Урок по технологии на тему В мастерской кондитера. Как работает мастер? (1 класс)


Урок технологии комплексного применения знаний и умений в 1 классе (на основе рабочей программы по технологии авт. Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой, составленной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в рамках образовательной системы «Начальная школа ХХI века»). Наименование раздела программы: «Пластилиновая мастерская».
Тема урока: В мастерской кондитера. Как работает мастер? 
Цель: познакомить детей с профессией повара-кондитера;
Задачи:1)формировать навык изготовления изделия с опорой на рисунки и подписи к ним, применение технологических приемов ручной обработки материалов; 2)расширить кругозор и словарный запас детей; 3)учить детей лепить угощение из пластилина, предавать изделию законченный вид; 4) развивать глазомер, мелкую моторику рук, навык умения наблюдать, сравнивать, проявлять творческую инициативу; 5)воспитывать уважительное отношение к людям труда, интерес к трудовой деятельности кондитера.
Планируемые результаты:  Личностные: умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера; потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы.  Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; отличать новое от уже известного. Коммуникативные: строить связное высказывание по предложенной теме; встать на позицию другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
Формы и методы работы на уроке:; индивидуальная, фронтальная, практическая работа, самостоятельная работа, словесные методы, частично-поисковый, наглядный, работа с книгой. Оборудование: иллюстрации «кондитер», «торт», «кондитерские изделия», настенная доска для вывешивания иллюстративного материала, учебник, пластилин, стек, подкладная доска, тряпочка для рук, клеенка на стол, «костюмы» (платки, фартуки) , компьютер, мультимедийный проектор, для рефлексии – конверты с цветочками.
Ход урока
I.Мотивирование учебной деятельности. 
- Ребята, посмотрите на свои рабочие места. Обратите внимание на материалы и инструменты.
- Какой материал лежит у вас на столе? (пластилин). Какие инструменты? (стеки).
- Какой вид работы нас ждет?(лепка).
II.Актуализация знаний.- С какими материалами мы познакомились на прошлом уроке? (тесто и пластилин).
- Какое общее свойство они имеют? (пластичность)- Какой инструмент вы использовали при работе с пластилином?
- С каким приемом мы познакомились? (приемом раскатывания жгутиков).
- С какими секретами познакомились? (СЛАЙД №1)
- Давайте составим предложение из букв, которые вы слепили на прошлом уроке из пластилина. Прочтем получившееся предложение: «Все профессии нужны, все профессии важны!»(беседа о важности разных профессий). (СЛАЙД №2).
III.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. - Ребята, сегодня к нам в гости на урок пришел удивительный человек с замечательной профессией (на доске иллюстрация кондитера).
- Посмотрите на нашего гостя, вы уже догадались, кто это? А как вы узнали?
- Правильно. По его инструментам и одежде. Это кондитер.
- У кондитера есть специальная одежда. Это – халат, фартук, колпак или косынка.
- Как вы думаете, зачем надевают специальную одежду? (Дети выдвигают предположения).
- Правильно, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки, волосы не попали в еду.
- А чем занимается на работе кондитер? (ответы детей). Молодцы!
Напеку я пирожков, И коврижек, и рожков. Вот такой имею дар: Я кондитер – кулинар. (СЛАЙД №3)
- Что еще может испечь кондитер? Отгадайте загадки «кондитера» (СЛАЙД №4)
В праздник я приду ко всем, 
Я большой и сладкий. 
Есть во мне орешки, крем, 
Сливки, шоколадки.(торт).
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре(пирожное).
Резные, крученые,
С начинкою, слоеные.
Вкусно - просто объеденье!
Это что? - Это... (печенье).
- Вы хотите стать веселыми кондитерами? Все надели костюм кондитера? (Учитель предлагает сформулировать тему урока и учебную задачу).
 - Нам нужно познакомиться с профессией кондитера и научиться готовить, как он.
- Я хочу рассказать вам об этой  профессии, а вы мне поможете в этом.
- Профессия кондитера очень сложная, и в то же время очень интересная, творческая и… вкусная. Каждый из вас, наверное, был в кафе или покупал в магазине вкусные пирожные и торты. Как красиво они украшены: и цветочками, и грибочками, и различными шариками, и сердечками. Сколько продается в магазинах разных видов печенья и пряников. Это всё приготовил кондитер! Кондитер не только хороший пекарь, но он немного и художник. Почему? Потому что торт или пирожное чаще всего украшают кремом, глазурью и т.д.
