Методическая разработка урока геометрии 8 класса по теме Взаимное расположение прямой и плоскости


Технологическая карта урока
Название урока Взаимное расположение прямой и плоскости
Предмет Геометрия 8 класс
Тип урока Урок ознакомления с новым материалом
Вид урока Комбинированный урок
Цели урока Для учителя Для ученика Метапредметные результаты
Способствовать формированию умений сравнивать, выделять главное, пробудить интерес к самостоятельному решению задач Исследовать взаимное расположение прямой и окружности Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей
Образовательная среда урока Презентация, задания для работы в парах, группах
Формы работы на уроке Индивидуальная, в парах, группах
Этапы урока Организационный Организует учащихся, настраивает на работу, формулирует задачи, создаёт позитивный эмоциональный настрой. Готовность к работе Актуализация знаний Математический диктант:
А1. Окружность - это геометрическая фигура, состоящая:
1). из точек, расположенных на одинаковом расстоянии.
2). из центра окружности и множества точек, расположенных вокруг неё
3). из центра окружности и дуги окружности
4). из всех точек, находящихся на заданном расстоянии от заданной точки
А2. Радиус окружности- это:
1). отрезок, равный половине диаметра
2). отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо точкой окружности
3). отрезок, соединяющий окружность с её центром.
4). половина диаметра
А3. Из точки, не лежащей на данной прямой:
1). можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один
2). можно провести несколько перпендикуляров к ней
3). нельзя провести перпендикуляр к этой прямой
4). можно провести прямую, не перпендикулярную к данной прямой, и притом только одну
А4. Диаметр окружности- это:
1). отрезок, равный двум радиусам
2). отрезок, соединяющий две точки окружности
3). хорда, проходящая через центр окружности
4). отрезок, проходящий через центр окружности
А5. Хорда окружности – это:
1). отрезок, который меньше диаметра, но больше радиуса
2). отрезок, который не проходит через центр окружности
3). отрезок, соединяющий две точки окружности
4). часть окружности, ограниченная двумя точками окружности
А6. Теорема Пифагора гласит:
1). если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный
2). в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
3). прямоугольные треугольники, у которых длины сторон выражаются целыми числами, называют пифагоровыми треугольниками
4). квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон, умноженное на косинус угла между ними. Вспоминают материал 7-8 класса, выявляют затруднения. Познавательные
-Применение предметных знаний;
-Поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные
-Планирование своих действий
Регулятивные
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
-Выполнение задания в соответствии с предложенной целью
Проверка математического диктанта:
А1. 4
А2. 2
А3. 1
А4. 3
А5. 3
А6. 2
Замечание учителя: П.4 из А6 мы будем изучать в 9 классе, это так называемая «обобщённая теорема Пифагора», справедливая для произвольного треугольника. Ликвидируют пробелы, погружаются в тему, узнают новое. Первичное усвоение новых знаний. (исследование проблемы) Создаёт проблемную ситуацию:
Начертите окружность и точку А, лежащую вне круга, ограниченного этой окружностью.
Проведите прямую через точку А. Сколько общих точек у прямой и окружности?
1? 2? 3? От чего это зависит?
15870572270411473132270400741872134848
188010344953А
00А
4917064495300

Побуждает к самомтоятельному поиску доказательства:
Обозначим расстояние от центра окружности до прямой d , а радиус окружности r.
Рассмотрим все три случая.
Учитель формирует 3 группы, каждой группе предлагается выполнить задание
1 случай d< r 2 случай d= r 3 случай d> r
186690-1929В
00В

46990679450010110974918
1220146135938А
00А
290890-371
59281435848
633730-344805Н
00Н
59281472702
1487721129923р

4356593043О
00О
1431925574040р
р
374602756477О

84897157737Н
Н
33147055952581636340624-810025048900 1586338751888р
р
123405753017Н

1294442691371М
00М
94043557150440426756477О
О
68196661666968196623710710085724186300
На прямой р от точки Н отложим два отрезка НА и НВ длины которых равны √ r 2 - d 2 . По теореме Пифагора ОА2 = ОН2 + НА2 = d 2+ (r 2 - d 2)= r 2
ОА= r
ОВ2 = ОН2 + НВ2 = d 2+ (r 2 - d 2)= r 2
ОВ= r
Следовательно, точки А и В лежат на окружности и, значит, являются общими точками прямой р и данной окружности.
Вывод: Если расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса окружности (d< r), то прямая и окружность имеют две общие точки. В этом случае прямая называется секущей по отношению к окружности.
В этом случае ОН= r , т.е. точка лежит на окружности, и значит является общей точкой прямой и окружности.

Вывод: Если расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу окружности (d= r), то прямая и окружность имеют только одну общую точку.
В этом случае ОН> r , поэтому для любой точки М прямой р
26789899228ОМ > ОН> r . Следовательно, точка М
не лежит на окружности.

Вывод: Если расстояние от центра
окружности до прямой больше радиуса окружности (d> r), то прямая и
окружность не имеют общих точек.
. Выполняют построение
Работают в группах, выполняют задание, выбирают ученика, который проводит доказательство
у доски; делают вывод

Познавательные
-Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении теоретической задачи
Регулятивные
-Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Как можно назвать исследование, которое мы провели?
Формулируют тему урока: Взаимное расположение прямой и окружности. Первичная проверка понимания Предлагает задание в парах: Придумать данные для задачи соседу по парте.
Пусть d- расстояние от центра окружности радиуса r до прямой р.
Каково взаимное расположение прямой и окружности? Работа в парах .Познавательные
выбрать способы и найти информацию для решения задачи, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
Регулятивные
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий
Коммуникативные
-Планирование действий, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет мнений соучеников
Первичное закрепление. Формирует 3 группы, каждой группе предлагается выполнить задание:
В прямоугольном треугольнике АВС (˪С=90˚) катеты равны 5 см и 12 см. С центром в точке С проведена окружность. Каково взаимное расположение окружности и прямой АВ, если радиус окружности равен:
а) 5 б) 12 в) 4 80
13
Работа в группе Познавательные
-Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задачи
Регулятивные
-Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные
-Планирование действий, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет мнений соучеников
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению В прямоугольном треугольнике АВС (˪С=90˚) катеты равны 5 см и 12 см. С центром в точке С проведена окружность. Каково взаимное расположение окружности и прямой АВ, если радиус окружности равен:
а) 4 5
13
б) 4 12
13
Рефлексия (подведение итогов занятия)