Рабочая программа по общепрофессиональной дисциплине Физиология с основами биохимии


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология с основами биохимии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49. 02. 01 Физическая культура.
Рабочая программа может быть использована для освоения специальности 49.02.01 Физическая культура на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;
- оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
- использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой
знать:
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- роль центральной нервной системы в регуляции движений;
- особенности физиологии детей, подростков и молодежи;
- взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
- физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;
- механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;
- физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости;
- физиологические основы спортивного отбора и ориентации;
- биохимические основы развития физических качеств;
- биохимические основы питания;
- общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;
- возрастные особенности биохимического состояния организма;
- методы контроля.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 153 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 102 часа;
- самостоятельная работа обучающегося 51 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 153
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 102
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия 20
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 51
Итоговая аттестация в форме Экзамена в 3,4 семестре

№п/пНаименование разделов и тем Максимальная нагрузка студента Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа
всего В том числе лекции Лабораторные работы Практич. занятия к/р Раздел 1. Общая физиология.
139 92 73 - 18 1 47
1 Тема 1.1. Введение. История физиологии и биохимии. 4 2 2 - - - 2
2 Тема 1.2. Физиология возбудимых тканей. 12 12 6 - 6 - -
3 Тема 1.3. Физиология нервной системы. 55 26 26 - - - 29
4 Тема 1.4. Физиология высшей нервной деятельности. 30 20 13 - 6 1 10
5 Тема 1.5. Физиология двигательного аппарата. 10 8 6 - 2 - 2
6 Тема 1.6. Физиология сенсорных систем. 6 4 2 - 2 - 2
7 Тема 1.7. Физиология системы крови.
4 4 4 - - - -
8 Тема 1.8. Физиология системы кровообращения.
6 4 2 - 2 - 2
9 Тема 1.9. Физиология системы дыхания.
2 2 2 - - - -
10 Тема 1.10. Физиология системы пищеварения. 2 2 2 - - - -
11 Тема 1.11. Обмен веществ и
энергии. 4 4 4 - - - -
12 Тема 1.12. Выделение. 2 2 2 - - - -
13 Тема 1.13. Физиология желёз внутренней секреции 2 2 2 - - - -
Раздел 2.
Физиология физического воспитания и спорта.
14 10 7 - 2 1 4
14 Тема 2. 1. Введение. Спортивная физиология -учебная и научная дисциплина. 2 2 2 - - - -
15 Тема 2. 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма. 2 2 2 - - - -
16 Тема 2.3.
Физиологическая
характеристика состояний
организма при спортивной
деятельности 4 2 2 - - - 2
17 Тема 2.4 Физиологические особенности детей школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 6 4 1 - 2 1 2
Итого 153 102 80 - 20 2 51
2.2. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины физиология с основами биохимии
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общая физиология.
92 Тема 1.1. Введение. История физиологии и биохимии. Содержание учебного материала 4 1 Предмет и задачи физиологии, методы исследований. Место физиологии в системе биологических наук; её связь с другими науками. История развития физиологии. Развитие отечественной физиологии. Современное состояние физиологической науки. Методы исследования в физиологии. 2
Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы: Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено 2 1. Подготовить реферат «Великие русские физиологии и их вклад в развитие физиологии», «Казанская физиологическая школа» Тема 1.2. Физиология возбудимых тканей. Содержание учебного материала 12 2
1. Понятия биологических реакций, раздражения и раздражителей. Адекватные и неадекватные раздражители. Классификация раздражителей по их силе и характеру. Использование электрического раздражителя в экспериментальных физиологических исследованиях. Определение возбудимости и возбуждения. Возбудимые ткани. Нервно-мышечный препарат как объект изучения закономерностей протекания процесса возбуждения. Значение процессов возбуждения в деятельности живых образований. 2. Роль клеточных мембран в электрической активности живой клетки. Современные представления о структуре мембран. Способы переноса веществ через мембрану. Активный и пассивный транспорт ионов. Ионный насос. Потенциал покоя и потенциал действия.
