Урок по литературе Восточной Сибири «Эпос народов Восточной Сибири «Якутский героический эпос «Олонхо»

Методическая разработка занятия,
представленная на номинацию
«Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий»

Учитель русского языка и литературы Сурина Наталья Леонидовна,
МБОУ «СОШ № 15» г.Братск Иркутской области,
электронный адрес:wolga7272@mail.ru
Раздел программы:
Эпос народов Восточной Сибири «Якутский героический эпос «Олонхо»
Цели и задачи:
Привлечь внимание к мифологическим сказаниям народов Восточной Сибири;
Показать способы понимания мира народами Восточной Сибири;
Показать общность и единство всех народов, населяющих Сибирь;
Воспитать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Тип занятия:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: групповая, фронтальная
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ Сост. О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – 304 с.
Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – 104 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изложение нового материала:
- работа в группах
Итог занятия. Рефлексия.  
Ход урока.
Организационный момент. Звучит якутская народная музыка . (слайд 1)
Актуализация знаний.
Знакомоли вам мелодия, которая звучит? Какому народу может она принадлежать?
Послушайте стихотворение
Ольга Огланова Дивный край, суровый, словно жрец, Ты – носитель истин первозданных. Красотою наделил Творец Льдов могучих мир обетованный. Теплотою одарил сердца И любовью защитил от стужи. В недрах твоих тайнам нет конца, Лик твой светел и планете нужен. В белизне, в объятьях хрусталя Чистоту свою хранит Земля, А сиянья северного свет Устремляет взор в пространство лет.
Скажите, о произведениях какого народа будем сегодня говорить?
Тема нашего сегодняшнего урока «Якутский героический эпос «Олонхо»
Какое слово в теме урока вам незнакомо? Работа со словарем литературоведческих терминов. (слайд 2)
-Эпос – (от греч. повествование, рассказ) – род устного народного творчества, в котором в идиализированной форме повествуется об исторических событиях, деяниях героев.
- А что же такое «Олонхо»?
III. Изложение нового материала.
Слово учителя: Якутский героический эпос – древнейшее искусство якутов, сочетание речетатива (напевной речи) и разнохарактерного пения. (звучит пример речетатива). Сказания, передающие представления о происхождении мира и человека, о богах и героях. Все сказания объединены под общим названием «Олонхо». Герой сказания Нюргун Боотур родился на небе, но был отправлен на землю, потомучто ему судьбой предназначено быть главой вольных богатырей могущественной страны.
«Нюргун Боотур Стремительный» наиболее известный из якутских олонхо. Состоит из 36000 стихотворных строк. Сравните с «Иллиадой» и «Одисеей» Гомера. (слайд 3)
Стихотворение о сказителе – олонхосуте. (слайд 4)
Коль стану я вспоминать,
Как старый олонхосут,
Ногу на ногу положив,
Начинал запев олонхо
На ночлеге – у камелька.
Продолжал рассказ до зари
Про далекие времена,
Как размножились под землей,
Разделяясь на человеческий род
Адьараи-абаасы,
Как возник народ уранхай-саха,
Как три мира были заселены
Как же якуты представляли мир? Как и большенство народов Восточной Сибири в виде мирового дерева, находящегося в середине мироздания, корни его уходят в нижний мир, крона растет в среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества верхнего мира.
Кто же они, обитатели верхнего, среднего и нижнего мира?
Работа в группах: 1 группа – Верхний мир. 2 группа – Средний мир. 3 группа – Нижний мир
(каждая группа получает задание и работает на компьютере в Интернете ). В адресной строке забить адрес: (слайд 5)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Ответы детей: (слайд 6)
Небо (Верхний мир). На небе живутт боги – айыы. Самый главный из них – Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог господин). Судьбу мира и людей решает он с богом судьбы – Дыылга Ханом и его женой Чынгыс Биис.
Средний мир (Земля). Это мир людей. Но на земле вместе с людьми живут иччи – духи. Иччи – это нечто среднее между «айыы» и «абаасы» (злыми чудовищами). Иччи могут делать как доброе, так и злое, в зависимости от того, как будет относится к ним человек. Здесь живут: Нюргун Боотур – богатырь, защитник людей. Кюн Куо – девушка-солнце. Из-за которой сражаются богатыри. Аан Алахчын Хотун – дух земли. Его представляли якуты в виде седой богатой женщины. Она обитает в священном родовом дереве и покровительствует произростанию. Весной ей приносили жертву у большого старого дерева, которое обвивали украшенной веревкой из конского волоса. Хатан Темиэрийэ – хозяин огня, которого представляли в виде старика. Аан Дархан Тойони – дух домашнего очага, один из покровителей земли и рода. Баай Байанай – дух-хозяин леса, щедро делится с охотниками лесным богатством. Куэх Боллох Тойон – дух-хозяин воды, почитаемый старик, делится с людьми рыбой.
Нижний мир (Подземный). Здесь живут абаасы – злые чудовища. Имеют облик человека ростом с лиственницу. Это однорукие одноглазые чудовища. Они питаются душами животных и людей. Абан Дуолай – глава и повелитель всех подземных абаасы).
Слово учителя: нам предлагают прочитать вступление к олонхо, в котором дается представление о зарождении матери Земли в космическом пространстве. Читать сказание непросто. Необходимо помнить при чтении, что в тексте отражается особое мифологическое сознание человека, для которого в мире все равны: человек, дерево, гора – все равны перед матерью-Землей. Поэтому зарождение Земли показано эмоционально. А вот как якуты передают легенду о мироздании играя на народном музыкальном инструменте НОМУСЕ (видео в Интернете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) (слайд 7)
Коментированное чтение учителем.
IV. Итог занятия. Рефлексия
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Аргументируйте ответ.
Домашнее задание: (слайд 8)
- ответить на вопросы стр. 170-172
- составить синквейн о зарождении Земли или кроссворд по теме героический эпос «Олонхо»
- нарисовать иллюстрации зарождение Земли.

15