Рабочая программа. Предметный курс по математике «Наглядная геометрия» для учащихся 6 классов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметного курса по математике
«Наглядная геометрия»
для учащихся 6 А, 6 Б классов

Составитель: Иванчик Е.В.,
учитель математики

г. Барнаул
2015 - 2016
Пояснительная записка
Актуальность введения курса. Необходимость ведения в школе данного курса обусловлено, что курс «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Это обусловлено «геометричностью» окружающего материала, способствующего формированию у учащихся положительного, эмоционально – целостного отношения к предмету, друг к другу.
Курс разработан с учетом пожеланий и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
Курс предметно-ориентированный и составлена из расчета одного урока в неделю.
Целью изучения курса наглядной геометрии является всестороннее развитие
геометрического мышления учащихся 5-6 классов с помощь методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-образного видов мышления.
Задачей курса является вооружить учащихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Создать условие школьнику для реализации личных познавательных интересов.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе игровой и самостоятельной деятельности учащихся. Среди заданного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся.
В результате изучения предметного курса ученик должен:
Знать:
Свойства и способы построения данных прямых;
Определение и свойства параллелограмма, принципы построения;
Способы построения точек в системе координат;
Принципы занятия оригами;
Вид и свойства кривых;
Нахождение способов выхода из лабиринта;
- Свойства прямоугольного треугольника, диагоналей прямоугольника;
- Виды симметрии, способы построения симметричных фигур;
- Принцип изображения бордюров;
- Принцип изображения паркета;
- Свойства симметричных точек;
- Свойства вписанных углов.
Уметь:
- Строить и различать данные прямые на чертеже;
- Строить параллелограммы, видеть их на чертеже, использовать их свойства;
- Строить точки в системе координат;
- Выполнить задания по чертежам;
- Различать данные линии на рисунках;
- Строить простейшие линии на плоскости;
- Изображать лабиринт;
- Выполнять эксперимент и делать из него выводы;
- Находить ось симметрии и центр симметрии фигур, видеть и строить симметричные фигуры;
- Выполнять линейные орнаменты – бордюры;
- Определять способы изображения паркета и самим их составлять;
- Строить отрезки, симметричные относительно прямой, решать задачи с использованием изученных свойств;
- Решать простейшие задачи по готовым чертежам;
- Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур.
Формы оценки результатов обучения:
Результаты обучения будут оцениваться по итогам каждой пройденной темы в виде творческой работы учащихся, выполненной как индивидуально, так и в групповой форме.
Формы обучения: игровые, фронтальные, групповые, работа в парах, индивидуальные.
Содержание курса:
Параллельные и перпендикулярные прямые, скрещивающиеся прямые;
Параллелограмм, диагональ, свойства;
Параллели, меридианы, системы координат, координаты точки, полярные координаты;
Оригами;
Эллипс, окружность, гипербола, парабола;
Лабиринт;
Эксперимент, виды треугольников;
Осевая и центральная симметрия;
Бордюры, параллельный перенос, симметрия;
Орнамент, паркет;
Перпендикуляр к прямой, касательная к окружности;Вписанный угол;
Сроки реализации программы:
Учебная нагрузка на 2015-2016 учебный год
1 час в неделю – 35 уроков.
Поурочно-тематическое планирование
предметного курса «Наглядная геометрия» в 6 А, 6 Б классах
№ Содержание программы Форма занятий Кол-во часов Дата
6 АДата
6 Б1 Фигуры из кубиков и их частей Беседа 1 01.09.15 07.09.15
2 Фигуры из кубиков и их частей Практика 1 08.09.15 14.09.15
3 Параллельность и перпендикулярность Беседа 1 15.09.15 21.09.15
4 Параллельность и перпендикулярность Практика 1 22.09.15 28.09.15
5 Параллельность и перпендикулярность Практика 1 29.09.15 05.10.15
6 Параллелограмм Беседа 1 06.10.15 12.10.15
7 Параллелограмм Практика 1 13.10.15 19.10.15
8 Координаты Беседа 1 20.10.15 26.10.15
9 Координаты Практика 1 27.10.15 09.11.15
10 Оригами Беседа 1 10.11.15 16.11.15
11 Оригами Практика 1 17.11.15 23.11.15
12 Оригами Практика 1 24.11.15 30.11.15
13 Замечательные кривые Беседа 1 01.12.15 07.12.15
14 Замечательные кривые Практика 1 08.12.15 14.12.15
15 Кривые Дракона Практика 1 15.12.15 21.12.15
16 Лабиринты Беседа 1 22.12.15 28.12.15
17 Лабиринты Практика 1 12.01.16 11.01.16
18 Геометрия клетчатой бумаги Беседа 1 19.01.16 18.01.16
19 Геометрия клетчатой бумаги Практика 1 26.01.16 25.01.16
20 Зеркальное отражение Практика 1 02.02.16 01.02.16
21 Симметрия Беседа 1 09.02.16 08.02.16
22 Симметрия Практика 1 16.02.16 15.02.16
23 Симметрия Практика 1 01.03.16 22.02.16
24 Бордюры Беседа 1 07.03.16 29.02.16
25 Бордюры Практика 1 15.03.16 07.03.16
26 Орнаменты Беседа 1 22.03.16 14.03.16
27 Орнаменты Практика 1 05.04.16 21.03.16
28 Симметрия помогает решать задачи Практика 1 12.04.16 04.04.16
29 Симметрия помогает решать задачи Практика 1 19.04.16 11.04.16
30 Симметрия помогает решать задачи Практика 1 26.04.16 18.04.16
31 Одно важное свойство окружности Практика 1 03.05.16 25.04.16
32 Одно важное свойство окружности Практика 1 10.05.16 02.05.16
33 Задачи, головоломки, игры Практика 1 17.05.16 16.05.16
34 Задачи, головоломки, игры Практика 1 24.05.16 23.05.16
35 Задачи, головоломки, игры Заключительный урок – игра 1 31.05.16 30.05.16
Итого: 35 Литература:
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Мирос, 1995.-240 с.: ил.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6классы общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1995.- 80 с.
Лист изменений
№ Дата внесения Причина и характеристика изменений Класс Основание Подпись