Конспект урока-путешествия «Мой родной Самарский край» (3-4 класс)

Конспект
урока-путешествия «Мой родной Самарский край» (3-4 класс)

Программное  содержание:
1. Образовательные задачи: дать знания  о природных богатствах родного края, расширить и закрепить знания детей о природе родного края.
2.Развивающие задачи:  развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края, вызвать желание работать сообща.
 Методы и приемы, в том числе и активные методы обучения:
метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря, художественное  слово, дидактические игры , использование слайдов, иллюстраций; музыкальное оформление занятия, подвижные игры.
Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа: экскурсия в Самарский краеведческий музей , экскурсия на реку Волга и Самара, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Природа Самарской области», чтение, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры.
Материалы: Карта Российской Федерации, Самарской области, глобус, иллюстрации с изображением животных и растений области, слайды природы Самарской области, нефтяных и газовых месторождений ,залежей каменной соли, добычи песка и глины, природных источников минеральных вод, широколиственных и хвойных лесов, степей ,Жигулёвских гор .
 

Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята!- Сегодня у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия .Но прежде, чем мы начнем наше путеществие , давайте поприветствуем друг друга. С голубого ручейка  начинается река, а наше занятие начинается с улыбки. Давайте, подарим добрую улыбку,  коснувшись друг друга!
Музыкальное сопровождение, песня «От улыбки».
Учитель:В течение путешествия я буду задавать вопросы ,а вы будете отвечать , будете выполнять интересные задания, а также просматривать слайды и комментировать их. Наше путешествие начинается. Отгадайте загадку:
На нём уместилась  Вся наша Земля:  Моря, океаны,  Леса и поля.  И северный полюс  Там тоже найдёшь,  А если захочешь   В руках унесёшь.
Дети: - Глобус.
Учитель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.
Учитель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Учитель: - А  какие государства вы можете назвать?
 Дети называют страны.
Учитель: - А как  же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация.
Учитель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.
Учитель: -Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. Его легко найти на карте России по неповторимой излучине, образуемой Волгой.
Учитель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?
Дети:- Родной край
Учитель:- Это большая или малая Родина?
Дети: - Это малая Родина.
Учитель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: - Наша малая Родина называется – Самарская область
Учитель: - А где на карте расположена Самарская область? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Она находится в средней полосе нашей страны.
Учитель:- Найдите этот изгиб в среднем течении Волги. Покажите его на карте. Волга делает крюк вокруг единственных в Европейской части страны Жигулёвских гор. Именно в этом уникальном месте 150 лет назад была образована Самарская губерния, которая стала одним из самых развитых и богатых регионов нашей великой Родины. Сейчас ее называют Самарской областью, Самарским краем Самарская Лука, Самарскую область и по граничные с ней: Саратовскую, Ульяновскую и Оренбургскую области, республику Татарстан и государство Казахстан. По своей территории Самарская область значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария. До недавнего времени Самарская область находилась в глубине государства, все государственные границы были одинаково далеки от неё. Это положение спасло нашу область от бомбёжек во время Великой Отечественной войны. И хотя, война не коснулась нашей местности, но наши земляки защищали нашу Родину на всех фронтах. Многие наши земляки носят звание Героя Советского Союза. Сейчас наша область находится на границе с дружественным нам государством Казахстан (показ на карте).
Учитель: - Повнимательнее вглядитесь в карту.
На что похожа наша область по контуру?
Дети: На сердце.
