению,без которой он далеко не уйдёт.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача тренера состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к тренировке нужно выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, позволяют тренеру достичь максимальных результатов в решении многих задач.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для всех? Я предлагаю компетентностно-деятельный подход - ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся спортивной школы комплекса различных компетенций (коммуникационной, информационной, социально-культурной, а также готовности к образованию и саморазвитию). Отсюда формирование коммуникативных компетенций является превалирующим.
Мне он помогает поддерживать хорошие результаты учащихся в тренировочной и соревновательной деятельности, личностное развитие ребенка. Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения на тренировочных занятиях в командных видах спорта, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.
Социальная значимость коммуникативной компетенции: владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам.Личная значимость: умение анализировать и оценивать деятельность друзей; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.
Этот подход обучения решает одновременно три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
И позволяет:
формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
усилить мотивацию к тренировочному процессу;
создать благоприятную атмосферу в команде;
самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при компетентностном подходе обучении?
Это:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет возрастных и физиологических особенностей;
поисковые и исследовательские методы;
игровые методы.
Выбирая ту или иную форму проведения тренировки, я руководствуюсь своими профессиональными и личностными принципами.
Например, для меня было важно найти такую форму занятия, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
задействовать на тренировке всю группу
в полной мере учесть возрастные особенности детей
учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
При проведении тренировочных занятий выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении сопутствующих подвижных, спортивных игр («Игры можно рассматривать как предвосхищение и обучение тем видам деятельности, которые должны появиться позже….» А. Валлон) изучении их правил,
Игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Специфика игр определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно, в игре вырабатывается коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств.
Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать коммуникативной и социальной компетенцией.
Практика показала, что игра – это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности. Так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.
Неклюдов Ф.В., студент 3 курса