План-конспект урока математики в 5 классе Доли. Обыкновенные дроби.


МБОУ СОШ №18 им. Б.Б. ГородовиковаОткрытый урок математики в 5в классе
Тема урока «Доли. Обыкновенные дроби.»1.02.2017г.
Учитель Боваева Байрта Анатольевна
Ход урока
Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишем в тетрадь сегодняшнюю дату, классная работа.
Мотивация к деятельности. Разминка (слайды 2-3)
Ребро куба 2 см. Вычислите объем. (8см3)
Найдите объем фигур, если объем каждого кубика 1 см3. (8, 24, 1, 6, 8, 72)
Определение темы урока. Целеполагание. (слайд 4)
- Что изображено на экране? (яблоки) - Посчитайте, сколько их? (6) - Какое это число? (натуральное) - Скажите, какие числа называются натуральными? – числа, которые применяют для счета предметов.
- Но ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби. (слайд 5)
- В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» .- Что значит дробить? – разбивать, ломать на части.
- А теперь давайте посмотрим мультфильм.
Просмотр ролика мультфильма «Апельсин».
- Какой фрукт делили звери?  (апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек) (слайд 6)
- А какие дольки в апельсине? (равные)
- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)
- А теперь подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока (Доли. Обыкновенные дроби»).- Запишем тему нашего урока. (слайд 7)
Работа по теме урока (слайды 8-11)
- Если целое принято записывать натуральными числами - 1, 2, 3, …
- Кто видел как записывают доли? (Дети записывают варианты на доске, потом идёт обсуждение с учителем)
- Ещё раз повторим, что такое доли? (Доли – это равные части)
- В математике долю принято записывать в следующем виде (слайд 8)
- Такая запись числа называется обыкновенной дробью.
- Запишем в тетради. Обыкновенная дробь, числитель и знаменатель. (слайд 11)
Первичное закрепление материала. Игра «Доли».
А сейчас немного поиграем (слайды 12-35).
Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад). 
Закрепление нового материала. Работа в тетради.
Изобразите в тетради квадрат со стороной 4 см. Задание: разделить квадрат на четыре равные доли любым способом. (у доски 3 человека) (слайд 36)
А теперь заштрихуйте:
1 – четверть квадрата;
2 – 3/4 квадрата;
3 – половину квадрата.
Математический диктант. (двое у доски)
Запишите в виде обыкновенной дроби:
а) три шестых;
б) одна треть;
в) половина;
г) три четверти;
д) семь десятых;
е) одиннадцать сотых;
ж) одиннадцать сорок восьмых.
- А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом и выполните проверку: (слайд 37)
Все правильно – «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»
Актуализация полученных знаний. (Самостоятельная работа). (слайд 38)
- А сейчас поиграем в «Поле чудес». Решая задачи, выберем дроби. Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.
Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).
Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки? (5/10).
(НОТА). (слайд 39)
Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение. И пусть музыка поможет нам справиться сейчас с интересным заданием.
Решение занимательных задач: (слайд 40)
У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок? (3)
Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок? (2, 4, 8, 9)
У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну? (1 и 1/6)
Рефлексия.
- С каким важным понятием мы сегодня познакомились на уроке?
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Как можно изобразить обыкновенную дробь?
Домашнее задание
Стр. 144, № 925, 927.
Итоги урока. Оценка знаний.