Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» для учащихся 5 класса.


Календарно-тематическое планирование (1час в неделю, всего 35 часов)
№ занятия Дата проведения Тема
(содержание материала) Кол-во часов Рассматриваемые понятия Какие навыки в развитии должны получить учащиеся Планируемые результаты обучения.
Универсальные учебные действия
Введение. Фигуры на плоскости (12 часов)
1 Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.
1 Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Развитие интереса к предмету, желание изучать предмет Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
2 Угол. Построение и измерение углов. 1 Угол Умение строить углы Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
Познавательные УУД:
логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3 Виды углов. Смежные и вертикальные углы 1 Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла Умение строить углы, биссектрису угла 4 Конструирование из Т.
1 Конструирование
на плоскости и в
пространстве, на клетчатой бумаге
из частей буквы Т.
Конструирование Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
Познавательные УУД:
логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
5 Практическая работа по измерению углов. 1 Развитие навыков работы с чертежными инструментами 6 Треугольник и квадрат Треугольник. Виды треугольников. 1 Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный треугольник. Тетраэдр. Развитие навыков работы с чертежными инструментами Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
7 Сумма углов в треугольнике. 1 8 Практическая работа на нахождение суммы углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника. 1 9 Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм. 1 Равновеликость фигур Конструирование Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
Познавательные УУД:
логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
10 Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. 1 Конструирование 11 Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. 1 Многоликости квадрата Развитие творческого мышления Познавательные УУД:
логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
12 Пентамино, гексамино. Моделирование. 1 Развитие творческого мышления Фигуры в пространстве (7 часов)
13 Пространство и размерность. Мир трех измерений. 1 Одномерное пространство,
двухмерное
пространство,
трехмерное пространство. Плоские и пространственные фигуры.
Перспектива. Четырехугольник,
диагонали четырехугольника. Куб и пирамида Развитие навыков видения пространства Личностные УУД:
нравственное – эстетическое оценивание, самопознание.
Регулятивные УУД:
прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД:
логические – синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
14 Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. 1 Развитие навыков видения пространства 15 Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. 1 Многогранники.
Его вершины,
ребра, грани. Куб: вершины, ребра,
грани, диагональ.
Развертка куба.
Изображение
объемных фигур на плоскости. Неоднозначные фигуры. Развитие пространственного воображения Познавательные УУД:
логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные УУД:
контроль в виде сличения с эталоном.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других
16 Движение кубиков и их частей. Уникуб. Занимательные задачи. 1 Развитие пространственного воображения 17 Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги. 1 Развитие творческого мышления 18 Правильные многогранники. 1 Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр Развитие пространственного представления о многогранниках Регулятивные УУД:
планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
Познавательные УУД:
логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
19 Правильные многогранники. Изготовление геометрической игрушки 1 Развитие пространственного представления о многогранниках Измерение геометрических величин (6 часов)
20 Измерение длин, единицы измерения. 1 Единицы измерения длины.
Старинные единицы измерения.
Эталон измерения длины – метр.
Единицы измерения приборов.
Точность измерения.
Измерение отрезков Регулятивные УУД:
контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД:
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
21 Измерение площадей, единицы измерения. 1 Единицы измерения площадей. Площадь фигуры. Нахождение площадей необычных фигур Познавательные УУД:
логические - построение логической цепочки рассуждений.Регулятивные УУД:
контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
22 Практическая работа по измерению площади фигуры разными способами. 1 23 Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности. 1 Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, многоугольник Привитие художественного вкуса, умение видеть геометрию в окружающем нас мире Регулятивные УУД:
оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.
Познавательные УУД:
логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
24 Измерение длины окружности. 1 25 Измерение объёмов, единицы измерения. 1 Единицы измерения. Объем тела Нахождение объема Познавательные УУД:
логические - построение логической цепочки рассуждений.Регулятивные УУД:
контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Топологические опыты (4 часа)
26 Геометрический тренинг. 1 Занимательные задачи на подсчет
геометрических фигур в различных
плоских конфигурациях Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи Познавательные УУД:
логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.Регулятивные УУД:
контроль и оценка объединения в группы.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
27 Фигуры одним росчерком пера. 1 28/29 Топологические опыты 2 Лист Мебиуса.
Опыты с листом
Мебиуса.
Вычерчивание
геометрических
фигур одним
росчерком. Граф, узлы графа.
Возможность построения графа
одним росчерком Проводить опыты. Делать выводы и обобщения Познавательные УУД:
логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.Регулятивные УУД:
контроль и оценка объединения в группы.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Занимательная геометрия (5 часов)
30/31 Зашифрованная переписка. 2 Шифр. Поворот. Развитие комбинаторного стиля мышления Познавательные УУД:
логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД:
контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
32 Кроссворды 1 Развитие логического мышления, творческого отношения к труду 33/34 Задачи со спичками, занимательные задачи 2 Занимательные задачи на составление геометрических фигур
из спичек. Трансформация фигур
при перекладывании спичек
Уметь видеть фигуры на плоскости и в пространстве Познавательные УУД:
логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД:
контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
35 Итоги года: творческий отчёт. 1