Методическая разработка урока на тему Романтизм


Методическая разработка урока литературы на тему «Романтизм»
1.Методическое обоснование темы.
Данная тема изучается в курсе литературы 8 класса. Темы связанные с теорией литературы всегда, на мой взгляд, вызывают затруднения в организации обучения учащихся. Изучение данной предваряет изучение целого раздела в литературе. Это и поэма А.С. Пушкина «Цыганы», и М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Романтизм, как литературное направление, присутствует в творчестве многих писателей и поэтов. Поэтому важно, чтобы учащиеся усвоили черты романтизма.
2.Методические рекомендации по проведению урока.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока будут знать основные черты романтизма, смогут определить характерные особенности романтизма
Обзорные темы всегда сложны для восприятия учащимися. Традиционная когда-то форма – лекция уже не так эффективна. Современные дети преимущественно (проверено на личном опыте)- визуалы, у них клиповое мышление, поэтому ими хорошо воспринимаются различного рода презентации с необычным движением, с музыкальным сопровождением. Построение урока соответствует современной парадигме урока-организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Организация работы с источником информации направлена на формирования читательской грамотности. Структура урока соответствует структуре «ВОР». На уроке использована стратегия-диаграмма Венна, организована групповая работа.
3.План урока (с технологической картой).
Тема урока: Романтизм
Цель: будут знать основные черты романтизма, смогут определить характерные особенности романтизма;
Задачи урок : 1.ознакомить с понятием «романтизм»;
2.научить определять характерные особенности романтизма;
3. активизировать читательский интерес учеников;
4.Развивать навык работы с информационным источником;
5.развивать мышление, речь.
Оборудование: презентация
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный .Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое.
- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Учащиеся приветствуют учителя. Ведут беседу
Настраиваются на работу
2 Мотивация к учебной деятельности Показываю презентацию - репродукции
картин К.Д.Фридриха под звуки музыки Р.Вагнера-Какие чувства вызывают эти картины и эта музыка? Участвуют в беседе
(отмечают чувство тревоги, мотив таинственности, одиночества)
3 Актуализация знаний -Что такое литературное направление?
Перечислите черты
сентиментализма
2.классицизма
На предыдущих уроках мы знакомились с довольно значительной эпохой в культуре и науке - эпохой Просвещения.
-В чем особенность этого литературного направления? Отвечают на вопросы
4 Постановка учебной задачи Как и все в жизни, упомянутая эпоха подошла к концу. Общество развивается, изменяется, а потому изменяются взгляды, традиции, философия жизни. Мы сегодня начнем разговор о новой эпохе.
Эта эпоха –романтизм. Давайте определим круг задач нашего урока
Задачи урока корректирую. Демонстрирую слайд Определяют задачи урока
5 Открытие нового знания Предлагаю составить ассоциацию к слову «романтизм».
Прежде чем начать изучать особенности романтизма как литературного направления, предлагаю прослушать сообщение подготовленного ученика о ситуации в Европе в конце ХVIII - начале ХIX столетия (см приложение)
Далее я предлагаю текст для ознакомления с историей возникновения и особенностями литературного направления-романтизми задания на формирование читательской грамотности чтения Учащиеся составляют ассоциацию к слову «романтизм»
Учащиеся заслушивают сообщение ученика
Работа над тестовыми заданиями к тексту
6 Первичная проверка понимания -Предлагаю обсудить ответы на тестовые задания
Осуществляют самопроверку
Отвечают на вопросы
7 Первичное закрепление
знаний и способов действий Далее перехожу к слайдам, в которых даны основные черты романтизма и портреты поэтов-романтиков. Знакомлю с представителями романтизма
Организую групповую работу
1группа : сравнить с помощью диаграммы Венна два литературных направления «романтизм» и «сентиментализм»
2группа : сравнить с помощью диаграммы Венна два литературных направления «романтизм» и «классицизм»
3.группа:описать романтического героя : «каким я представляю себе романтического героя»
Заслушиваю выступление групп Записывают в тетрадь черты романтизма
Сравнивают литературные направления, строят диаграммы Венна, создают текст –описание.
Представляют свои работы
8 Самостоятельная работа Предлагаю прочитать стихотворение Василия Жуковского
«Море» и доказать, что это произведение романтизма
Читают стихотворение, находят черты романтизма
9. Контроль и самопроверка знаний Заслушиваю ответы учащихся 10 Сообщение домашнего задания Выучить черты романтизма, прочитать статью учебника Записывают домашнее задание
11 Рефлексия Какие новые знания вы получили? Как вы думает, где эти знания вам пригодятся?
-С каким настроением вы покидаете урок? Что бы об уроке вы рассказали к-л? Участвуют в беседе
4.Дидактический материал к уроку Приложение к уроку№1
Примерное содержание сообщения ученика о ситуации в Европе в конце ХVIII - начале ХIX ст.