- А еще кондитеры пекут вкусные пирожки. Давайте сыграем с вами в игру. Я буду называть продукт, а вы называете начинку
 "Назови правильно"(с мячом)
Из слив – сливоваяИз яблок – яблочнаяИз груш – грушеваяИз меда – медоваяИз черники – черничнаяИз малины – малиноваяИз вишни – вишнёваяИз клубники — клубничная- Молодцы.
- Конечно, кондитер - большой мастер своего дела. Но у него есть помощники – это рабочие инструменты, которые помогают делать, выпекать, и украшать пирожные и торты.
- Какую форму может иметь пирожное или печенье? С помощью чего можно придать пирожному или печенью оригинальную форму, например, птицы? (Кондитер использует специальные формочки).
- А сейчас, ребята, давайте мы с вами будем учиться делать пирожные. Пирожные мы будем лепить из пластилина. Кушать их нельзя, но зато с ними можно играть в «Кафе» и в «Магазин».
IV.Организация рабочего места
1. Повторение правил по технике безопасности при работе с пластилином.
- Какие правила безопасной работы с пластилином вы знаете? (Дети вспоминают правила техники безопасности при работе с пластилином)
- Работай на клеёнке или на дощечке.
- Бери для работы нужный цвет пластилина.
- Отрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
2. Проверка наличия и расположения инструментов.
- Вспомните еще наши правила: те предметы, которые обычно берем правой рукой, удобно положить справа. Те предметы, которые берем левой рукой, - положить слева. Подкладная доска лежит перед вами. (Дети проверяют готовность рабочих мест к уроку).
V. Анализ технологической последовательности изготовления изделия 1.Анализ образцов изделий (учебник с.24 -25) (Учитель организует планирование предстоящей работы с опорой на графическую инструкцию.
- Рассмотрите изделие, которое мы будем делать на этом уроке(учебник, с.24)
- Как устроено пластилиновое пирожное? Из каких деталей состоят эти изделия? (Большая деталь – основа изделия и маленькие детали - украшения.) (СЛАЙД №5)
- Как вы думаете, можно ли сказать, что деталь – это часть изделия?
- Какая форма у его деталей?
- Как соединить маленькие детали с основой? Надо ли их приклеивать? (Не надо приклеивать, пластилин липкий и сам удерживает все части изделия.)
- Какая форма у деталей основы и украшения?
- Как сделать такую фигурную деталь основы?( Дети отвечают на поставленные вопросы). Молодцы!
- Работать мы будем по инструкционной карте, она нам будет подсказывать ход работы. Откройте учебник на с.25. (СЛАЙД №6)
- Запомните: весь процесс изготовления пирожного или какого-либо другого изделия называют технологией.
VI.Практическая работа (Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации). 
Учащиеся самостоятельно выполняют задание - слепить из пластилина пирожное, используя инструкционную карту. (Учитель наблюдает за работой, при необходимости оказывает помощь в выполнении задания).
Физкульминутка. Пальчиковая гимнастика
Тесто ручками помнем. - сжимать и разжимать пальчики. Сладкий тортик испечем. - прихлопывать ладонями. Серединку смажем джемом, - круговые движения пальцами по ладони. А верхушку - сладким кремом.- круговые движения пальцами по ладони. И кокосовою крошкой - сыпем «крошку» пальчиками обеих рук. Мы посыпаем торт немножко. А потом заварим чай, - пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук. В гости друга приглашай! - ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы.
Выполняют гимнастику, повторяя движения за учителем.
Продолжение практической работы.
Закрепление знаний и способов действий.
VII.Организация выставки готовых работ.Рефлексия.
- Ребята, да вы настоящие кондитеры. Какие красивые пирожные сделали!
- Как называется человек, который выпекает пирожные и торты?- Какую одежду он надевает, придя на работу?- Какие инструменты он использует в своей работе? Молодцы!
- А давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столе находятся бумажные цветочки разных цветов (красный, желтый, зеленый). Выберете подходящий цветок:  
- Если вы довольны своей работой, то возьмите зелёный цветок.
- Если не совсем довольны, то возьмите жёлтый цветок.
- Если совсем недовольны, то возьмите красный цветок.
- Посмотрите, наш гость, как и вы, работал в кондитерской мастерской. Но не успел украсить торт, который испек. Давайте, выбранными цветами украсим торт кондитера.
VIII.Итог урока
- Вы сегодня хорошо поработали! Давайте приведем рабочие места в порядок( Уборка рабочих мест). Урок окончен!
Список использованных источников:
1.Лутцева Е.А. Технология. 1 класс : учеб. для общеобразовательных организаций / Е.А.Лутцева, Т. П. Зуева. – 2-е изд. -М. : Просвещение, 2014.
2. Лутцева Е.А. Технология. 1-4 классы. Программа / Е.А.Лутцева. – М. : Просвещение, 2014.