3. Законы раздражения. Изменения возбудимости ткани при прохождении волны возбуждения: абсолютная рефрактерность, экзальтация, субнормальность. Учение Н.Е. Вернадского о лабильности возбудимых тканей, пессимальном и оптимальном ритмах возбуждения. Учение Н.Е. Вернадского о парабиозе, стадии парабиотического процесса.
Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы 6 1. Тема «Изучение тканей организма человека» 2. Тема «Препараты для изучения свойств возбудимых тканей. Пороги раздражения мышц» 3. Тема «Биоэлектрические явления в тканях» Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 1.3 Физиология нервной системы Содержание учебного материала 55 2
1.
Эволюция нервной системы, её значение и методы исследования, роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании материалистических представлений о функциях мозга. Структуры и функции нервных волокон. Миелиновые и без миелиновые нервные волокна. Механизм проведения возбуждения в них. 2. Скорость проведения возбуждения в различных волокнах. Законы проведения возбуждения в нервных волокнах. 3. Изолированное и двустороннее проведение возбуждения. Практическая неутомляемость нервных волокон. 4. Синапсы. Строение синапса. Пресинаптическое нервное окончание; значение его структурных элементов. Синаптическая щель. Постсинаптическая мембрана 5. Проведение возбуждения в нервно-мышечных синапсах, синапсах центральной и вегетативной нервной системы. Роль систематических занятий физическими упражнениями в повышении эффективности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах. 6. Понятие о рефлексе. Общая схема рефлекторной дуги. Виды рефлекторных дуг. Классификация рефлексов. 7. Нервный центр. Особенности проведения возбуждения в нервных центрах: одностороннее проведение возбуждения, замедление проведения, суммация, трансформация ритма возбуждений, последействие, проторение, утомляемость. Значение этих свойств в жизнедеятельности целого организма. Повышенная чувствительность к недостатку кислорода. Тонус нервных центров. 8. Торможение в центральной нервной системе. Постсинаптическое торможение. Пресинаптическое торможение. Роль тормозных нейронов, медиаторы торможения. Изменение нейронной проницаемости, лежащие в основе возникновения торможения. 9. Роль торможения в целесообразной двигательной деятельности. Координация функций организма. Роль интегративной функции нервной системы в организации ответной реакции организма. Принцип общего конечного пути. Иррадиация возбуждения. Концентрация возбуждения. Индукция. Принцип обратной связи. Понятие о рефлекторном кольце. 10. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Значение учения о доминанте для практики обучения физическим упражнениям, формирования установки на достижение спортивных результатов. 11. Спинной мозг. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Роль спинного мозга в координации сложной деятельности в процессе занятий. 12. Головной мозг. Функции отделов головного мозга. Функции лимбической системы. Её роль в возникновении различных эмоциональных состояний и мотивационных реакций. 13. Эмоции: современные представления о механизмах формирования эмоций. Роль эмоций в спортивной практике. Кора больших полушарий головного мозга. Вегетативная нервная система. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа: 29
2
1. Составить словарь основных терминов по теме «Физиология нервной системы» 2 Составить презентацию «Виды проведения возбуждения в волокнах», составить кроссворд 3. Записать в словарь виды синаптических рецепторов 4. Составить презентацию «Выработка условных рефлексов на собаках И.П. Павловым» 5. Составить презентацию «Свойства нервных центров» 6. Составить реферат: «Как можно применить знания о строении и функционировании нервной системы для обсуждения болезней цивилизации, проблем в спорте» 7. Составить реферат «Применение принципа доминаты в спорте» 8. Составить реферат «Основные функции спинного мозга» 9. Составить реферат «Основные функции головного мозга», «Роль лобных долей коры головного мозга в осуществлении психических функций» 10. Составить реферат «Значение эмоций при занятиях ИВС» Тема 1.4. Физиология высшей нервной деятельности. Содержание учебного материала. 30 2
