Методические особенности построения учебно-тренировочных занятий по баскетболу

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ю.А. Шарапова
преподаватель школы – лицей № 16, г. Павлодар


Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств человека, формирования его осанки, укрепления здоровья. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке заранее не известен спортсмену и тренеру. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не используя только определённые приёмы. Основным в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся в команде, на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и команды соперника, предвидеть направления передачи мяча и т.д. В условиях недостатка времени успешность его действий определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов, физической подготовленностью.
Занятия баскетболом способствуют развитию физических качеств учащихся: быстроты, ловкости, силы, выносливости. Большое значение для успешного освоения техники баскетбола имеют скоростно – силовые способности учащихся, развитие которых оказывает огромное влияние на ход, итог игры и действия игрока по ходу игры. Поэтому целью на начальном этапе обучения является выявление наиболее эффективных методов, средств и методических приёмов для развития данного качества. Основная задача – развитие скоростно – силовых способностей у учащихся как предпосылки для дальнейшего развития силовой выносливости, способности противостоять утомлению при продолжительных нагрузках.
К числу скоростно – силовых способностей относится такое их проявление, как взрывная сила – способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время.
Скоростные способности включают в себя скорость двигательной реакции, скорость одиночного движения и частоту движений.
В баскетболе быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность – резкость движений. Разновидностью скоростно – силовых способностей является амортизационная сила, представляющая собой способность как можно быстро закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановку после ускорения).
В процессе развития скоростно – силовых способностей учащихся решаются две задачи:
1. Повышение уровня максимальной мышечной силы (особенно силовых способностей).
2. Воспитание способности к проявлению силы в условиях быстрых движений.
Решая первую задачу, мы будем использовать метод максимальных усилий, т.е поднимание предельного или определённого груза, что будет способствовать максимальной мобилизации нервно – мышечного аппарата и наибольшему приросту мышечной силы. Применяя собственно – силовые упражнения для развития скоростно – силовых способностей, следует учитывать, что в условиях объёмных силовых нагрузок скорость движений обычно временно снижается и начинает повышаться лишь через 2 – 6 недель, после того как эти нагрузки прекращаются или снижаются (Д. Чернявский).
При воспитании способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений мы используем метод повторно – прогрессирующего упражнения.
Очень эффективны также повторный и переменный методы упражнений. Так, используя методы при беге, дистанцию подбирают такой длины, чтобы в конце её скорость не снижалась и при повторных попытках. В связи с тем, что работа с максимальной интенсивностью протекает в анаэробных условиях, интервалы отдыха между попытками должны быть достаточными. Их можно заполнить лёгким бегом, ходьбой и т.д.
Основными средствами развития скоростно – силовых качеств учащихся являются физические упражнения. Для развития силовых способностей используются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжённости. В процессе развития скоростно – силовых способностей предпочтение отдаётся упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая контролируемая скорость). Величины внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должны превышать 30 – 40 %от индивидуального максимального отягощения ученика. Количество повторений скоростно – силовых упражнений в одной серии колеблется в пределах 6 – 12, в зависимости от подготовленности учащегося и мощности развиваемых усилий. Число серий в рамках отдельного занятия – 2 – 6 , отдых между сериями – 2 – 5 минут. Оценка скоростно – силовых способностей осуществляется с помощью специальных контрольных упражнений.
Необходимо находить время для специальных, индивидуальных и фронтальных упражнений с мячом, которые помогают учащимся увереннее владеть мячом в движении, ориентироваться в игровых ситуациях. Систематическое использование этих упражнений не только развивает у учащихся скоростно – силовые способности, но и ускоряет процесс освоения технических приёмов баскетбола.
Баскетбол относится к нестандартным ситуационным физическим упражнениям переменной интенсивности. Разнообразие движений: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски, ведения мяча – осуществляется в единоборстве с соперниками и определяется изменяющийся обстановкой и условиями игры, что служит предпосылками для создания специфических особенностей основного содержания, направления и методики занятий на начальном этапе обучения учащихся. Методически грамотно построенные занятия, учитывающие возрастной контингент учащихся, позволят наиболее успешно и качественно освоить технику баскетбола.