Организация учебно-тренировочных занятий по баскетболу


Организация учебно-тренировочных занятий
Л.Ю. МельниковаОсновные характеристики тренировки
В ходе тренировки задача тренера состоит в том, чтобы помочь игрокам выполнить поставленные перед ним задачи. Для этого поведение тренера должно быть конструктивным и выражаться в следующем:
Создание приятной рабочей атмосферы на тренировке, упражнения которой интересны игрокам;
объективная оценка выполнения поставленных задач;
понимание того, что игроки не идеально владеют техникой и тактикой, а следовательно, могут допускать ошибки; что ошибки игроков – это составляющая часть учебного процесса; что одного и даже нескольких объяснений и практических повторений недостаточно, чтобы добиться от игроков правильного выполнения задач. Необходимо определенное время, прежде чем игроки все окончательно усвоят и начнут правильно выполнять;
признание и поощрение усилий, предпринимаемых ими в обучении и совершенствовании техники. Если игроки стараются и тренер контролирует процесс, рано или поздно прогресс будет заметен;
признание успехов и подчеркивание достижений игроков в большей степени, чем ошибок;
сдержанность, если что-то не получается, и моральная поддержка игроков;
объективный анализ ошибок и трудных ситуаций, возникающих на тренировках;
всегда уважительное и доброжелательное отношение к игрокам, независимо от их успешности. Такое поведение позволит тренеру добиться уважения своих учеников и лучше выполнять свою работу.
Фазы тренировки
В общем виде тренировка делится на три фазы.
Целью первой (подготовительной) фазы является постепенная подготовка игроков к основной части тренировки. Разминочные упражнения без мяча, бег, упражнения на гибкость, координацию движений, простые упражнения с мячом (с низкой физической и психологической нагрузкой), затем упражнения, требующие большей концентрации и физических усилий.
Во второй фазе (основной) тренер работает над главным содержанием тренировки – подбором упражнений, требующих больших физических и психологических усилий, в том числе комбинированных упражнений большей или меньшей интенсивности.
В третьей (заключительной) фазе он должен постепенно снижать физическую и психологическую нагрузку. Вначале можно выполнять упражнения, требующие невысокой концентрации внимания, например беговые упражнения для повышения физической формы, или провести игру без специального задания. Возможно выполнение упражнений с высокой психологической нагрузкой и с невысокой физической (например, соревнования в бросках). Полезно завершить тренировку упражнениями, требующими малых физических и психологических усилий, например упражнениями на растяжение.
Задачи тренировки
Тренер должен определить основные задачи тренировки и подобрать в соответствии с ними наиболее подходящие упражнения, принимая во внимание отводимое время, нагрузку, которую он считает наиболее подходящей для данной тренировки. Основных задач должно быть не более двух. Есть две серьезные ошибки, которых надо избегать при составлении плана тренировки: тренер старается дать слишком много в отдельной тренировке или в отдельном упражнении; он не представляет себе достаточно четко, чего хочет достигнуть тренировкой в целом и выполнением каждого упражнения.
Таким образом, задачи тренировки могут быть сгруппированы в четыре основных блока:
изучение (задача игроков – изучение новых элементов или закрепление ранее изученных);
работа над техникой (передачи, ведение, броски и т.д.) или тактикой (игра1х1,2х2,3х3 и т.д.);
повторение (задача данного этапа – повторение изученных элементов с целью их совершенствования и уверенного выполнения, например серия из 20 бросков или передача мяча в движении и т.д.);
специфическая подготовка к игре: подготовка команды к игре с конкретным соперником, создание реальных игровых ситуаций, т.е. игра, максимально приближенная к условиям предстоящих соревнований.
Для мини-баскетбольной команды 6-12 лет главными задачами должно быть обучение и повторение.
Содержание тренировочных занятий и упражнений
Содержание тренировочных занятий должно соответствовать задачам тренировки. Возможна комбинация нескольких задач в одном упражнении с акцентом на чем-то одном (например, нападение и защита в игре 1х1). Для того чтобы решить несколько задач в одном упражнении, тренер может использовать специальные комплексные упражнения. Это очень важно сделать, чтобы тренировочное занятие было более эффективным.
Основные характеристики тренировочных упражнений
Для организации выполнения упражнений тренер должен сделать следующее:
объяснить игрокам смысл упражнения и его цель;
в ряде случаев показать, что надо делать, чтобы ученики могли лучше понять задачу;
устанавливать рабочие правила выполнения упражнения;
перед началом выполнения убедиться, что игроки все поняли, а если нет, то вновь объяснить его;
если игроки все поняли, дать им выполнять упражнение в течении какого-то времени, не вмешиваясь. Такое наблюдение позволит тренеру оценить, не слишком ли много задач он предложил сразу, следить за качеством выполнения. Если упражнение слишком сложное, можно подкорректировать его, исключив задачи, которые можно добавить в будущем, когда игроки уже освоят основное содержание;
в ходе выполнения упражнения не мешать игрокам своими инструкциями и комментариями, а применять их лишь для объяснения ключевых аспектов упражнения. На следует поминутно давать игрокам советы, наоборот, надо способствовать развитию у спортсменов самостоятельного мышления, позволяющего совершенствовать выполнение упражнения;
обращаться к игрокам только в перерывах (например, дождаться, пока игроки завершат быстрый прорыв, и только потом делать замечания);
указывать игрокам на их правильные и неправильные действия;
поддерживать игроков, хвалить их за старание.