Учитель: Наверное, в этом есть какой-то символ. Может быть это не случайно? Что же это может значить? Постарайтесь в конце урока предположить, что же символизирует это «сердце».
Учитель: - Много разных районов находится в Самарской области.
(Работа с картой Самарской области)
Учитель:-Все мы живём и в основном родились в Самарской области. А главным городом или его центром является наш город. Как он называется?
Дети: - Город Самара
Учитель: - Покажите, пожалуйста, на карте Самарской области наш город? Как вы думаете, почему наш город получил название? А что означает название нашего города?
Дети: - О происхождении названия города Самара существуют две версии. По одной из них свое имя город получил по названию реки Самара, впадающей в Волгу у города. На языках тюркских народов «САМАРА» - степная река. По другой версии, название происходит от греческого слова «SAMAR» - купец, торговец и «RA» - древнего названия Волги. 
Учитель: -Каждый город имеет свой символ –флаг. Давайте узнаем, знаете ли вы ,каков флаг нашего города. Проведём игру: У нас есть составные части флага, нужно правильно выложить цвета флага . А в конце игры появится слайд с изображением флага.
(Игра)
.
Учитель: -Мы живём в краю, который богат водными ресурсами.. Самарская область славится наличием легендарной реки Волги, наличием озёр. Ребята приготовили сообщения реках и озёрах нашего края.
(Показ слайдов ,звучит песня о Волге)
                                        Как красива Волга,
                                        Словно вижу я тебя впервые,
                                        Как ты Волга, сердцу дорога.
                                        Гордая красавица России.
                                        Песня песен - русская река.
Во время показа слайдов время ученики рассказывает о Волге, об озёрах.
(Рассказы приготовлены вместе с родителями.)
Дети: 1)Самая крупная река Самарской области – Волга. С левого берега Волгу питают ее притоки Большой Черемшан, Сок, Кондурча, Самара, Съезжая и Большой Кинель, Чапаевка, Чагра,Большой Иргиз. Правые притоки Волги – Уса и Сызрань. (показ на
карте) все реки области равнинные с медленным, спокойным течением. Питаются весной снеговой водой, поэтому широко разливаются.(Показ слайдов)
2) В нашей области насчитывается более 200 озёр. Среди обычных пресноводных озер встречаются такие уникальные озера как Серное, Нефтяное, где нефть сама выходит из земли, лечебное озеро Молочка, Голубое озеро с бьющими там серными ключами. Это красивейшее озеро находится на территории нашего края, в нем нельзя купаться. Нельзя измерить его глубину. Оно имеет форму воронки и по этому затягивает вглубь все предметы попавшие в него. Иногда озеро называют «мёртвым» из-за практически полного отсутствия жизни.
На озере был писатель И. А. Аксаков и писал о нем в своих «Письмах с серных вод к родителям»:
Что за красота!.. Оно голубо от преломления лучей в этой светлой серной воде. Озеро или озерко глубоко, говорят, до двадцати сажен и идет вниз воронкой Но еще краше сама степь, и горы, и ковыль! Что за роскошь! ..
3)Но рыбаков больше всего интересуют озера Самарской области, славящиеся обилием рыб, к которым можно смело отнести Мастрюковские озёра, расположенные на участке старого русла Волги и протянувшиеся на семь километров с общей площадью 132 га. Эта группа озер является излюбленным местом отдыха жителей Самары и всех любителей рыбалки. Здесь обитают щука и карась, попадаются крупные лещи. Озера Орлово, Бестолковое, Длинное хорошо известно всем рыболовам области, которые съезжаются сюда на ловлю карася.
(Показ слайдов)
Учитель: - Прекрасные рассказы, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством наших рек и озёр . А теперь поиграем в подвижную игру .
“Караси и щуки”
Играющие делятся на “карасей” и  “щуку”. Караси должны преодолеть щучью засаду. Они свободно плавают в воде, а по сигналу ведущего “Щука” – бегут на противоположную сторону, щука ловит их. Теперь караси должны преодолеть препятствие, пробежать через заводь (под руками). 8-10 пойманных карасей образуют большую заводь в виде круга. Теперь караси должны преодолеть препятствие дважды, пересекая круг под руками. Щука ловит их и в кругу, и вне его.

