Статья Особенности социализации одарённых детей


Особенности социализации одарённых детей
Ляпустина Е.А.,
учитель высшей категории
МАОУ гимназия №23
г. Челябинска
В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам обучения одаренных детей. В то же время все более остро встает вопрос о включении данной категории детей в социокультурное пространство, в развитие социальных процессов в целом, Исследователи отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Поэтому изучение социализации одаренных детей является актуальным направлением педагогических исследований.
Социализация - это становление личности человека в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Современные исследователи считают факторами социализации одаренных детей их особенности. При этом отдельные особенности личности одарённых детей способствуют социализации, а другие осложняют её. Особенности личности высокоодаренного ребенка: внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе, неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха, широкий круг познавательных интересов, изобретательность и другие. Личность одаренного ребенка высококонкурентоспособна, поскольку обладает такими способностями и качествами, которые характеризуют потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, творческой и иной жизнедеятельности).
Социализация начинается с мотивации. Главное, что объединяет всех одаренных детей и в значительной степени отличает их от обыкновенных, это их умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Кроме познавательного мотива самым сильным является мотив самоутверждения, самореализации. Естественно, неинтересно получать знания, которые пригодятся потом. Одарённый ребёнок хочет применить свои знания сегодня, проверить их актуальность. Главной отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Очень важно научить одаренного ребенка самостоятельно работать над собой.
Социализация одаренных детей в наше время проходит трудно, с большими сложностями. Одаренные дети чувствуют себя в «осредненной среде» неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношение к сверстникам. «Осредненная среда» затормаживает, а нередко и «замораживает» их развитие. Гимназия - альтернатива традиционной школе, обучение в гимназии вариативное, устраняющее «одинаковость образования», обучение с учётом задатков, склонностей и интересов детей.
В нашей гимназии реализуются программы по работе с одарёнными детьми:
Программа «Одарённые дети» (2006-2011г.г.). Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся гимназии.
Программа саморазвития одарённых детей в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (2011-2016 г.г). Цель: развитие творческого и интеллектуального потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Широкое распространение в гимназии №23 г. Челябинска получила проектная деятельность. От результативных проектов « Я-Гражданин России» учащиеся и педагоги перешли к международным:
«Моё имя по всему миру» (Грузия)
«От сердца к сердцу» (США)
«Наш маленький английский» (Россия)
«Один народ-одно право (Гана)
«Стихийные бедствия» (Турция.Грузия)
«Сказки мира» (США, Австралия)
В рамках проектной деятельности гимназисты получают возможность строить отношения со сверстниками из других стран, осуществлять культурный взаимообмен, публиковаться в международных изданиях.
Гимназисты участвуют в олимпиадах, конкурсах, смотрах фестивалях, конференциях всех уровней:
Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам,
Южно-Уральская региональная олимпиада по различным предметам,
Всероссийская эвристическая дистанционная олимпиада «Эйдос»,
Международная олимпиада по основам наук (УрФО),
Конференции юных исследователей «Умники и умницы», «Шаг в будущее», «Интеллектуалы XXI века»,
Региональная открытая конференция «Наследие»,
Всероссийский конкурс юных исследователей «Первые шаги в науку» под эгидой Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего»,
Всероссийский заочный конкурс юных исследователей «Я – исследователь» под эгидой Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего»,
Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура».
Конкурсы «Британский бульдог», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно»,
Игра «Что? Где? Когда?» (Форум «Шаг в будущее») и другие.
В течение многих лет одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках, что способствует повышению его социального статуса .В 2013 году впервые в гимназии учащимся вручались медали «Верный путь» и присваивалось почётное звание «Гимназист года». Учитывалось и участие, и достижения учащихся на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и соревнованиях уровня не ниже городского.
Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу и другие учреждения образования), межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное развитие профильной талантливости старшеклассников в условиях личностно ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.