ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специализированная школа №1 им. Д. Карбышева с углублённым изучением французского языка г. Феодосии Республики Крым»
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Бондарева Татьяна Георгиевна
учитель французского языка
г. Феодосия
2016 г.
Содержание
1. Актуальность проекта……………………………………………….. 3
2. Основные этапы развития проекта…………………………………. 5
3. Технология обучения иностранному языку в современном образовательном процессе…………………………………………..... 9
4. Список используемой литературы 26

Актуальность проекта
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.»
Уильям Артур Уорд
Образование в современных условиях выступает важнейшим фактором социальной стабильности, национальной безопасности и развития общества.
Чтобы обеспечить высокое качество обучения школьников – это задача, которую ставит перед собой каждая школа. В решении данной задачи школы, как правило, сталкиваются с двумя проблемами: изменение содержания обучения и организации учебной деятельности учащихся. Если содержание обучения регулируется государственными образовательными стандартами общего образования, то выбор способов организации учебной деятельности обучающихся является прерогативой образовательного учреждения. Каждая школа ищет свои пути и механизмы в этом направлении.
Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательном учреждении.
На сегодняшний день основным вопросом модернизации образования является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. В современных условиях, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования возникла необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения школьного образования нового поколения, которое будет направленно на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников школьных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап.
От педагогов зависит то, какие условия будут созданы в школе, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив школы играет важную роль в становлении личности детей. И в то же время способность учителей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик педагога. Соответственно, необходимо улучшать инновационный потенциал педагогов.
На сегодняшний день предъявляются достаточно высокие требования к содержанию инновационной деятельности учителей. Учителю сегодня следует не только продемонстрировать использование новых моделей обучения и воспитания, но и обосновать педагогическую целесообразность их применения.
Цель проекта – разработка программы развития инновационного потенциала педагогов иностранного языка для школ с углублённым изучением французского языка в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи проекта:
• определить наличие в школе условий, способствующих развитию педагогов;
• предложить вариант развития инновационного потенциала педагогов на собственном примере.
Объектом проектирования является педагогический коллектив МБОУ «Специализированная школа №1 им. Д. Карбышева с углублённым изучением французского языка г. Феодосии Республики Крым», а предметом – управление развитием инновационного потенциала педагогов французского языка.
Инновационный потенциал педагогов – это способность:
к позитивно-критическому восприятию новой информации;
к приращению общих и профессиональных знаний;
к выдвижению новых конкурентоспособных идей;
к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач;
к использованию знаний для практической реализации инноваций.
Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.
Основные этапы развития проекта
1. Диагностический этап (ориентировочный).
Содержанием данного этапа является сбор информации, то есть необходимо провести диагностику инновационного потенциала педагогов и определить условия их работы, готовность коллектива к инновациям, а именно выявить:
восприимчивость к новому;
информационную готовность;
антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций.
Диагностику предлагается проводить комплексно на основе анкетирования и самоанализа. Примерные варианты анкет:
Пример
Анкета "Восприимчивость педагогов к новому"
Вы занимаетесь самообразованием постоянно?
Вы придерживаетесь определенных педагогических идей. Развиваете их в процессе педагогической деятельности?
Вы сотрудничаете с научными консультантами?
Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
Вы открыты новому?
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт: Кмакс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.
Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:
критический уровень –  К < 0,45;
низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
оптимальный уровень – К > 0,85.
Пример
Анкета "Информационная готовность педагогов"
Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:
на совещаниях и семинарах;  
из средств массовой информации; 
из книг по вопросам инноватики; 
на совещаниях в школе; 
в ходе общения с коллегами в школе; 
из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт: Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива. 
Для оценки используют следующие показатели:
критический уровень – К < 0,45;
низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
оптимальный уровень –  К > 0,85.
Пример 3
Анкета "антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций"
Инструкция: Уточните причину, препятствующую освоению инноваций в своей педагогической деятельности:
1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
3. Большая учебная нагрузка.
4. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
5. Отсутствие материальных стимулов.
6. Чувство страха перед отрицательными результатами.
7. Отсутствие помощи.
8. Разногласия, конфликты в коллективе.
4. Самооценка уровня компьютерной грамотности педагогов
Оцените, пожалуйста, свой уровень мастерства в указанной области:
Не владею / Средний / Хороший
Также на ориентировочном этапе проводится диагностика удовлетворительности условий для развития инновационного потенциала. При анализе результатов особое внимание уделяется следующим проблемам:
• недостаток педагогического опыта;
• недостаток технических средств для обучения;
• проблема самостоятельности и творчества педагогов;
• слабое мотивирование учителей на их профессиональный рост.2.Основной Этап.
Выявленные проблемы могут быть решены с помощью следующих действий:
должны быть созданы условия для укрепления и развития способности к социальной адаптации при изменении условий обучения, труда, жизни; стимулирование творческой продуктивности и саморазвитие педагогов. Это означает, что школа должна быть хорошо технически оборудована для творческой самореализации педагогов. На данный момент, в МБОУ специализированная школа №1 функционирует 21 учебный кабинет, из них 4-начальной школы, 2- русского языка, 2- математики, 1-химии, 1-физики, 1- биологии, 1- истории, 2- лингафонных, 2 кабинета оснащены компьютерами и только 15 оборудованы интерактивными досками , проекторами, в связи с чем не всегда удается воспользоваться обучающими видеозаписями на уроках; существует необходимость восстановления лингафонных кабинетов, при использовании которых можно развить активность речевого слуха, отвечающего за техническую подготовленность голосоречевого аппарата у обучающихся; также школа должна быть обеспечена компьютерами, что позволило бы наглядно показать источники поиска необходимой информации в интернете на французском языке. Хорошая IT оснащённость помогает создать инновационную среду, а также уменьшает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, и они более уверенно чувствуют себя, когда знают, что вся необходимая техника у них под рукой.
осуществить возможность реализации свободного выбора путей освоения образовательного пространства путем принятия локальных актов в школе, в которых будет говорится об открытии для учителей мастер-классов с целью повышения самостоятельности учителя. Это могут быть курсы повышения квалификации, консультации с учителями других предметов и учебных заведений, семинары, коммуникативные тренинги, открытые мероприятия, творческие гостиные.
Данный этап позволит преодолеть страх перед инновациями и улучшить работу педагогического коллектива в условиях модернизации образовательного процесса.
3. Заключительный этап (контрольно-оценочный).
Задача этапа – выявить результаты работы, направленной на развитие инновационного потенциала педагогических кадров школы. Для этого определяется соответствие показателей результатов следующим критериям: - критерий «способность к позитивно-критическому восприятию новой информации», что наглядно показывало бы их отношение к инновациям;
- «способность к приращению общих и профессиональных знаний»;
- «способность к выдвижению новых конкурентоспособных идей»;
- «способность к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач» – оценить, используют ли учителя новые методики или пользуются старыми;
- «способность к использованию знаний для практической реализации новшеств» – устанавливается, разрабатывают ли педагоги собственные методики, занимаются ли они какими-то творческими проектами.
При помощи этих этапов можно определить способность и восприимчивость педагогического коллектива к изменениям в современном образовании. А также можно внедрять инновации и развивать потенциал педагогов, учитывая максимальное количество факторов, воздействующих на коллектив школы.
Технология обучения учащихся в современном образовательном процессе
Педагогическая позиция современного учителя в образовательном процессе должна определяться тем, что требует от образованного человека умения осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в профессиональных, образовательных и жизненных ситуациях.
В процессе обучения задача учителя - помочь ученику технологически выстроить познавательную деятельность, индивидуальную траекторию своего обучения в соответствии с международными и государственными образовательными стандартами. Технология обучения ориентирована на ученика, как субъекта познавательной деятельности, иными словами, главное в педагогической технологии - структура и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся, а не педагогическое воздействие учителя.