1. Значение трудов И.М. Сеченова в развитии материалистического учения о высшей нервной деятельности 2. Метод экспериментального изучения высшей нервной деятельности И.П. Павлова. 3. Безусловные рефлексы, инстинктивные акты. Условия формирования условного рефлекса. Условные раздражители. Механизм образования условного рефлекса. Классическая методика (слюноотделительная) выработки условного рефлекса. Образование временных связей. Замыкание связей. Роль корковых и подкорковых структур в этом процессе. 4. Методика выработки двигательных, сосудистых и других рефлексов. Время как условный раздражитель. Комплексный характер раздражителей. Классификация условных рефлексов. Условные рефлексы различных порядков. Память. Механизм непосредственной и оперативной памяти. Механизм долгосрочной памяти. 5. Торможение условных рефлексов. Безусловное (внешнее) торможение корковых клеток. Индукционное и запредельное торможение. Виды условного (внутреннего) торможения: угасание, запаздывание, дифференцировка, условный тормоз. Растормаживание. Роль внутреннего торможения в формировании произвольных движений 6. Аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Анализ раздражений – различение, разделение разных сигналов, их дифференцирование. Синтез раздражений – связывание, обобщение, объединение возбуждений, возникающее в различных участках мозговой коры. Системность в работе коры головного мозга. Динамический стереотип. Функциональная система организма и её роль в организации поведенческого акта (П.К. Анохин) 7. Типы высшей нервной деятельности. Свойства (сила, уравновешенность, подвижность) нервных процессов – возбуждения и торможения, определяющих индивидуальные особенности поведения. Классификация типов. Возможность формирования и изменения типов высшей нервной деятельности. Роль свойств нервных процессов в обучении двигательным действиям. Особенности занятий физическими упражнениями с детьми и подростками в связи с их типологическими особенностями. И.П. Павлов о 1-й и 2-й сигнальных системах отражения действительности. Физиологические механизмы восприятия, внимания, мышления. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы 6 1. Тема: ««Выработка и угасание условного зрачкового рефлекса на звук у человека» 2. Тема «Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста» 3. Тема «Определение уравновешенности нервных процессов с помощью двигательной методики», «Определение умственной работоспособности» Контрольные работы 1 1. на тему: «Физиология возбудимых тканей, нервной системы и высшей нервной деятельности» Самостоятельная работа 10 2
1. Подготовить реферат «Великий физиолог И.М. Сеченов, открытие им процесса торможения» 2. Подготовить реферат «Работы И.П. Павлова в изучении ВНД» 3. Подготовить реферат «Приёмы по улучшению памяти» 4. Составить реферат «Применение динамического стереотипа в ИВС»
5. Подготовить реферат «Типы ВНД » Тема 1.5. Физиология двигательного аппарата Содержание учебного материала 10 1. Двигательный аппарат и двигательная единица. Функции поперечно-полосатых мышц. Структура мышечных волокон. Сократительные белки мышц. Механизм мышечного сокращения и расслабления. Упругость и вязкость мышц. Химизм мышечного сокращения. 2. Работа мышц. Рабочая гипертрофия и атрофия от бездеятельности. Динамическая и статическая работа мышц. Сила мышц. Функциональные свойства скелетных мышц: сила мышечного сокращения, его скорость, скорость проведения возбуждения, одиночное и титаническое сокращение. 3. Мышечный тонус, его значение. Утомление мышц. Гладкие мышцы. Их структура и функция. Автоматия. Нейрогуморальные влияния на тонус гладкой мускулатуры Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы 2 1. Тема «Определение степени координации движений», «Измерение ручной и становой силы мышц» Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 2 1. Составить реферат «Вред гиподинамии, допингов, алкоголя и наркотиков на двигательную активность мышц» Тема 1.6. Физиология сенсорных систем Содержание учебного материала. 2 2
1. Общий план организации и функции сенсорных систем. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов, свойства рецепторов. Кодирование информации. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы 2 1. Тема: «Исследование функционального состояния вестибулярного анализатора» Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 2 Подготовить реферат «Гигиена органов чувств» Тема 1.7. Физиология крови
Содержание учебного материала. 4 2
1. Кровь и лимфа как внутренняя среда организма. Количество, состав и функции крови. Роль крови в сохранении постоянства внутренней среды организма. Плазма крови, её состав, химические и физические свойства плазмы. 2. Размер, количество и форма эритроцитов. Их роль в переносе кислорода и углекислого газа. Гемоглобин, его количество, строение и свойства. Миоглобин, особенности его структуры. Лейкоциты. Виды лейкоцитов, их количество и структура. Функции различных видов лейкоцитов. Современные представления о механизмах изменения гуморальных и клеточных факторов иммунитета при мышечной деятельности. Тромбоциты. Строение, функции и количество тромбоцитов. Роль тромбоцитов в реакциях свёртывания крови. Группы крови человека. Резус фактор. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 1.8. Физиология системы кровообращения
Содержание учебного материала.