Эпоха, которая началась после окончания первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) и продолжалась до последнего десятилетия ХIX ст.,- эпоха излома старых феодальных отношений, роста класса буржуазии и ее полной победы в основных странах Западной Европы. В этот период в странах Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем начали обостряться противоречия буржуазного общества. Вообще Европа пережила сильное духовное потрясение и глубокое разочарование в связи с событиями Французской революции и наполеоновскими войнами. Появились сомнения в том, что человек в силах изменить на лучшее общественный порядок мирным путем. Революция не привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось завоевать свободу и справедливость и с помощью штыков наполеоновских солдат.
В начале ХIX ст. еще продолжалась борьба буржуазии против феодального дворянства. Люди, воспитанные на произведениях Вольтера и Руссо, не могли не заметить, что общественный порядок - не «царство ума», которое прорицали писатели ХVIII ст., реальная действительность, в которой утверждалась эгоистическая мораль владельцев и все покупалось и продавалось, нанесла непоправимый удар по оптимизму просветителей.
Приложение№2
Предпосылки возникновения романтизма и Великая французская буржуазная революция завершили эпоху Просвещения. Известный философ Карл Маркс сказал: «романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию». Писатели, художники, музыканты стали свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, которые кардинально изменили жизнь. Много кто из них восторженно встретил изменения и был в восхищении от провозглашенных идей Свободы, Равенства и Братства. Но шло время, они замечали, что новый общественный порядок далек от идеалов того общества, которые предсказывали философы XVIII ст. Наступило разочарование.
В начале столетия в философии и искусстве прозвучали трагические ноты сомнений относительно преобразования мира на принципах ума. Это оказывало содействие возникновению новой мировоззренческой системы - романтизма. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, которое считали царством добра, искренности, порядочности. Воспевая прошлое, они брали за основу старинные легенды и народные сказки. Романтизм приобрел особый характер в каждой из европейских культур: в немецкой - мистика; в английской - это личность, которая противопоставляет себя умному поведению; в французской - это необыкновенные истории. Что же объединило их в одно течение?
Романтики не убегали от проблем жизни. Главной задачей романтизма было выражение внутреннего мира, душевных переживаний, а этого можно было достичь, используя историю, мистику и т. п. Нужно было показать парадокс внутренней жизни, ее иррациональность.
Термин «романтизм» указывает на связь со Средними веками, когда в литературе был популярным жанр рыцарского романа. Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображение высокой, идеальной любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.
Признаки романтического произведения: в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором; автор не осуждает героя, даже если искренне изображает его духовное падение, из сюжета понятно, что герой не виновен - виновны обстоятельства, которые сложились. Сюжет такого произведения, как правило, романтический. У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.
Особенностью романтического искусства является преимущество в нем субъективно-лирического момента. Изображение переживаний героя, отношение героя к жизни для романтика важнее изображения самой жизни. Из всех видов искусства романтики отдавали предпочтение прежде всего музыке, поскольку через нее многограннее и полнее можно проявить внутренний мир человека.
Романтический герой - это индивидуалист, человек, который прошел в своем развитии две стадии: к столкновенью с пасмурной реальностью, он стремится к подвигу и имеет желание перестроить мир; столкнувшись с реальностью, герой все еще считает этот мир пасмурным, никчемным и подлым, становится циником и пессимистом. Поняв, что мир изменить нельзя, герой больше не стремится к подвигу, зато все равно каждый раз натыкается на опасность.
№1
Причина возникновения романтизма
А) недовольство результатами революции
Б) увлечение искусством средневековья
В)возникновение идеализации разбойников
Г) стремление изменить изменить общество новыми идеями
№2.Установите соотвествие между культурой и харатерной чертой зародившегося романтизма
А.немецкаяБ.английскаяВ. французская
1.мистика
2.личность
3.необыкновенная история
№3..Какое утверждение является неверным
А) романтический герой является носителем одной черты
Б)романтический герой индивидулистВ) это герой, стремящийся перестроить мир
Г) стремится к подвигу
№4 Восстановите правильную последовательность высказываний
1.«столкнувшись с реальностью, герой все еще считает этот мир пасмурным»
2. «в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором»
3. «начали обостряться противоречия буржуазного общества»
4. «они брали за основу старинные легенды и народные сказки»
А) 3,4,2,1 Б) 4,2.3,1 В) 2,3,1,4 Г) 4,2,3,1
№5 Какое из высказываний текста подтверждает слова Новалиса
«Тот, кто не испытал счастья в нынешнем мире, кто не нашел того, что искал, пусть углубится в мир книг и искусства или погрузится в природу - это вечно юное воплощение старины и современности»
А) Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображение высокой, идеальной любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.
Б) Поняв, что мир изменить нельзя, герой больше не стремится к подвигу, зато все равно каждый раз натыкается на опасность.
В) Особенностью романтического искусства является преимущество в нем субъективно-лирического момента
Г) У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.
Приложение №3
Василий Жуковский«Море»
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.