В Концепции Федеральных государственных стандартов общего образования особое внимание уделяется личностным результатам. Подчеркивается, что образовательные результаты достигаются в процессе определённой учебной деятельности.
Образовательный стандарт второго поколения предполагает необходимость перехода от стихийной учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования.
В современном образовании задача учителя заключается в том, чтобы правильно подготовить необходимую технологию учения и предложить её обучающимся, руководствуясь при этом целями обучения, особенностями изучаемого предмета и учебными возможностями обучающихся.
Иностранный язык, как одно из средств познания и общения окружающего мира, занимает особое место в системе современного образования и выполняет огромную роль в формировании личности. Именно с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Политические и социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком. Но как объяснить это ребёнку, а тем более зародить интерес к изучению предмета?
Иностранному языку нельзя научить - ему можно только научиться!
Следовательно, цель учителя — не научить, а помочь полюбить предмет!
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний обучающихся, я взяла на вооружение проектный метод обучения.
Специфика предмета иностранный язык заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность.
Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий и предполагает творческий подход. Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение обучающихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В. Д. Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как полюбить предмет? Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс? Как воспитать убеждением в необходимости трудиться, с уважением относиться к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде? Ведь сочетание физического и умственного труда обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?
Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
- показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт;
- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;
- совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом важно соблюдение некоторых условий:
- тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на составление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.п.;
- проблема, предлагаемая ученикам, формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;
- необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.
Для благоприятного развития всего урока необходимо продумать начало, чтобы с первых минут все ученики были вовлечены в образовательный процесс. Для этого я начинаю урок с определения темы, используя при этом изученные ранее материалы и, опираясь на которые, ученик сможет активизировать свой лексический материал. Это могут быть отдельные слова, которые могут быть использованы в описании определённой картинки или ситуации; игра «Снежный ком», в котором ученикам необходимо по очереди добавлять предложения, чтобы закончить предложенный учителем рассказ или историю; диалог, который в дальнейшем обучающиеся смогут разыграть между собой, опираясь на свой лексический уровень; стихотворение, которое можно разыграть на уроке, кроссворд, в котором будет засекречена тема урока и др.
Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Могут быть предложены следующие темы проектов:
1. Спорт.
2. Повседневная жизнь. Традиции в моей семье.
3. Моя школьная жизнь.
4. Великие открытия.
5. Друзья.
6. Путешествия.
7. Охрана окружающей среды.
Выполнение названных проектов предполагает широкий информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.
Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.
Данные темы проектов могут быть оформлены как в виде монопроекта, так и в виде коллективной работы. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности обучающихся, оценивания результатов работы.
Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество обучающихся.
Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей иностранного языка, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.
При организации работы обучающихся предполагается определенная последовательность в выполнении.
Проиллюстрируем методику работы на примере конкретного проекта “Спорт /олимпийские игры” в 6 классе (“Le sport/ les jeux olympiques”).
На уроке французского языка затрагивается тема спорта. В начале я сообщаю обучающимся, что сегодня они совершат волшебное путешествие в Париж при помощи Интернета, чтобы погостить в знаменитых спортивных клубах Франции. После чего предлагаю ответить на вопросы. Например :1) Хоккей- это командный вид спорта?
2) Плавание проходит во дворе?
3) Является ли лёгкая атлетика Олимпийским видом спорта?
4) Хотели бы вы побывать или стать участниками Олимпийских игр?
И только после, предлагаю разгадать тему урока. Ученики сообщают свои варианты.
У класса возникло много вопросов по Олимпийским играм: «Где они впервые проводились? Сколько раз проходили именно во Франции? Какие эмблемы и символы были у французов?». Я решила продолжить изучение олимпийского движения во Франции, чтобы найти ответы на все вопросы. Так была выбрана тема «Зимние Олимпийские игры во Франции».
