Конспект урока математики 5 класс Доли. Обыкновенные дроби


Технологическая карта урока
1. ФИО: Юрочко Сергей Иванович
2. Должность: учитель математики
3. Предмет: Математика
4. Класс: 5
5. Номер урока:
6. Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.
7. Цели урока: №78
- обучающие: ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой;
- развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования наглядных пособий (живая картинка, мультфильм, презентация); развивать умение работать в парах;
- воспитательные: воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы); воспитывать взаимоуважения друг к другу; воспитывать у учащихся любовь к предмету.
8. Тип урока: урок формирования и применения знаний, умений, навыков.
9. Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
10. Решаемые проблемы: как найти число, если известна его часть, выраженная дробью? Как перевести более мелкие величины в более крупные?
11. Планируемые результаты:
-Предметные: освоить приемы решения задач на нахождение числа по его части; переводить именованные величины в соответственные более крупные единицы с использованием обыкновенных дробей;
-Метапредметные:
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
-Личностные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений;
-Коммуникативные: формирование навыков анализа.
12. Оборудование: учебник, презентация, фрагмент мультфильма, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Задания для учащихся( по программе 7 вида) Личностные Предметные Метапредметные Коммуникативные, регулятивные
I. Организационный момент
3 мин -Здравствуйте, садитесь!
(в классе за партой стоят по 1 стулу)
-Скажите, в чем у вас возникла проблема?
-А сможете ли вы этот стул разделить на двоих?
-Как?
-Садитесь (2 уч-ся на 1 стул)
-На сколько частей вы разделили данный стул?
-Удобно ли вам?
-Что нужно для того, чтобы было удобно?
-Чтобы вам всем стало удобно, возьмите недостающие стульчики. Мы начинаем работу! самоопределение умение делить 1 стул на двоих К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Р: волевая саморегуляция.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 3 мин Посмотрите внимательно на парту. У вас лежат предметы (учебник, тетрадь, листок, ручка, мандарин)
-Скажите, какие предметы можно разделить на части?(учебник, тетрадь, листок, мандарин)
-А какие нельзя?(ручка, карандаш, линейка и т.д)
Вправо отложите те предметы, которые можно разделить на части.
-Влево отложите те, которые нельзя разделить.
-Предметы, которые находятся справа, на сколько частей их можно разделить?(много)
-Предметы, которые находятся слева, сколько частей будет у них?(1)
-Какая это часть? (целая)
-Сейчас возьмите листок бумаги и разделите его разными способами на 4 равные части.

-Посмотрите, одинаковые ли части у вас получились?
-А что у данных фигур будет одинаково?(площадь)
-А что вы можете сказать об этих частях?(Они равны)
-Ребята, эти равные части называют долями.
-Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
-Какие цели вы поставите на сегодняшний урок? Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание. умение делить листок разными способами на 4 равные части П: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
III. Первичное усвоение новых знаний
Физкультминутка 9 мин Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.
-У меня для вас есть задача:
Пирог разделили на 8 долей (рисунок на доске) За обедом съели 3 доли. Сколько долей осталось на блюде?(5)
-Эти 5 долей обозначают пирога.
- Запись вида называют обыкновенными дробями.
- Что такое дробь мы узнаем из исторической справки.
Историческая справка (слайд 8)
В первых учебниках математики (VII в.) дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. При записи числа использовалась горизонтальная черта.
В старых руководствах есть следующие названия дробей на Руси: 1/2 - половина, полтина 1/3 – треть 1/4 – четь 
1/10 – десятина.
- Запишем в тетрадь: - обыкновенная дробь.В данной дроби число 5 называют числителем, а число 8 – знаменателем. (слайд)
-Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.- Теперь подумайте, что нам показывает числитель? (сколько частей взяли)
- Что нам показывает знаменатель? (на сколько частей разделили)
- Запись в тетрадь: Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
-Скажите, а какие дроби вы еще знаете?(десятичные)
-Чем они отличаются от обыкновенных дробей?(Записью)
-Приведите примеры десятичных дробей.
-Составьте на доске десятичные дроби.
-Попробуйте составить обыкновенные дроби.
-А сейчас, давайте немножко отдохнем. Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. умение работать по теме урока, составлять десятичные и обыкновенные дроби. П: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
К:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
IV. Первичное закрепление
7 мин -Посмотрите на экран
1. Задание
-Прочитайте и запишите дроби, назовите числитель и знаменатель.(слайд)
-Объясните как понимаете каждую дробь.
2. Задание
Подумай и ответь: Какая часть фигуры закрашена? (слайд) Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. умение выполнять задания на определение дробей.
Знать, что такое знаменатель и что такое числитель. П: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
V. Первичная проверка понимания
8 мин Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»
- Какой фрукт делили звери? (апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (равные)
- Что такое доли? (Доли – это равные части)
- Молодцы!
-На столах у вас лежат мандарины. Их нужно разделить поровну так, чтобы на блюде осталась ....
Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Умение использовать ЗУН в выполнении работы Р: оценка осознания уровня и качества усвоения, контроль. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
VI. Информация о д/з 3 мин Дома яблоко возьми
И на части раздели.
Сколько в доме есть людей-
Столько будет пусть частей!
Результаты запиши
И рисунок приложи! VII.Рефлексия урока 2 мин Выставление оценок:
-Сегодня вы все очень хорошо поработали.
-За вашу работу я вам подарю оценки, но они не простые, а в виде дробей.
-Кто какую оценку получил, посчитайте сами!
-Встаньте те, у кого оценка 5.
-Встаньте те у кого оценка 4.
-Встаньте те, у кого оценка 3.
5=75154=52133=5117Обратите внимание какие это дроби?( Правильно неправильные, а почему?)
-Хорошо, молодцы.
Оцените свою работу на уроке:
Рефлексия «Сундучок знаний»
-Урок окончен! Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке П: Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Р: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.
К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.