Учитель: -Именно в Самарской области есть седые от древности Жигулевские горы - Жигули. (Показ слайдов о Жигулёвских горах)
Посмотрите, какая красивая природа вокруг! А знаете ли вы, что Жигулевские горы тянутся более 70 км. Раньше они тянулись одной сплошной лентой. Позже водные потоки разделили Жигули на хребты и вершины. Но не только своей красотой привлекают Жигулевские горы. Жигули - это каменные страницы древней книги, рассказывающей о прошлом нашего края, это предания и легенды далёкой старины. Здесь они родились, в них воспеты события, связанные  с этими легендарными местами. (Конец показа слайдов). Есть легенда о том, как появились Жигули.
Ученик:-Жили два брата  близнеца: Сокол   и Жигуль. У Сокола была сторожевая собака Тип-Тяв. Она охраняла покой братьев от жадной и своевольной Волги. Хочется ей вырваться на простор  и прямым  самым коротким путём  бежать к могучему Каспийскому морю. Заигрывала с братьями Волга и всё ближе и ближе подбиралась к ним. Она хитра и хочет разъединить братьев. Но Тип-Тяв всегда  была на страже и отгоняла Волгу своим лаем. Решилась тогда Волга на последнюю хитрость. Узнала  она, что Сокол  любит девушек-красавиц и не разрешал собаке на них лаять. Нарядилась она такой красавицей, что ни Сокол, ни Жигуль  никогда не видели. Обрадовались братья. увидев такую красавицу, не  узнали  в ней Волгу. Узнала её только Тип-Тяв, но не залаяла она, боялась, что Сокол её снова начнёт бить и отгонять. Видит Волга, что братья зачарованы её красотой, осмелела, вздохнула всей грудью, напряглась, да и ударила со всего размаху. Так ударила. что затрещали братья и раздвинулись в разные стороны, Собака только успела тявкнуть "Тип-тяв". Донеслись эти звуки на вершину Сокола и замерли. Так теперь и стоят братья Сокол и Жигуль,  разделённые могучей своенравной Волгой.  Справа ее -Жигулевские горы, а слева - Сокольи горы, вершину которых так и называют : Тип-Тяв. А место, где пробилась Волга называют Жигулевские ворота - самое узкое место на Средней Волге.
 Учитель:- Не только легендами привлекают к себе Жигулевские горы. Уникальна природа Самарского края! Самарскую Луку считают самым красивым уголком Самарской области. И неспроста. Здесь встречаются уникальные виды растений и животных .
-Какие растения растут в Самарской области?
(Дети называют и показывают иллюстрацию )
Двести двадцать шесть растений Самарской области имеют особое научное значение. К их числу относятся такие растения, как астрагал Цингера, венерин башмачок настоящий, касатик карликовый, ковыль красивейший, ковыль перистый, копеечник крупноцветковый, молочай жигулевский, полынь солянковидная, пыльцеголовник красный, рябчик русский, тонконог жестколистный, чина Литвинова и шаровица крапчатая, которые включены в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области.
( Просмотр слайдов)

ФИЗМИНУТКА
По краю родному мы дружно идем ------ (шагаем)
То спуск под ногами, то резкий подъем---------(приседаем и встаем)
И силы нам хвати и будет успех ---------(подтянуться)
Рассмотрим, изучим животных мы всех------- ( повороты вправо и влево)