На данном этапе учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное и определяют цель исследования, т.е. возникновение и развитие олимпийского движения во Франции. Объект исследования – Олимпийские игры во Франции. Предметом исследования являются исторические факты об Олимпийских играх во Франции. Актуальность: в настоящее время спорту уделяют много внимания: строятся спортивные объекты, появляются новые виды спорта. Это и обуславливает актуальность выбранной темы на сегодняшний день. Гипотеза: изучение истории Олимпийских игр во Франции позволяет повысить интерес учащихся к предмету благодаря актуальности данной темы и возможности узнать интересные факты истории игр. При этом, я начинаю интересоваться какими видами спорта занимаются или увлекаются обучающиеся и каким бы хотели. Предлагаю выполнить задание и выбрать те виды спорта, которые принимают участие в Олимпийских играх и какими качествами при этом должен обладать спортсмен, записав их в словарь. После чего организовывается беседа о значении спорта, о его месте в жизни человека. Ребята отвечают и задают вопросы, что позволяет активизировать лексический материал, которым ученик уже обладает на данном этапе, а мне удаётся дополняет его новыми лексическими единицами, что позволит ученику с лёгкостью воспользоваться ими при выполнении собственного проекта.
В качестве небольшого перерыва можно организовать физкультминутку в виде подвижных упражнений, где один из обучающихся будет тренером. При помощи такого перерыва у класса разрабатывается грамматический и лексический материал, необходимый для поддержания темы урока.
Затем мы выполняем задание, в котором необходимо найти правильный вариант перевода.
Для закрепления материала можно организовать интервью (журналист-спортсмен), где ученики смогут воспользоваться уже новыми лексическим материалом, полученным во время урока.
В конце урока, определяется форма проекта, которую ребята будут готовить самостоятельно.
В зависимости от формы проекта (это могут быть: коллаж, репортаж, стенгазета, кроссворд, рассказ-загадка, доклад-история, выпуск спортивных новостей или сообщение), обучающиеся делятся на группы и разрабатывают собственный проект. Приступая к работе над проектом, школьники самостоятельно распределяются по микро-группам во главе с консультантом. Учитель в период подготовки работает, главным образом, с консультантами, управляя через них деятельностью групп. Необходимо продумать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения учеников на французском языке и возросли бы количественные и качественные показатели их речи.
Далее обсуждается технология выполнения. Я помогаю составить план работы, советую к каким источникам следует обратиться. Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники др.), школьники проводят мини-исследования, которые в дальнейшем представят в своих личных проектах.
И заключительный этап, который наступает после презентации проектов — это оценивание. Обучающиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты, анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты. Учитель слушает, участвует в оценке проекта, анализирует, советует.
Так же проводятся сравнительно-исследовательские проекты на иностранном языке, на которых обучающиеся самостоятельно проводят параллель между традициями родной страны и страны изучаемого языка.
Здесь уже могут рассматриваться не только существующие, к примеру, праздники в стране, но и градацию значимости событий в каждой семье. У ребят появляется возможность узнать не только традиции и праздники другого народа, но и историю государства. После выявления и обсуждения проблемы, дети самостоятельно могут в виде проекта-игры создать свою презентацию, рассказать своё видение, побыть в роли иностранного гражданина. Благодаря чему самостоятельно реализуют свой внутренний потенциал, покажут своё творчество в виде национальных костюмов, символов, блюд, песен, танцев и др., которые в дальнейшем могут быть представлены на конкурсах и концертах, посвящённых проведению «Недели Французского языка».
Вот примерный перечень проблем коллективного проекта «Повседневная жизнь. Традиции во Франции»:
Франция в моем сердце.
Чем может гордиться житель Франции.
Как готовится к будущей жизни школьник Франции.
Искусство и культура Франции – для всех.
