Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Профилактика СПИДа.


8 класс
Тема: Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Профилактика СПИДа.
Цель: Образовательная:
а) сформировать знания о роли микробов и вирусов развитии инфекционных заболеваний;
б) изучить профилактику СПИДа.
Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения
Развивающая: развить навыки оказания первой помощи пострадавшему
Тип урока: Комбинированный
Методы и методические приемы: 1. Словесные: рассказ, беседа
2. Логические: анализ, синтез, обобщение
3. Организационные: работа в группах
4. Наглядные: просмотр видео, презентация
Оборудование: технические и мультимедийные средства, ватманы 2 шт, фломастеры.

Ход урока:
Организационный момент
Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Знакомство с темой урока и целью.
II. Проверка знаний
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.
Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.
Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)
Внутренняя среда организма – это …
Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)
Название клетки Кол-ва в 1мм3 крови Строение Функции Место образования
         
         
         
Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)
В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)
Фронтальный опрос:
Какие форменные элементы крови вам известны?
Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
Чем опасен для организма угарный газ?
Какую функцию выполняют лейкоциты?
Что такое фагоцитоз и фагоциты?
Как осуществляется процесс фагоцитоза?
Назовите имя учёного открывшего это явление?
Какие клетки способны к фагоцитозу?
Каково значение свёртываемости крови для организма?
Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
III. Основная часть
1. Актуализация знаний
Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций.
Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма
3. Формы и механизмы иммунитета
Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет– связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества
Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.* микробы, вирусы, любые другие клетки
4. Виды иммунитета
- Какие виды иммунитета существуют? (схема)
Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.
Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
5. Заключительное слово учителя
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.
Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:
исключение случайных половых связей;
использование для инъекций одноразовых шприцов.
Предлагаю вам поговорить о профилактике заражения Вич-СПИДом.
Учащимся раздаются ватманы и фломастеры.
Вам необходимо приготовить постер на тему «Мы против СПИДа».
После завершения, каждая из команд должны защитить свою работу.
Выполнение заданий. Защита.
Обсуждение:
Вич-СПИД не передается:
через рукопожатия и объятия
через поцелуй
при совместном пользовании ванной и туалетом.
при совместном использовании столовых приборов, посуды.
по воздуху, при совместном пользовании мебелью, телефонной трубкой и т.д.
через укусы насекомых
Вич-СПИД передается:
от матери к ребенку
при половом контакте
через кровь
Домашнее задание
Учить тему урока
Творческое: приготовить брошюру
Что такое вакцина?
а) живые микро/мы б) убитые микро/мы
2. Наука изучающая иммунитет и иммунную систему?
а) гельминтология б) иммунология
3) Естественный иммунитет делится на
а) врожденный и приобретенный б) временный и постоянный
4. ВИЧ является возбудителем болезни
а) СПИД б) чума
5) Кто изобрел вакцину против оспы?
а) Л.Пастер б) Э.Дженнер

Приложение
1.Сообщение «Лечебные сыворотки, предупредительные прививки
При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.
При введении лечебной сыворотки- организм получает антитела в готовом виде- вырабатывает защитные антитела. Все вакцины, сывортки специфичны.
Вакцина – убитые или ослабленные микроорганизмы.
Лечебная сыворотка – готовые антитела (из плазмы крови переболевших животных)
2. Сообщение: Иммунитет бывает:
Естественный (природный): видовой, наследственный, приобретенный
искусственный: приобретенный с молоком матери – пассивный, после введения лечебной сыворотки; после болезни – активный, после вакцинации.
Искусственный иммунитет бывает активный (вакцина, организм вырабатывает сам антитела) и пассивный (сыворотка с готовыми антителами)
Сообщение: Аллергия
В связи с развитием научно-технического прогресса на человека оказывают влияние очень большое количество различных химических веществ, лекарственных препаратов и даже пищевых продуктов. Попадание некоторых этих веществ, в организм человека, может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним в такой степени, что даже очень малые их количества могут вызывать сильные реакции. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией.
Аллергия – повышенная чувствительность организма к действию некоторых веществ или факторов внешней среды (называемых аллергенами).
Признаки проявления аллергии:
Чихание.
Раздражение и отечность кожи.
Слезотечение.
Сильный насморк.
Сообщение учащегося о СПИДе
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.
Симптомы заболевания:
Слабость.
Истощение организма.
Длительная температура.
Воспалительные процессы.
Пути заражения:
При переливании крови.
Через шприц.
Половой путь.
От матери новорожденному ребенку.
Профилактика СПИДа:
Исключение случайных половых связей.
Использование для инъекций одноразовых шприцов.
Сообщение учащегося об открытии вакцины Э. ДженнеромВ 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевшей. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.
Сообщение учащегося о вкладе Луи Пастера
Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.
Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)
Приложение
Оценочный лист.
№ Вид деятельности Имя ученика Баллы от 1 до 5
1 Проверка д/з 1 2 3 4 5 6 2 Работа над новым материалом 1 2 3 4 5 6 3 Закрепление (тесты) 1 2 3 4 5 6 4 Активность на протяжении всего урока 1 2 3 4 5 6 Приложение
Знаю Хочу узнать Узнал
Знаю Хочу узнать Узнал