Учитель:  -Животный мир Самарской области разнообразен.
Дети:-В настоящее время в Самарской области обитает:
50 видов рыб ( лещ, линь, плотва, уклейка, голавль, жерех, окунь, судак, щука, сом и др.)
11 видов земноводных (жаба, лягушка, жерлянка, тритон)
11 видов пресмыкающихся (ящерица, уж, гадюка веретеница, полоз)
235 видов птиц ((жаворонок, перепел, кряква, чайка, лебедь, овсянка, соловей, сова и др.)
73 вида животных (белка, бобр, крот, волк, лось, еж. зайцы, куница, хорек, рысь, косуля, кабан)
(Просмотр слайдов)
Учитель: В Самарской области обитает не менее 35 видов позвоночных животных, занесенных в «Красную книгу Российской Федерации». В основном это птицы, а также несколько видов рыб, млекопитающих и один вид рептилий.
Дети подготовили рассказы об этих животных с иллюстрациями.
1)Кумжа (форель ручьевая).
Рыба из отряда лососеобразные. Живет в ручьях и малых реках с быстрым течением, холодной водой, песчаным и галечным дном (бассейны рек Волги и Урала). Встречается на северо-востоке Самарской области (Камышлинский район, бассейн р. Байтуган; Клявлинский район, бассейн р. Шешма).
2)Подкаменщик обыкновенный.
Мелкая рыба из отряда скорпенообразные. В России имеет широкий ареал, повсеместно невысокую и сокращающуюся численность. Обитает в реках Европейской России и Западной Сибири. В Самарской области встречается в Высоком Заволжье (Клявлинский район, бассейн р. Шешма).
3)Единственным представителем фауны пресмыкающихся, включенным в «Красную книгу Российской Федерации» и характерным для территории Самарской области, является следующий вид змеи.
4)Гадюка Никольского.
Малоизученное и неопределенное по статусу животное из отряда змеи. Имеет европйский ареал. Населяет лесостепную и степную зону Европейской России. В летний период змеи встречаются на полянах, опушках и просеках в изолированных участках широколиственных лесов. В Самарской области относительно многочисленный вид. Обитает в Предволжье (Ставропольский район, Жигулёвский государственный заповедник).
5) Аист чёрный.
Редкая птица из отряда аистообразные. Вид имеет широкий евроазиатско-африканский ареал, но внутри него распространение спорадическое. Основные местообитания в России - старые леса вблизи рек, стариц, лесных болот и озер. В Самарской области гнездиnся в глухих лесных урочищах Жигулёвской возвышенности.
6)Балобан.
Эпизодически гнездящаяся в Самарской области кочующая или перелётная птица из отряда соколообразные. Имеет пятнистый евроазиатский гнездовой ареал, приуроченный к лесостепной зоне, южной окраине лесной зоны и островным лесам в степях. Численность вида в России сокращается. В Самарской области этот крупный сокол отмечается в Заволжье (Большечерниговский, Борский и Волжский районы).
7)Красавка (журавль-красавка).
Птица из отряда журавлеобразные. Восстанавливающийся в численности вид. Имеет дизъюнктивный евроазиатский ареал. Поселяется в низкотравных типчаково-ковыльных и полынно-злаковых степях, в особенности с твердым глинистым субстратом. Гнездится в долинах степных рек, на степных возвышенностях. Изредка встречается на юге Самарской области (Большечерниговский район).
8)Вечерница гигантская.
Редкое млекопитающее животное из отряда рукокрылые. Спорадически встречается в центральной и южной части Европейской России. Основные местообитания приурочены к широколиственным и смешанным (в основном пойменным) лесам. В нашей области встречается в Предволжье (на юге и западе Самарской Луки, Ставропольский и Сызранский районы) и на востоке Заволжья (Борский район).

Дидактическая игра «Узнай меня»
Цель игры: найти объекты по перечисленным признакам.
Игровое действие: угадывание растений и животных по названным признакам.
Правило: называть отгадку можно только по просьбе учителя.
Оборудование: иллюстрации разложены на столе перед учащимися.
Ход игры: учитель подробно описывает объект, его характерные признаки. Учащиеся отгадывают его и по просьбе учителя показывают. Если дети не справились с заданием, то учитель помогает им.

Учитель:-Для охраны растений и животных на территории Самарской области существуют Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина, государственные национальные парки: «Самарская Лука» и «Бузулукский бор», ботанический сад Сам ГУ, в каждом районе есть особо охраняемые природные территории (балки, лесостепи, колодцы и т.д.)
Ребята, чем еще богата Самарская область?
Дети: - Наша область богата полезными ископаемыми.
Учитель:-Знаете ли вы, какими полезными ископаемыми богата наша область? Где они используются?
Свободные высказывания детей: - Наша область богата полезными ископаемыми. Особенно богата нефтью и газом,  горючими сланцами. Встречаются ценные виды мела, серы, есть поваренная соль, строительный камень, гипс, песок, глина и другие ископаемые. Полезные ископаемые широко применяются в нашей жизни: в строительстве, медицине, в промышленности, в пищу (соль и пресная вода).
Учитель: Мел используют для изготовления замазок, белил, красок, зубного порошка, для производства цемента. - Сера используется при производстве спичек, красок, в борьбе с вредителями полей и огородов. - Начиная с 1936 года в области открыто около 350 нефтяных месторождений, из которых добыто около миллиарда тонн нефти. Добытыми богатствами пользуются не только жители нашего края, но и всея страна, и даже за рубежом. Полезные ископаемые это наше богатство. К ним надо относиться бережно.
(Рассказ сопровождается показом слайдов)
Учитель:- Вот и закончилось наше с вами путешествие. Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?


Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Самарской области.
Учитель:-Ребята, что символизирует контур нашей области, похожий на «сердце»?
(Высказывания детей)
Учитель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо !
- Что Вам больше всего понравилось?
( Мнения детей)
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Учитель: - А сейчас нашему родному краю, части огромной и могучей Росси мы пожелаем:
Дети(читают все):
Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе.


 





15