Урок начинается с того, что я интересуюсь у ребят как они проводят свободное время, что они любят и чем хотели бы заниматься. После чего предлагаю посмотреть видеоролик «Традиции во Франции» о жизни школьников. На доске записаны фразы-высказывания парижан и другие фразы, которые не соответствуют видеоролику. После просмотра обучающиеся произносят только те фразы, которые услышали, так может быть определена тема урока.
Затем мы начинаем знакомиться с традициями Франции. Обсуждаем как возникли и приходим к выводу, что каждое событие или традиция имеет свою историю, с чем нам и предстоит поближе познакомиться. Я презентую ребятам французские праздники в картинках с описанием и мы начинаем обсуждать, параллельно уточняя есть ли в нашей стране такой праздник или традиция. Следующий шаг - необходимо поинтересоваться у ребят какие традиции есть в их семьях и соблюдают ли они французские традиции, что поможет определить проблему данного проекта. Именно это позволит ученику провести параллель между жизнью своей семьи и семьи парижан, а также активизировать приобретённый на уроке лексический материал.
После обсуждения мы вместе выполняем задание, в котором необходимо соединить традицию и связанное с ней событие (французских и русских). В дальнейшем ученики разбиваются на группы и выбирают любую соединённую фразу. Что позволит дать направление в будущем проекте.
На следующий урок, каждая группа приготовила мини-проект (мини-презентацию в картинках и устным описанием) по выбранной теме, в которой ученики смогли рассказать историю возникновения, провести параллель между родной странной и странной изучаемого языка, что помогло ребятам раскрыть свой творческий потенциал.
Все эти формы проведения урока позволяют ученикам открывать широкие возможности для расширения словарного запаса, развития навыков аудирования и чтения, помогают научиться формулировать свои мысли и доказывать личную точку зрения, максимально приблизиться к использованию языка в реальной жизни.
Гармоничное развитие личности предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся. Формирование личности обучающихся проходит с учетом трех основных сфер деятельности: 1) при усвоении учебного предмета; 2) воспитательной внеурочной работе; 3) в ходе включения обучающихся в разные формы социальной деятельности. При этом важное место занимает также взаимодействие субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик Учитель
1. Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
2. Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации
3. Экспериментирует Предлагает возможные формы работы
4. Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
5. Активен Создает условия для активности школьника
6. Субъект деятельности Партнёр ученика
7. Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Благодаря методу проектирования было бы целесообразно в школах, в особенности с углублённым изучением иностранного языка, провести конкурс «Дублёр», в котором обучающиеся могли бы проявить себя, показать знания в области предмета, подготовить творческое задание и выступить в роли сценариста, режиссёра, актёра, оператора-постановщика и др.
Данный конкурс можно поделить на 3 этапа: отборочный и 2 творческих.
1) Отборочный- участвуют все желающие, которым предстоит показать свои знания в области предмета и страны изучаемого языка. По итогам определяются участники, которые продолжат участие в 2 последующих творческих этапах.
2) На втором этапе будет предложено, после просмотра видеоролика (отрывок из фильма или интервью со звуком), озвучить его в командах или парах.
В помощь предоставить некоторые слова, которые нужно будет максимально использовать в своей озвучке. В итоге, в соответствии с результатами этого этапа ребятам предоставляется возможность выбрать тему для следующего уровня, т. е. участники, набравшие максимальное количество баллов по итогам 2 первых соревнований выбирают тему первые. Темы могут быть разные: природа, искусство, литературное творчество, современные технологии, культура и др.
3) На заключительном этапе, где будут уже определены победители, ребятам предлагается создать свой проект на выбранную тему, т.е. им предстоит поучаствовать в кинематографии. Участникам необходимо снять короткометражное кино, в котором они раскроют на иностранном языке любое направление согласно выбранной темы и представят его для жюри, после чего и будет определён победитель, который получит сертификат «Лучший дублёр года».
Возможно, в будущем эти сертификаты могли бы помочь ребятам, к примеру, связать свою жизнь с телевидением или радио.
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Теперь авторитет учителя зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. "Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?"
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:
- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам;
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- "человек, который задает вопросы" - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.);
- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Работая над методической проблемой «Проектное обучение как условие для творческой самореализации учащихся» в своей работе я использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.
На уроках во время работы над проектами пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал Интернет-ресурсов.
В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы.
Главная цель в работе с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно, в том числе суметь оценить полученные результаты не только своих одноклассников, но и проанализировать личные. Ведь нередко именно в таких процессах учащиеся готовы воспринимать критику, как мотив к совершенствованию.
Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с обучающимися по любому предмету. Новая форма организации обучения способствует развитию личности обучающихся, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
В связи с этим новизна моего опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития обучающихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения иностранному языку, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотиваций учащихся.
Данный подход позволяет добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов. Здесь также важно отметить, что на уроке должна присутствовать игровая атмосфера, которая позволяет расслабиться и показать внутренний потенциал ученика. Изучая тему «Игровые методы, как средство повышения активности и заинтересованности обучающихся в изучении иностранного языка», можно сделать вывод, что у детей больше активизируется память при выполнении привычных для них заданий, а интерес усиливается, когда привычное перестаёт быть обычным. Это может быть представлено в виду изучения знакомой песни, но уже на иностранном языке, творческий перевод стихотворения, изучение иностранной песни, сопровождаемая привычными движениями и др. Всё это позволяет не только развить память, но и увеличить словарный запас, помогает запомнить сложные формы и выражения, даёт возможность правильно воспринимать иностранную речь на слух, раскрыть себя как актёра путём представления номеров на различных мероприятиях.
В процессе проектной деятельности обучающиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями обучающихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.
Метод проектов позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включает всех в совместную деятельность, в корне меняет отношения «учитель - ученик»:
-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
-ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;
-ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и  методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
-ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
-ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценивать полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения.
Трудоемкость внедрения опыта заключается в строгой продуманности при подборе проблемных вопросов и задач при выполнении творческих проектов, их посильности для определенного возраста учащихся, а также большой подготовительной работе при выполнении теоретической части проекта (поиск, сбор и изучение информации).
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет:
-выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа;
-профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
В итоге, обучающиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили свою душу. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах.
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности обучающихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с обучающимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек.
Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного. И тогда мы станем не просто учителями, которые излагают, объясняют и показывают, а учителями, которые вдохновляют к саморазвитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива: название с экрана [Электронный ресурс] // Режим доступа к источнику: http://www.public-liceum.ru/files/File/PROEKT_Razvitie_innovatcionnogo_ potentciala_pedagogicheskogo_kollektiva_litceya.pdf.
2. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагогов: название с экрана [Электронный ресурс] // Режим доступа к источнику: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-innovatsionnogo-potentsiala-pedagoga-v-protsesse-nepreryv3. Лазарев, В.С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы [Текст] / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика – 2003. – № 3. – С. 17 – 25.
4. Гуртовенко, Г.А. Инновационный кадровый ресурс образования: способы производства и воспроизводства человеческого и социального капитала [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Гуртовенко, Н.Ф. Ильина. – Красноярск: 2008. - 121 с.
5. Ильина, Н.Ф. Профессиональное образование как условие профессионального развития педагога [Текст] / Н. Ф. Ильина // Теория и практика профессионализации: опыт и перспективы : сборник статей / под общ. ред. Г.А. Гуртовенко. – Красноярск : ККИПКРО, 2005. – С. 16-27.
6. Ильина, Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения [Текст] / Н. Ф. Ильина //: Теория и практика профессионализации: опыт и перспективы : сборник статей / под общ. ред. Г.А. Гуртовенко. – Красноярск : ККИПКРО, 2005. – С. 53-56.