6 2
1. Система кровообращения, е. ё значение. Сердце. Структура сердечной мышцы. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Фазы сердечного цикла. Систолический и минутный объём сердечных сокращений. Резервные силы мышцы. Движение крови по сосудам. Артериальное давление. Пульс. Кровяное депо. Регуляция сердечной деятельности. Адаптация системы кровообращения к физическим нагрузкам Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы «Определение показателя реакции (ПР) на функциональную физическую пробу», «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы» 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 2 1. Подготовить реферат: «Первая помощь при повреждении кровеносных сосудов, при восстановлении сердечной деятельности» Тема 1.9. Физиология системы дыхания Содержание учебного материала.
2 2
1. Система дыхания. Значение дыхания. Внешнее и внутреннее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Отрицательное давление в грудной полости, его значение. Легочная вентиляция. Жизненная ёмкость лёгких. Лёгочный и тканевый обмен. Перенос газов кровью. Кислородная ёмкость крови. Регуляция дыхания. Ритмическая активность дыхательного центра. Корковая регуляция дыхания. Дыхание при мышечной работе. Дыхание в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 1.10. Физиология системы пищеварения. Содержание учебного материала.
2 2
1. Понятие о системе пищеварения, её значение. Внутриклеточное и внеклеточное пищеварение. Секреторный процесс. Работы И.П. Павлова по изучению физиологии пищеварения. Методы исследования функции пищеварения. Пищеварение в полости рта. Механическая обработка пищи. Реакция слюнных желёз на действие раздражителей. Глотание. Условно-рефлекторное слюноотделение. Жевание Пищеварение в желудке. Роль периодических сокращений желудка. Состав и свойства желудочного сока. Пищеварение в двенадцатипёрстной кишке. Роль желчи в пищеварение. Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в толстом кишечнике. Влияние мышечной деятельности на процессы пищеварения. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 1.11 Обмен веществ и энергии. Содержание учебного материала.
4 1. Обмен белков, жиров, углеводов. Общие сведения о строении, функции. Общие схемы обмена белков, жиров, углеводов. Роль печени в обмене веществ. Водно-солевой обмен, его значение. Водный обмен. Физиология жажды и солевого аппетита. Регуляция водно-солевого обмена. Водно-солевой обмен при мышечной деятельности Обмен энергии. Превращение высокомолекулярных веществ в низкомолекулярные с освобождением энергии. Определение энергетических затрат. Прямая и непрямая калориметрия. Расход энергии при мышечной работе. 1
2. Витамины, их общая характеристика, значение. Состав основных групп пищевых продуктов, содержание в них витаминов. Энергетическая ценность пищевых продуктов. Калорийность пищевого рациона. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 1.12. Выделительные процессы. Содержание учебного материала.
2 2
1. Процессы выделения, их значение. Конечные продукты обмена. Нефрон. Кровоснабжение почек. Механизм мочеобразования: клубочковая фильтрация и реабсорбция в канальцах. Первичная и вторичная моча. Состав мочи и её суточное количество. Регуляция мочеобразования. Мочеобразование при мышечной работе. Потовые железы. Роль потоотделения в сохранении постоянства внутренней среды организма. Виды потоотделения. Потоотделение при мышечной работе. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 1.13 Физиология желёз внутренней секреции.
Содержание учебного материала.
