Конспект занятия по программе внеурочной деятельности: Лепка из соленого теста


Конспект занятия по программе внеурочной деятельности: Лепка из соленого теста
  Техническое оснащение занятия включает в себя:
хорошо освещенный учебный кабинет, оснащенный водоснабжением;
рабочие столы и стулья по количеству учащихся и отвечающие возрастным особенностям детей;
 Материалы и инструменты:
необходимые для лепки: клеенки, набор стеков, доски для лепки, спички или зубочистки, скрепки, соленое тесто;
Дидактический материал:
образцы изделий из соленого теста, выполненные педагогом и учащимися;
презентация «Лепка рыбки», выполненная педагогом;
 разработанные педагогом рекомендации: «Правила работы с соленым тестом» (см. Приложение 1), «Работа с соленым тестом» (см. Приложение 2), «Приемы лепки, способы соединения и сушка соленого теста» (см. Приложение 3);
аудио записи ;специальную и дополнительную литературу (см. Список используемых источников).
Цель и задачи занятия
    Цель занятия: Создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из соленого теста.
    Задачи занятия:
Образовательные:  - познакомить с  основными приемами и способами лепки из соленого теста;  - сформировать навыки лепки из соленого теста;
- закрепить способы лепки.
Развивающие:
- развивать у детей внимание, память, логическое и пространственное мышление, воображение; - развивать мелкую моторику рук и глазомер; - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, смелость в изложении собственных замыслов.
Воспитательные: - привить детям навыки трудолюбия, целеустремленности, ответственности; - развитие умения работать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу, взаимовыручки, самоорганизации; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Формы и методы работы
   Форма организации занятия:   
 (лепка рыбки) - индивидуальная, позволяет адаптировать содержание, методы, тему занятия к индивидуальным особенностям учающихся и вовремя вносить коррекцию в их деятельность.
  Методы, применяемые на занятии: Словесные методы: беседа, вопросы, объяснение, игры и физминутки; Наглядные методы: показ педагогом этапов лепки овечки, демонстрация слайдов презентации и образцов изделий из соленого теста; Практический: самостоятельная работа учащихся студии. Практический  метод является ведущим на этом занятии и используется для закрепления  теоретического материала,  формирования умений и навыков учащихся работы с соленым тестом; освоения способов работы различными инструментами (стэки, зубочистки и т.д.).
Прогнозирование результатов занятия
     На занятии по лепке из соленого теста:
- обучающиеся получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения работы с соленым тестом;
-  дети научатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
 - создание трехмерных объектов способствует развитию пространственного мышления;
- во время работы ребенок также научится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшится его мелкая моторика;
- в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие формы, фактуры и т.д.;
- на занятии по лепке из соленого теста  ребенок будет решать множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств и еще многое другое, получив и освоив начальные навыки, ребенок будет готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть (15 мин.)
    Педагог: Здравствуйте ребята!  Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом – соленым тестом. Из него мы будем лепить поделку, а какую вы узнаете чуть позже.
     Ребята, как вы считаете будет ли красива ваша комната, если вы украсите ее вещами ,которые сделали своимирукамиЗвучит музыка (для поднятия настроения, активности)
   Педагог: Ребята, а приятно ли получать подарки ,сделанные своими руками?
     Вручение подарка – одна из древнейших традиций человечества. Упоминание о подарках встречается еще в библейском описании рождения Иисуса Христа. Волхвы принесли в дар младенцу ладан и золотые изделия.
     В древнем Риме было принято дарить ветви плодовых деревьев, фрукты и монеты. Причем, вначале одаривали только должностных лиц, но вскоре традиция так понравилась гражданам, что они стали дарить подарки друг другу по самым различным поводам. Древние египтяне дарили на Новый год каменные статуэтки и бронзовые фигурки.
     Традиция дарить подарки прослеживалась в средневековой Европе. А на Руси этот обычай поддерживал даже царь Иван Грозный. Прообразом русского Деда Мороза и европейского Санта-Клауса стал византийский Святитель Николай Угодник, живший в III веке нашей эры. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Существует легенда, что Святитель Николай тайно по ночам подбрасывал в окна бедным людям мешочки с деньгами и скрывался так, чтобы его не заметили и не узнали. Однако хорошие дела не остаются незамеченными, и вскоре многие люди стали ждать его по ночам, зажигая свечи.
     С тех далеких пор изменились формы подарков, но суть осталась прежней. Подарок от Деда Мороза — это воплощение всего самого светлого, что есть в нашем мире. Это пожелание добра, и счастья, это доказательство того, что человек не один в мире, и рядом есть те, кто готов позаботиться о нем.
    Подарок… При этом слове, каждый человек мечтательно вздыхает и представляет себе то, что по его мнению, является самым необыкновенным, самым лучшим, самым-самым настоящим ПОДАРКОМ!
   Р
    Ребята, не только дети, но и взрослые ждут подарки! мы с Вами можем стать настоящими волшебниками и подарить подарки нашим родным и близким.
    Подарок несет в себе любовь, заботу и внимание. Подарок, сделанный с любовью и от чистого сердца, непременно принесет удачу!
     Ребята,  я вам предлагаю сделать подарок вашим близким своими руками – это будет поделка из соленого теста. А еще это отличная идея для украшения своей комнаты!
   Педагог демонстрирует поделки из соленого теста
   На ноутбуке педагог включает презентацию  - 1слайд – Лепка из соленого теста рыбки
Основная часть
     1 этап занятия – Правила техники безопасности, правила совместной работы, подготовка теста
    Педагог: Дорогие мои подмастерья, вам необходимо знать правила техники безопасности, их знают все ребята нашей мастерской. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкой размахивать нельзя, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто, т.к. его замешивают с солью и с клеем.
    Хочу вам напомнить правила совместной работы:
- работать дружно, быть внимательными друг к другу;
- быть вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;
- вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
- работать по намеченному плану, своевременно выполнять задания;
- следить за временем, доводить начатое дело до конца;
- качественно выполнять работу (как задумано, без ошибок, аккуратно), экономить материал;
- каждый должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
         
