Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе по теме: «Счёт в пределах восьми»

1 «Тополек» МБДОУ №105 г. Пензы








Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию элементарных математических представлений в средней группе
по теме:
«Счёт в пределах восьми»





Составила: Буйлакова Светлана Сергеевна,
воспитатель филиала №1
МБДОУ №105 г. Пензы





г. Пенза
2016г.
Цель занятия: развивать навыки счёта в пределах восьми; познакомить с образованием числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8; способствовать повышению познавательного интереса при помощи информационно- компьютерных технологий.

Задачи:
Образовательные: упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперёд, назад, направо, налево.
Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук, слуха, памяти, внимания, логического мышления, навыков самостоятельной и коллективной работы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения детей, эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Тип занятия: комбинированное интегрированное занятие.
Форма занятия: фронтальная и индивидуальная.
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитатель и дети
Возраст обучающихся: 5+
Оборудование и материалы: ноутбук, доска, проектор, коробочка, карточки с пришитыми пуговицами (от 2 до 7 штук), двухполосные карточки, круги и квадраты (по 7 штук на каждого ребёнка), камушки и ракушки (по 8 штук на каждого ребёнка), звёздочки лучшим игрокам.
Предварительная подготовка: математическое лото, подвижные игры, знакомство с новым словом – «эксперты».
Методы и приёмы работы с детьми: вводно-организационное слово воспитателя, игровой момент, создание проблемной ситуации, беседа, игровые упражнения, опрос, объяснение с наглядной демонстрацией, физические упражнения, элементы малоподвижной игры.

Структура занятия

Этап занятия
Содержание
Время

Психологический настрой
Воспитатель с детьми встают в круг, берутся за руки. Эмоциональная поддержка детей, установление зрительного и слухового контакта.
1 мин

Мотивационно - побудительный
Создание проблемной ситуации, развитие воображения. Принятие роли экспертов
2 мин

Актуализация знаний
Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Работа на двухполосных карточках. Отсчитывание кругов и квадратов по количеству пуговиц на карточке и услышанных звуков.
7 мин

Усвоение нового

Игровое упражнение «Сосчитай сколько, сделай поровну». Работа на двухполосных карточках. Отсчитывание камушек и ракушек, откладывание равного количества предметов.
6 мин

Физкультминутка
Снятие напряжения с помощью физических упражнений.
2 мин

Актуализация знаний
Игровое упражнение «Правильно пойдёшь – клад найдёшь». Малоподвижная игра на перемещение и ориентировку в пространстве.
5 мин

Заключительный этап.
Подведение итогов. Рефлексия. Переход к следующему виду деятельности.
2 мин






Ход занятия.
Психологический настрой.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки. Дети поворачиваются друг к другу, здороваются улыбками с соседями, произносят вместе пожелание хорошего дня.

Мотивационно – побудительный этап.
Воспитатель рассказывает, что наш друг Знайка, прислал электронное письмо. Он придумал новые игры. Просит помочь ему, выступить в роли экспертов. Проверить интересные ли игры получились и можно ли их предложить другим друзьям. Педагог уточняет готовность детей прийти на помощь Знайке. Для первой игры он прислал по почте коробочку. Детям предлагается занять места и заглянуть, что в ней находится. В коробочке карточки с пришитыми пуговицами (от 2 до 7 штук).

Актуализация.
Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Детям раздаются двухполосные карточки, тарелочки с кругами и квадратами.
Воспитатель с детьми с помощью считалки выбирает ведущего.
Бежит заяц через мост, Длинны уши, куцый хвост. Ты далёко не беги, Посчитать нам помоги. Раз, два, три Выйди ты!
Ведущий с закрытыми глазами достаёт карточку и считает пуговицы на ней. Называет число вслух, затем показывает карточку детям. Воспитатель предлагает детям отсчитать столько же кругов на верхней полоске карточке. Затем выясняет у отдельных детей, сколько кругов они отсчитали и почему.
Упражнение повторяется 2-3 раза
На следующем этапе игра усложняется. Дети должны отсчитать на верхней полоске карточки столько квадратов, сколько звуков они услышат. В ходе игры используется запись звуков музыкальных инструментов из письма Знайки. Воспитатель уточняет, сколько квадратов отсчитали дети и почему. Аналогичные задания дети выполняют на нижней полоске карточки с кругами. Дети считают звуки и отвечают на вопросы: «Каким числом можно обозначить количество кругов (квадратов)? Какое число больше: семь или шесть? Какое число меньше: шесть или семь? Как сделать так, чтобы фигур стало поровну – по семь?». Дети устанавливают равенство и обосновывают свои действия.
В ходе игры лучшим игрокам раздаются звёздочки от Знайки.

Усвоение нового.
Игровое упражнение «Сосчитай сколько, сделай поровну».
Воспитатель рассказывает, что летом Знайка был на море и собирал для своих друзей камушки и ракушки. Предлагает детям посмотреть на экран и сосчитать расположенные в два ряда камушки и ракушки. Уточняет что их поровну – по семь. Потом Знайка заметил ещё один красивый камушек и положил его в верхнем ряду. Предлагает посчитать - Сколько камушек стало теперь? Какое получилось число? Как получилось число восемь? Сколько осталось ракушек? Чего меньше камушек или ракушек? Какое число больше: восемь или семь? Как сделать так, чтобы ракушек и камушек снова стало поровну – по восемь? Воспитатель говорит, что Знайка прислал нам тоже камушки и ракушки. Детям раздаются тарелочки. Предлагается аналогично разложить предметы на полосках карточки. Затем дети выкладывают и уравнивают группы предметов разными способами и объясняют свои действия.
Лучшим игрокам раздаются звёздочки от Знайки.

Физкультминутка
А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.

Актуализация.
Игровое упражнение «Правильно пойдёшь – клад найдёшь»
Воспитатель сообщает, что по просьбе Знайки, она спрятала в комнате «клад». Уточняет, что им понадобится, чтобы найти его? Дети отвечают: карта или инструкция. Воспитатель предлагает посмотреть на экран и послушать инструкцию от Знайки. Вызывается ребёнок, который двигается в указанном направлении (3 шага вперёд, 2 шага влево, 1 шаг вперёд). Если ребёнок правильно выполняет задания, то он находит спрятанную игрушку и получает звёздочку. Остальные дети следят за правильностью выполнения движений. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза со сменой ведущего и заданий.
Игрокам, нашедшим клад, раздаются звёздочки от Знайки

Заключительный этап. Рефлексия.
Подводится итог игр. Вместе с воспитателем дети подсчитывают набранные звёздочки. Педагог уточняет, что ответить Знайке от имени экспертов? Интересно ли им было играть? Предлагает детям нарисовать моменты наиболее понравившейся игры.









Литература.
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Интернет-ссылки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14715




15