2 2
1. Железы внутренней секреции. Гормоны, их характеристика. Гуморальная регуляция функций. Нейрогуморальная регуляция деятельности желёз внутренней секреции. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа Раздел 2.
Физиология физического воспитания и спорта.
14 Тема 2. 1. Введение. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина. Содержание учебного материала.
2 2
1. Спортивная физиология, её содержание и задачи. Кафедра физиологии и её роль в становлении и развитии спортивной физиологии. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 2. 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма. Содержание учебного материала.
2 2
1. Динамика функций организма при адаптации и её стадии. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Функциональная система адаптации. Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа не предусмотрено Тема 2.3.
Физиологическая
характеристика состояний
организма при спортивной
деятельности Содержание учебного материала.
2 1. Роль эмоций при спортивной деятельности. Предстартовые состояния. Разминка и врабатывание. 2
Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа Подготовить реферат «Значение разминки для спортивной деятельности» 2 2
Тема 2.4 Физиологические особенности детей школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам Содержание учебного материала. 6 2
1 Развитие тренированности у детей школьного возраста. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности, перетренированности и
перенапряжения. Средства ликвидации перетренированности. Физиологическое обоснование дидактических принципов физического воспитания учащихся.
Лабораторные работы не предусмотрено Практические работы 2 1. Тема «Исследование физического развития методом индексов», «Определение физической работоспособности методом Гарвардского степ-теста» Контрольные работы 1 тема «Физиология внутренних органов и особенности физиологии детей школьного возраста» Самостоятельная работа 2 Подготовить сообщение «Особенности тренировок детей школьного возраста в ИВС» Максимальная учебная нагрузка 153 Обязательная аудиторная учебная нагрузка 102 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначение:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии человека.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя,
скелет человека;
анатомические и физиологические модели;
анатомические муляжи;
набор физиологических таблиц и рисунков;
комплект видеоматериалов по физиологии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедиапроектор, сканер, принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека: учебник/ Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 510с.
2. И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 496с.
3. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с., ил.
Дополнительные источники:
М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. Анатомия человека: атлас. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 239 с., ил.
www.anatomus.ruКОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Общие и профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Формы и методы контроля
и оценки
Знать:
- физиологические характеристики
основных процессов жизнедеятельности
организма человека;
- понятия метаболизма, гомеостаза,
физиологической адаптации человека;
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- роль центральной нервной системы в регуляции движений;
- особенности физиологии детей,
подростков и молодёжи;
- взаимосвязи физических нагрузок и
функциональных возможностей
организма;
- физиологические закономерности
двигательной активности и процессов
восстановления;
- механизмы энергетического обеспечения
различных видов мышечной
деятельности;
- физиологические основы тренировки
силы, быстроты, выносливости;
- физиологические основы спортивного
отбора и ориентации;
- биохимические основы развития
физических качеств;
- биохимические основы питания;
- общие закономерности и особенности
обмена веществ, при занятиях физической
культурой;
- возрастные особенности
биохимического состояния организма.
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 3.5
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 3.5
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 3.5
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.4
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.4
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.4
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.4
ОК5, ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.4
ОК5,, ПК1.4
ОК5, ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.4
ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.4
Фронтальный и индивидуальный опрос; тестирование; экзамен
индивидуальный опрос, экзамен
индивидуальный опрос, экзамен
тестирование, фронтальный опрос, экзамен
индивидуальный и фронтальный опрос, экзамен
Письменный опрос, экзамен
Фронтальный опрос, экзамен
Индивидуальный опрос,
Индивидуальный опрос, экзамен
Индивидуальный опрос, экзамен
Индивидуальный и фронтальный опрос, экзамен
Письменный опрос, экзамен
Уметь:
- измерение и оценивание физиологических показателей организма человека;
- оценивание функционального состояния человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;
- оценивание факторов внешней среды с точки зрения влияния на
функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
- использование знаний биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой.
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК1.1
Наблюдение за работой с наглядными пособиями
Практический контроль: демонстрация проекции органов на поверхности тела
Практический контроль: демонстрация проекции органов на поверхности тела
Практические работы