Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений (УМК «Школа 2100»).


Жевлакова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №17» ГО Краснотурьинск
Конструкт урока русского языка в 3 классе
Тема: Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений (УМК «Школа 2100»).
Цель:
– развитие умений устной и письменной речи: составлять предложения из слов, текст из деформированных предложений, оформлять текст на письме.
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Загадка о медведе:
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
Сообщение «Животные леса. Бурый медведь» (ученик)
Крупный наземный хищник. Длина тела до 2 м, средняя масса -150 кг. Тело массивное, слегка вытянутое, на коротких, но толстых пятипалых стопоходящих ногах. Голова широкая с короткой мордой. Уши небольшие. Окраска меха от буровато-палевой до темно-бурой. На груди иногда бывает небольшое беловатое пятно. Бурый медведь широко распространен по всей лесной зоне Европы, Азии и Северной Америки. В нашей стране он проживает в северной половине европейской части, в Сибири, на Кавказе.
Излюбленные места обитания бурого медведя - таежные хвойные леса, реже - лиственные леса с обильным буреломом. Хотя с виду этот медведь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Медведь активен в сумерки, а днем скрывается в глухих местах леса и только вечером выходит на охоту. Питается птицами, мышевидными грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень любит мед, иногда приходит за ним на пасеку. При случае медведь нападает на лосей, кабанов, северных оленей.
Каллиграфическая минутка (учащиеся прописывают слово «медведь»)
- Что мы записали? (слово)
Вывод: Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик.
Составляют со словом «медведь» предложение и разбирают его по членам предложения.
Бурый медведь обитает в таёжных хвойных лесах.
- Что мы записали? (предложение)
Вывод: Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу, которые что-то сообщают или содержат вопрос, просьбу или побуждение к действию. Предложение имеет грамматическую основу. По цели высказывания предложения могут быть повествовательные, вопросительные или побудительные.
На доске записано:
Купают медвежонка.
 
у, жил, нас, медвежонок
очень, воду, он, любил
его, часто, купали, мы
тазу, мишка, в, долго, плескался
попало, глаза, ему, в, мыло
малыш, заплакал, громко
вытерли, мишку
опять, весёлый, он
– Посмотрите на доску. Можно это назвать текстом? Почему?
Вывод: Текст – это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и имеющих своё место в строгой последовательности действий. В тексте всегда о чём-то сообщается или рассказывается.
- Какова структура текста? (вводная часть (начало);основная часть; концовка)
- Какие типы текстов вы знаете? (повествование; описание; рассуждение)
– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем собирать текст, в котором «рассыпались» слова в предложениях.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Беседа по вопросам.
– Прочитайте заглавие. Определите тему текста.
– Прочитайте слова, из которых надо составить предложения.
– Легко ли было понять смысл? Можно ли назвать это текстом? Что надо сделать, чтобы получился текст, понятный читателю? (Составить предложения, слова в которых связаны по смыслу.)
– Прочитайте слова первой строчки.
– О ком говорится?
Составьте предложение.
Ученики проговаривают все варианты. Выбирается лучшее предложение.
– Что надо помнить, чтобы правильно оформить предложение на письме? Будем ли после каждого слова ставить запятые?
Ученики говорят о большой букве в начале предложения, о раздельном написании слов, о знаке препинания в конце предложения.
– Где вы запишете следующее предложение? (Продолжим писать на этой же строке.)
ФизминуткаМедведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
2. Устное составление предложений.
Вопросы после составления всех предложений:
– Почему медвежонок любил воду? Как относились к малышу ребята?
3. Запись составленного текста.
4. Самопроверка.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.Вариант 1: Прочитайте текст. Восстановите правильный порядок предложений в тексте.
На прогулке.
Журчат веселые ручейки. Пришла весна. У Вовы в руках лодочка. Миша несет бумажных человечков. Вышли ребята гулять. Весело детям! Посадили мальчики человечка в лодочку, пустили в ручей. Поплыла лодочка, закружилась.
Вариант 2: Наведите порядок в предложениях так, чтобы получился связный текст. Докажите, что это текст. Запишите.
Первая охота.
Только к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост.
Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!
А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Ящерка давно под камнем сидит, хвост себе отращивает.
( В. Бианки)
Использованны интернет-ресурсы:
http://school2100.com/http://sputnik.lang-gimn6.edusite.ru/p41aa1.html
http://www.mypriroda.ru/animals_les14.php