  Лепка рыбки
  Каждому ребенку необходимо приготовить:  дощечка для лепки, стек, полиэтиленовый пакет, зубочистки, скрепка. (Помогаю раздать желающие ребята).
   Педагог: Ребята, продолжим нашу работу.
   Посмотрите, что вам понадобится для лепки рыбки:  дощечка для лепки, стек, полиэтиленовый пакет, зубочистки, скрепка.
    Лепить мы с вами будем вместе, я буду показывать, а вы повторять, за моими действиями. Можно смотреть на презентации последовательность выполнения работы.  Вы можете задавать вопросы. Если вам будет что-то не понятно. Приступим?
    Заверните рукава, чтобы не испачкать одежду.
    Все компоненты теста «подружились», давайте разделим наше тесто поровну. (Педагог раздает детям тесто).
     Возьмите тесто в руки. Помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас.  Какое оно? (Ответы ребят: пластичное, послушное, теплое, и доброе).
   Вы правы, тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.
    Подружились с тестом? Лепка из соленого теста не отличается от лепки из пластилина. Какие вы знаете приемы работы с пластилином? (Ответы детей: раскатывание, расплющивание и т. д.)
    Ребята, посмотрите на рыбку, которые выполнили другие ребятки. (Дети рассматривают рыбок). Скажите, из каких фигур слеплена рыбка? (Ответы детей: туловище – из овала, плавники-из треугольников Молодцы.
    Давайте лепить рыбку.
    Сначала мы сделаем туловище рыбки: из одной части теста раскатываем шар, ладошкой сплющиваем его в лепешку (см. 5 слайд). (Педагог показывает, дети за ним выполняют).
    Теперь мы сделаем с вами плавники. Для этого надо скатать три шарика и заострить, чтобы шар принял форму треугольника. Плавники прикрепляются к туловищу при помощи воды (см. 6 слайд). Для этого надо место скрепления намочить водой при помощи кисточки, приложить плавники к телу (Педагог последовательно показывает процесс лепки, дети за ним повторяют приемы лепки).
    Следующий наш шаг – глаза. Нам необходимо скатать два  шарика, прикрепить их к голове при помощи зубочистки (см. 6 слайд).
 Педагог: Ребята, предлагаю вымыть руки и немного отдохнуть, сделать физминутку. (Дети моют руки и выполняют физминутку. Для проведения физминутки педагог вызывает детей. См. Приложение 6)
     Педагог: Ребята, мы немного отдохнули, продолжим нашу работу?
Посмотрите на рыбку. Что нам осталось сделать? (Ответы: чешую, украсить тело ).
   Давайте посмотрим на следующий слайд. (см. 7 и 8 слайд) Кто из вас догадался, как мы будем делать чешую? (Ответы детей: скатываем шарики, сплющиваем и приклеиваем к телу.)
   
    Предлагаю сделать чешую самостоятельно (Можно опираться на слайды 7 и 8).
     Практическая работа детей, которая помогает детям самостоятельно закрепить способы лепки (раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней; раскатывать жгутики и собирать из них улитку).
     Педагог: Молодцы, вы самостоятельно выполнили чешую. При помощи зубочистки наносим узоры (волны,клетку,точки)
      Ребята, я вам предлагаю сделать вашу рыбку не похожей на других. Как вы думаете, что вы можете сделать. Для этого? (Ответы: сделать рыбку – добавить ей бусины, стразы, паетки)
    Предлагаю это сделать вам самостоятельно. (Практическая работа детей)
    Педагог: Молодцы ребята! Рыбки готовы! Им необходимо высохнуть 2-3 дня на воздухе, затем их необходимо поместить в духовой шкаф и выпекать 30 минут при температуре 180- 200 С, предварительно проткнув изделие иголкой в нескольких местах, для того, чтобы оно не вздулось при выпекании.
   Педагог: В завершение работы еще один секрет – «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.
Заключительная часть
   Рефлексия:
   Педагог: А сейчас давайте вспомним все секреты, которые я вам сегодня рассказала (Ребята вспоминают откуда пошла традиция дарить подарки,  правила техники безопасности, рецепт теста, приемы работы с тестом). Назовите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось (не понравилось) на занятии. (Ответы детей: Мы узнали как лепить из соленого теста. Тесто похоже на пластилин. Тесто  доброе, пахнет хлебом. Мы не знали о том, что можно делать подарки из соленого теста).
    Сейчас я предлагаю сделать выставку ваших (однодневная выставка, проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения, сравнения работ, оценивания творческого подхода).
    Педагог предлагает детям назвать лучшее в каждой работе, особенно отмечает проявление творческой фантазии, предлагалось оценить детям их активность.
   Педагог: Сегодня мы с вами только прикоснулись к волшебному миру лепки из соленого теста, мне хочется, чтобы вы подружились с этим прекрасным материалом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ.  Мне было очень приятно с вами работать.
    Вы сегодня вылепили из соленого теста  подарки своим близким. Ваши рыбки высохнут, затем мы их раскрасим, но это вы будете делать уже на следующем занятии.
     Нам осталось убрать свои рабочие места. Спасибо за внимание!