Конспект урока Взаимное расположение прямых на плоскости и в пространстве

Конспект урока по математике в 6 классе
Зайцева Наталия Владимировна,
учитель математики
МБОУ СШ № 8 г. Кстово, Нижегородской области

Тема урока: « Прямые на плоскости и в пространстве».
Тип урока: Систематизации и обобщения знаний.
Цель: Приобрести навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых; нахождения расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми. Закрепить знания о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве. Сформировать умение самостоятельно контролировать правильность выполнения задания с помощью учебника, навыки смыслового чтения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование личностного самоопределения, связь с реальными жизненными целями и ситуациями, выработка своей жизненной позиции в отношении окружающего мира, нравственно- эстетическое оценивание. Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: согласованно выполнять совместную деятельность в форме сотрудничества, как с учителем, так и со сверстниками, правильно выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников.
Регулятивные: деятельность, направленная на установление связи между изученными математическими фактами и практическим их применением.
Предметные результаты:
Обобщение знаний о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве, понятии расстояния между точкой и прямой, решение задач по нахождению углов при пересечении прямых.
Умение применять полученные знания на практике при выполнении заданий.
Учебное оборудование: компьютер, модель куба, раздаточный материал.
Ресурсы: учебник Математика 6 класс под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, Просвещение, 2016. -287, демонстрация фрагментов учебника на ПК.



Этап (учебная ситуация)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный этап
Цель: создать психологически комфортную остановку в классе.
- Здравствуйте! Посмотрите каждый на свое «рабочее место», и, проверьте, готовы ли Вы к сегодняшнему уроку. Проверяем: ручка, карандаш, линейка, транспортир, треугольник, учебник, тетрадь. Спасибо, молодцы!

Демонстрируют готовность к уроку

2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: формирование знаний о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве.
Цель урока:
- выполнение построения по описанию поставленной задачи;
- умение находить расстояния от точки до прямой, между параллельными прямыми


Устная работа
- Посмотрите на экран и назовите стороны куба, которые лежат на параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых? И почему?


Дают ответы:
- BL || CM, AB || CD , так как они не пересекаются;
- BC AB, LK AK, так как это стороны квадрата, то угол, образующийся при пересечении сторон раве 900 ;
- AB и LM – скрещивающиеся прямые, так как прямые на которых они лежат не параллельны и не пересекаются.


3. Актуализация знаний.
Цель: диагностика знаний на основе домашнего задания, постановка проблемы.
Проверка домашнего задания.
Экран


Пройти по классу и проверить правильность выполнения заданий. (раздаточный материал – карточки задание стр. 116, Математика. Дидактические материалы. 6 класс, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.,2016 , 144 с).
Домашнее задание
Проведите прямую а и отметьте точку В, не лежащую на этой прямой. Выполните следующие задания:
Определите расстояние от точки В до прямой а.
Проведите прямую с, параллельную прямой а. Найдите расстояние между прямыми а и с.
Напоминает, что было задано изучить рис.2.20 стр.46, рис. 2.23, рис.2.24 стр.48 и на основе материала в учебнике выполнить домашнее задание.
Открывают тетради и показывают домашнее задание.
Смотрят на экран, вспоминая, с помощью каких рисунков в учебнике выполняли домашнее задание и сравнивают свои построения с рисунками на экране. Исправляют ошибки, указанные учителем.

4. Обобщение и систематизация знаний

Цель: овладение учениками навыков понимания прочитанного, смыслового чтения
Читает фразу вслух:
 К.Д. Ушинский сказал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
Предлагает вслух по очереди по предложению читать текст на стр. 47. Останавливает чтение после каждого предложения, просит проговорить вслух, какие действия надо совершить, прочитав фразу. Следит за осознанием каждого. Для проверки правильности выполнение задания, предлагает сравнить рисунки детей с рис. 2.23 на стр. 48
Читают, указанный учителем текст в учебнике (стр. 47), одновременно после каждого предложения, выполняют то, о чем говорится в учебнике.
Проверяют правильность выполнения построения с помощь. Рис.2.23 стр.48 учебника.



5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: контроль усвоения, самоопределение
Экран




Самостоятельная работа
Раздает листы с напечатанным заданием, предлагает ученикам самостоятельно выполнить задание по описанию поставленных задач.
Задания:
Провести прямую m , отметить на ней точку М так, чтобы она располагалась на расстоянии 3 см от прямой m.
Через точку М провести прямую b, параллельную прямой m.
Творческое задание
Построить прямоугольник со сторонами 18 см и 25 см, провести диагонали. Найти расстояние от точки пересечения диагоналей до сторон прямоугольника.

Учащиеся выполняют задание на основе проанализированного на уроке материала.
Изучают на экране рисунок, выполняют построение.


6. Самоконтроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель : создать условия для самостоятельного решения и нахождения ошибок в работе, проверка по эталону.
Предложить обменяться работами , условно разбив класс на три варианта:
первый вариант проверяет у первого, второй – у второго, третий – у третьего.
Затем тетради с исправленными ошибками возвращаются .
Предлагает проверить проверяющих следующим образом:
делает построение на доске, предлагая сравнить ученикам свое выполнение и правильно ли было указано на ошибку.


Обмениваются тетрадями, самостоятельно выявляют правильность выполнения работы на проверке, проверяют себя, сравнивая с тем, что выполнил на доске учитель.

7.Рефлексия деятельности
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка.

Предлагает дать оценку своей учебной деятельности на уроке каждому ученику.


Заполняют листы самооценки, анализируя работу на уроке через самооценку.


Домашнее задание
Выполнить задания на стр.51-52 « Чему мы научились»



Записывают домашнее задание


Список использованной литературы
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др./
под ред. Г.В. Дорофееа, И.Ф.Шарыгина. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2016. – 287 с..
Математика. Устные упражнения. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С.С. Минаева. – М. Просвещение, 2016. – 64с..
Математика. Дидактические материалы. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова – 2-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 144 с..































Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1451Рисунок 2Описание: http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg15