Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа Гармония). 2-в класс Учитель: Кохан Т.А. Тема урока: Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня


Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа "Гармония"). 2-в класс
Учитель: Кохан Т.А.
Тема урока: Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня
Цели:
Обеспечить развитие у школьников коммуникативных навыков. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Создать условия для открытия нового способа подбора проверочных однокоренных слов для названия предметов.
Учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью «родственника», привлечь внимание к значимости этого способа.
Учить находить и решать орфографические задачи.
Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику.
Ход урока
I. Организация класса.II.Актуализация знаний.
1.Чистописание.
оро оло
Подберите слова с этими сочетаниями.
(Молоко, мороз, молоток, хорошо).
2.Работа со словарём.
-Что нам помогает писать грамотно?
(1.Выявление орфограммы.2.Поиск проверочного слова.
3.Решение задач.)-Составьте слово:
МО ,(мороз)
- Назовите орфограммы в слове: мороз
(Безударная гласная в корне; парная согласная по глухости-звонкости в корне.)
- Какую орфограмму можно проверить?
(Согласный по глухости-звонкости на конце слова).
- Как узнать написание непроверяемой безударной гласной?
(Посмотреть в словаре, как пишется слово).
Спишите слово – мороз из словаря по памятке 1.
- Придумайте, однокоренные слова:
(Морозный, заморозить, морозец)
- Назовите «секрет корней» однокоренных слов.
-Назовите синоним к слову: морозный (холодный).
- Назовите антоним к слову: холодный (тёплый).
Ш. Постановка учебной задачи.
-Итак, чему мы учимся на уроках русского языка?
(Решать орфографические задачи).
-Что значит решать орфографические задачи?
(Решение орфографической задачи- это правильный выбор буквы).
1.Диктант.
- Какие главные орфограммы мы знаем?
(Безударные гласные в корне слова, парные согласных по глухости-звонкости в корне слова).
-Запишите по памятке 4 диктант.
-Как будем писать?
( С окошками на месте орфограмм).
Не спеши языком, а спеши делом.
Спиши правильно и красиво.
-На какие орфограммы нам встретились слова?
(Безударные гласные, парные согласных по глухости-звонкости, сочетание «ши» в ударной позиции, ь-показатель мягкости, граница предложения).
- Какие орфограммы можем объяснить?
(Сочетание «ши» в ударной позиции, ь-показатель мягкости, граница предложения).
-Объяснение каких слов вызвало затруднение?
(Спиши, спеши).
-Вспомните способы проверки.
(1.Подобрать однокоренное слово: назвать предмет ласково, как маленький или, наоборот, как большой.2.Изменить проверяемое слово:
1)ед. ч.-мн. ч.
2)кто? что?(ед.ч. или мн.ч.)
3) (много) кого? чего?)-Помогут ли нам эти способы проверки?
(Не помогут)
-Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?
(Находить новый способ проверки).
2.Физкультминутка.
IV. Открытие нового знания.
-Почему проверка слов спеши, спиши вызвало затруднение?
(Одинаковое звучание).
-Чем различаются слова?
(Лексическим значением).
-Объясните смысл каждого слова.
(Спиши-пишем, спеши-выполняем спешно).
-Теперь мы можем вставить буквы в «окошечки»?
(Да)
-Что нам помогло?
( Объяснение смысла каждого слова с помощью однокоренного).
V.Первичное закрепление.
-Попробуем применить открытый нами способ проверки на других словах.
1.Работа по учебнику.
1) упражнение 374. ( Почему так назвали?)
(С комментированием).
-гр.знуля -кра.ка-ч.стюля -ука.ка-с.лач -к.нюшня-сл.бак -к.фейник-Каким способом удалось проверить выбор буквы?
(Объяснение смысла каждого слова с помощью однокоренного).
-Дополните правило в учебнике, как можно проверить безударную гласную в корне?
(Объяснение смысла каждого слова с помощью однокоренного).
2) упражнение 377.(Догадайся, почему люди дали такое название)
(Работа в парах)
(2 человека работают у доски «за шторкой»)
р.ка (В,в).ртушинка .ичница-гл.зун?яоз.ро(З,з)м.инкаж.лтокд.ревня(С,с).сновкаша.ка-нев.димка
Проверяем с парой, работавшей у доски.
-Какие способы подбора слов вам пригодились?
(Объяснение смысла слова с помощью однокоренного, изменение формы числа, подбор «ласкового» слова).
-Понадобился ли вам словарь?
(Да: д.ревня)
2.Физкультминутка.
VI.Самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.1.Упражнение 375.
- Прочитайте задание. (Продолжи учиться выбору букв).-Где находится упражнение?
(в тетради-задачнике)
- Откройте тетрадь-задачник на 30-ой странице.
- Найдите упражнение №375.
- Прочитайте задание. (Объясняй значение каждого слова с помощью однокоренного, узнавай и вставляй нужные буквы).
-Как будем его выполнять?
(Читаю слова под вопросом:Когда так говорят?(1 вариант)
Ж.ра,т.пло,х..ьба, шу.ка,про.ьба ,погру.ка.
Почему так назвали? (2 вариант)
В.ршина г.ры, к.силка, п.сатель, п.ч?тальон, пов.р.
-Думаю: какую букву вставим?
- Объясняю: почему?)Самостоятельное выполнение заданий к упражнению №375 с записью проверочных слов, с последующей взаимопроверкой.
VII. Домашнее задание.
1. Упражнение № 376. (Исправь ошибки, запиши слова с проверочными по памятке 4).
2. Придумать и записать 3 слова с новым способом проверки (это дополнительное задание, выполните по желанию)
VIII. Рефлексия деятельности.
-Чему мы должны были научиться на уроке?
(Находить новый способ проверки безударных гласных).
-Чему мы учились на уроке? Что получилось? Какие задания вызвали затруднения?
- Мы на уроке были исследователями, выдвигали предположения, искали выход из положения: наблюдали, сравнивали, делали выводы. Мы сами открыли новый способ проверки безударных гласных и парных согласных по глухости-звонкости в корне: объясняя значение каждого слова с помощью однокоренного, узнавай и вставляй нужные буквы.