Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа Гармония). 2-в класс. Тема урока: От значения слова — к правильной букве


Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа "Гармония"). 2-в класс
Учитель: Кохан Татьяна Алексеевна.
Тема урока: От значения слова - к правильной букве
Цели: Обеспечить развитие у школьников коммуникативных навыков. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Создать условия для открытия нового способа подбора проверочных однокоренных слов для названия предметов.
Учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью «родственника», привлечь внимание к значимости этого способа.
Учить находить и решать орфографические задачи: обнаруживать орфограммы по освоенным признакам (на слух и при зрительном восприятии текста); определять разновидности орфограмм; разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила; пользоваться приёмом письма с «окошками». Применять изученные правила, выполняя необходимые способы действия; пользоваться орфографическим словарём учебника. Проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку.
Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику.
Ход урока
I. Организация класса.II.Актуализация знаний.1.Чистописание.
оро олоУчитель. Подберите слова с этими сочетаниями.
(Молоко, мороз, молоток, хорошо).
2.Работа со словарём.
Учитель. Что нам помогает писать грамотно?
(1.Выявление орфограммы.2.Поиск проверочного слова.
3.Решение задач.)Учитель. Составьте слово:
МО ,(мороз)
Учитель. Назовите орфограммы в слове: мороз
(Безударная гласная в корне; парная согласная по глухости-звонкости в корне.)
Учитель. Какую орфограмму можно проверить?
(Согласный по глухости-звонкости на конце слова).
Учитель. Как узнать написание непроверяемой безударной гласной?
(Посмотреть в словаре, как пишется слово).
Учитель. Спишите слово – мороз из словаря по памятке 1.
- Придумайте, однокоренные слова:
(Морозный, заморозить, морозец)
Учитель. Назовите «секрет корней» однокоренных слов.
-Назовите синоним к слову: морозный (холодный).
- Назовите антоним к слову: холодный (горячий).
Ш. Постановка учебной задачи.
Учитель. Чему мы учимся на уроках русского языка?
(Решать орфографические задачи).
Учитель. Что значит решать орфографические задачи?
(Решение орфографической задачи- это правильный выбор буквы).
1.Диктант.
Учитель. Какие главные орфограммы мы знаем?
(Безударные гласные в корне слова, парные согласные по глухости-звонкости в корне слова).
Учитель. Запишите диктант по памятке 4.
Учитель. Как будем писать?
( С окошками на месте орфограмм).
Не спеши языком, а спеши делом.
Спиши правильно и красиво.
-На какие орфограммы нам встретились слова?
(Безударные гласные, парные согласных по глухости-звонкости, сочетание «ши» в ударной позиции, ь-показатель мягкости, граница предложения).
Учитель. Какие орфограммы можем объяснить?
(Сочетание «ши» в ударной позиции, ь-показатель мягкости, граница предложения).
Учитель. В каких словах вызвало затруднение объяснения орфограммы безударная гласная в корне ?(Спиши, спеши).
Учитель. Вспомните способы проверки.
(1.Подобрать однокоренное слово: назвать предмет ласково, как маленький или, наоборот, как большой.2.Изменить проверяемое слово:
1)ед. ч.-мн. ч.
2)кто? что?(ед.ч. или мн.ч.)
3) (много) кого? чего?)Учитель. Помогут ли нам эти способы проверки?
(Не помогут)
Учитель. Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?
(Находить новый способ проверки).
2.Физкультминутка.
IV. Открытие нового знания.
Учитель: Почему проверка слов спеши, спиши вызвало затруднение?
(Одинаковое звучание).
Учитель. Чем различаются слова?
(Лексическим значением).
Учитель. Объясните смысл каждого слова с помощью однокоренного.
(Спиши- пишем, спеши- выполняем спешно).
Учитель. Теперь мы можем вставить буквы в «окошечки»?
(Да)
Учитель. Что нам помогло?
( Объяснение смысла каждого слова с помощью однокоренного).
V.Первичное закрепление.Учитель. Попробуем применить открытый нами способ проверки на других словах.
Упражнение 374. ( Объясните: почему так назвали?)
(С комментированием).
-гр.знуля -кра.ка-ч.стюля -ука.ка-с.лач -к.нюшня-сл.бак -к.фейникУчитель. Каким способом удалось проверить выбор буквы?
(Объяснение смысла каждого слова с помощью однокоренного).
Учитель. Дополните правило в учебнике, как можно проверить безударную гласную в корне?
(Объяснение смысла каждого слова с помощью однокоренного).
VI. Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Упражнение 377.(Догадайся, почему люди дали такое название)
(Работа в парах)
(2 человека работают у доски «за шторкой»)
р.ка (В,в).ртушинка .ичница-гл.зун?яоз.ро(З,з)м.инкаж.лтокд.ревня(С,с).сновкаша.ка-нев.димкаПроверяем с парой, работавшей у доски.
Учитель. Какие способы подбора слов вам пригодились?
(Объяснение смысла слова с помощью однокоренного, изменение формы числа, подбор «ласкового» слова).
Учитель. Понадобился ли вам словарь?
(Да: д.ревня)
2.Физкультминутка.
VII.Самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.1.Упражнение 375.
Учитель. Прочитайте задание. (Продолжи учиться выбору букв).
Учитель. Где находится упражнение?
(в тетради-задачнике)
Учитель. Откройте тетрадь-задачник на 30-ой странице.
Учитель. Найдите упражнение №375.
Учитель. Прочитайте задание. (Объясняй значение каждого слова с помощью однокоренного, узнавай и вставляй нужные буквы).
-Как будем его выполнять?
(Читаю слова под вопросом:Когда так говорят?(1 вариант)
Ж.ра,т.пло,х..ьба, шу.ка,про.ьба ,погру.ка.
Почему так назвали? (2 вариант)
В.ршина г.ры, к.силка, п.сатель, п.ч?тальон, пов.р.
-Думаю: какую букву вставим?
- Объясняю: почему?)Самостоятельное выполнение заданий к упражнению №375 с записью проверочных слов, с последующей взаимопроверкой.
VIII. Домашнее задание.
1. Упражнение № 376. (Исправь ошибки, запиши слова с проверочными по памятке 4).
2. Придумать и записать 3 слова с новым способом проверки (это дополнительное задание, выполните по желанию)
IX. Рефлексия деятельности.
Учитель. Чему мы должны были научиться на уроке?
(Находить новый способ проверки безударных гласных).
Учитель. Чему мы учились на уроке? Что получилось? Какие задания вызвали затруднения?
- Мы на уроке были исследователями, выдвигали предположения, искали выход из положения: наблюдали, сравнивали, делали выводы. Мы сами открыли новый способ проверки безударных гласных и парных согласных по глухости-звонкости в корне: объясняя значение каждого слова с помощью однокоренного, узнавай и вставляй нужные буквы.