Разработка классного часа: У войны не женское лицо. Тыл тоже фронтом был.

























Комсомольск-на-Амуре
2015


Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины
Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель,
Она в избе, валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным, сердце приказало
в тылу Отечество спасать.
Владимир Абросимов
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Подробнее мы хотим рассказать о Рыбаковой Валентине Петровне - труженице тыла, ветеране труда. На классном часе посвященном 70 летию победы в ВОВ, преподаватель Наталья Сергеевна рассказала о своей бабушке. Мы с большим вниманием слушали о том, как работали и жили наши ровесники в то сложное и страшное время. Так появилась желание рассказать о простых девушках – труженицах тыла. О их трудовых буднях.
Мать и отец Рыбаковой В.П. являются примером переселения крестьян в Сибирь. Они приехали сюда из Псковской губернии с детьми. Ее отец был честным, трудолюбивым человеком, работал на железной дороге. Мать была сирота, которая работала нянькой с шести лет. Фамилия их Зоркальцевы.
Было у них одиннадцать детей. Валя вместе с сестрой Катериной и братом Петей училась в школе, а младшие помогали по хозяйству матери.
После школы Валентина устроилась работать на железную дорогу. Вышла замуж.
В 1937 году ее мужа Рыбакова Леонида Венедиктовича забрали на три года на срочную службу в РККА (Революционный Комитет Красной Армии).
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну.
Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.
К.Симонов В первые же дни войны все Советское государство было переведено на военное положение. Однако ни в одном тыловом регионе СССР население не испытывало такого сильного напряжения, как на Дальнем Востоке. Связано это было с тем, что на дальневосточной границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская Квантунская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока.
Муж Рыбаковой В.П. после срочной службы так и остался на дальневосточной границе. Оборона дальневосточных рубежей с началом войны приобрела особое значение.
Сражения Второй мировой войны не коснулись территории советского Дальнего Востока. Однако напряжение, порожденное войной, ощущалось во всем. Особую тревогу ощущали дальневосточники от опасной близости с Японией, способной в любой момент развязать боевые действия против СССР.
Ответственную и большую работу в обстановке войны провели транспортники Дальнего Востока. На железной дороге развернулось движение за скоростную обработку и продвижение поездов. В ряде случаев существовавшие нормативы удавалось превысить в десять и более раз.
Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией.
Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий.
22 июня 1941 года на железных дорогах был введен военный график движения поездов для обеспечения воинских перевозок.
Как известно, зима 1941-42 годов была на редкость суровой: то лютый мороз, то снегопад. Пути от обильного снега очищали вручную.
Валентина Петровна вместе со своими подругами Смолянской Марией, Сосновской Валентиной, Мезенцевой Ниной по субботам и воскресеньям, а так же после рабочего дня с вечера 20.00 и до утра 8.00 дополнительно работали на проверке путей. Девушки-железнодорожницы работали сутками, а то и больше: зачастую сменить их было некому.
В сильные морозы рельсы не выдерживали больших нагрузок, т. к. поезда непрерывным потоком шли на фронт. От перепадов температур рельсы лопались, а это было чревато аварией, которую не в коем случае нельзя было допустить. Это грозило расстрелом или тюрьмой.
С целью повышения пропускной способности некоторых участков осенью 1941 года на железной дороге была введена "живая блокировка", то есть через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда.
По воспоминания Валентины Петровны зимой ночью, когда температура доходила до - 40 градусов и ниже, нужно было одеваться потеплее, т. к. карточку на продукты давали за трудодни. Девушки чтобы не простыть одевали по 2 ватных штанов. И сверху еще одевалась телогрейка. В такой одежде им приходилось расчищать рельсы от снежных заносов. Поэтому справлять естественные надобности можно было, не снимая ватных штанов или терпеть до перегона. Иногда по ночам, когда луна не освещала пути, они работали в условиях нулевой видимости. Но самым большим было испытанием работа в метель и пургу. Валентина Петровна рассказывала, что тогда они вставали цепочкой и шли расчищая от снега пути. Карточку на 400 грамм хлеба для взрослых и 300 грамм для детей отоваривали после длинной очереди, засыпая на ходу. В столовой весной, летом и осенью выдавали рабочим «суп» - в кипятке плавала лебеда, крапива или конский щавель.
Иногда днем Валентина Петровна замещала операторов. Но после ночного дежурства по очистке путей очень хотелось спать. Но внутренние часы не давали расслабиться более чем на 3 минуты. Все время казалось, что сейчас зазвонит телефон и в трубке прозвучит грозный голос, что по твоей вине поезда столкнулись.
Сколько раз начальники эшелонов прибегали к дежурному с угрозами пристрелить. Им казалось, что именно он отправляет эшелон не вовремя...
Работали голодными: подсушенный, немытый овес щелкали как семечки. Чтобы не замерзнуть, ноги обматывали газетами, смоченными в керосине.
Уголь был в домах роскошью. Так как его использовали в качестве топлива на паровозах. По воспоминаниям В.П. Рыбаковой когда из грузового вагона высыпалось несколько кусочков каменного угля, ее мать по дороге домой увидела их на снегу и подобрала. Это увидел начальник эшелона. От расстрела (за несколько кусочков, которые поместились в ладошке) ее спасло то, что у нее было 11 детей. Со смены приходили домой в холодные избы. Прежде чем затопить печки надо было найти дрова. За дровами ходили далеко в лес. И время на сон почти не оставалось.
А в это время японское правительство разрабатывало специальные планы войны против СССР .
Это план предусматривал захват советской территории Дальнего Востока и Забайкалья. Численность Квантунской армии к 1 января 1942 г. была доведена до 1 млн. 100 тыс. человек.
Советская сторона также была вынуждена держать на своих восточных рубежах значительный воинский контингент.
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы.
Вечером 23 августа Москва отсалютовала в честь победы, одержанной на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась.
Такой была юность девушек-железнодорожниц. Они тоже считаются участниками войны. И до сих пор Валентина Петровна не может спокойно вспоминать свои военные будни. Считает, что для них было два фронта. Один – на передовой. Второй - тут же, на станции.
Мы поняли, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы.
Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, показала лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своего исследования я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста – делали невозможное, приближая Великую Победу.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.
Ни один участник Великой Отечественной войны и ни один труженик тыла не должен быть забыт. Мы ценим старшее поколение, чей подвиг безмерен и на фронте, и в тылу.
В те огненные годы железнодорожники воплотили в себе всю мощь, всю стойкость нашего народа. Представители коллективов железных дорог вступали в смертельную схватку с врагом, обеспечивали бесперебойные воинские перевозки, без сна и отдыха вели поезда по Транссибу, поддерживая высочайший уровень безопасности движения.
И сейчас во многих странах уже забывают о той страшной войне. Без прошлого нет будущего. Чтобы был мир во всем мире мы не должны вычеркивать из памяти нашу историю.
С огромным волнением мы выражаем глубочайшую признательность ветеранам, за беспримерное мужество, героизм и самоотверженность. Они прошли через все испытания, не уступили фашистскому натиску, обернули ход истории во второй мировой войне во благо Отечества, во благо мира на всей планете!
Наш долг перед ними безмерен. Но мы делаем, и впредь будем делать всё возможное, чтобы жизнь их была спокойной и радостной, чтобы они всегда были окружены заботой и вниманием. Мы будем передавать нашим детям и внукам памятные страницы их подвига. Мы не допустим того, чтоб погас вечный огонь на мемориалах памяти!
Вечная память павшим за свободу и независимость нашей Родины!

























Приложение
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15




Заголовок 115