Объяснение задач упражнения
Перед выполнением каждого упражнения тренер должен коротко и ясно объяснить игрокам основные цели и задачи данного упражнения, из каких элементов оно состоит, что и как надо делать. Если эти задачи понятны и достижимы, у игроков повысится интерес к достижению хороших результатов, и они лучше сосредоточатся на выполнении задания.
Упражнения с простой структурой
Упражнения с простой структурой позволяют лучше усвоить их содержание и сосредоточиться на решении конкретных задач. При выполнении упражнений со сложной структурой внимание рассеивается, и это мешает сосредоточиться на основной цели.
Пример: если упражнение состоит в тренировке бросков, простое упражнение поможет игрокам лучше сосредоточиться на основной задаче – совершенствовании техники бросков. Упражнение можно усложнить дополнениями в виде новых правил выполнения, но не чрезмерно.
Разнообразие упражнений
Многократное повторение одинаковых упражнений ведет к снижению мотивации и внимания. Поэтому рекомендуется варьировать упражнения с изменением либо структуры, либо задач, либо того и другого. Если после выполнения одного упражнения следующее по своей задаче или структуре похоже на предыдущее, игрокам будет легче его выполнить, особенно если предполагается последовательно усложнять его.
Соревновательные упражнения
Соревновательные упражнения – это такие упражнения, в которых игроки соревнуются сами с собой, стараясь улучшить собственный результат, или группами.
Примеры: два игрока играют 1х1, пока один из них не забросит мяч трижды. Игроки в парах выполняют броски (бросивший игрок подбирает мяч и передает его партнеру). Упражнение проводится на время. Количество набранных очков записывается. Периодически упражнение нужно повторять и анализировать, улучшили ли игроки свои показатели, и кто показал самый лучший результат.
Продолжительность выполнения упражнений
Решая, сколько времени должно продолжаться упражнение, тренер должен учитывать такие отрицательные моменты, как скука и психологическая усталость, снижающие концентрацию внимания.
Упражнение должно длиться столько времени, сколько понадобится, чтобы игроки все поняли и правильно выполнили задание. Если упражнение выполняется слишком долго, снижается концентрация внимания у игроков, а следовательно, и продуктивность работы. Более интересные упражнения можно выполнять дольше, а менее увлекательные, более монотонные могут быть короче.
Концентрация внимания при выполнении упражнений
Различные упражнения требуют различной степени концентрации внимания. Планируя выполнение упражнений, требующих больших физических затрат и высокой концентрации внимания, тренер должен учитывать, что при сильном утомлении концентрация внимания снижается. Поэтому во время тренировок важно планировать периоды отдыха либо использовать упражнения, не требующие больших усилий.
Участие игроков в выполнении упражнений
Тренер должен подбирать такие упражнения, чтобы все игроки активно участвовали в их выполнении. Даже если возможности игроков ограничены (например, один мяч и одна корзина), тренер должен искать такие формы работы, чтобы поддерживать интерес к ним всех игроков с такой интенсивностью тренировки, которую считает необходимой в данном случае. недостаток средств не является причиной невыполнения заданий игроками.
Эту проблему тренер должен решать как можно более эффективно. Например, хорошей идеей является деление игроков на маленькие группы и определение конкретной задачи для каждой. Если не хватает мячей или корзин, тренер должен определить очередность выполнения задания. При этом некоторые группы могут выполнять упражнения без мячей и корзин (другое задание), в то время как другие работают с мячом. Затем игроки меняются ролями. Игроки не должны простаивать. Исключая короткие перерывы для отдыха после интенсивной работы.
Оценка тренировочного занятия
После каждой тренировки тренер должен давать краткую оценку проведенному занятию – это необходимо для лучшего контроля за работой команды. Для анализа можно использовать простое средство, позволяющее сравнивать первоначальный план тренировки с реально выполненной работой. Запись данных можно проводить в виде таблиц.
Таблица 1
Запись тренировочного занятия
Дата:__________________________________
Задачи:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа , планируемая до тренировки Реально проделанная работа
Комментарии:_________________________________________________________________
Таблица 2
Запись недельной работы
Неделя:_______________________________________________________________________
Задачи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реально проделанная работа
защита нападение другое
Понедельник Среда Пятница Комментарии: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________