Педагогический проект Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности как способ формирования универсальных учебных действий

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Педагогический проект

"Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности как способ формирования универсальных учебных действий"

Автор: Фролова Инна Константиновна,
учитель истории и обществознания




2014 год
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc380318050" 141. Краткая аннотация проекта 13 PAGEREF _Toc380318050 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc380318051" 142. Обоснование актуальности проекта 13 PAGEREF _Toc380318051 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc380318052" 143. Цели, задачи и гипотеза проекта 13 PAGEREF _Toc380318052 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc380318053" 144. Методы исследования 13 PAGEREF _Toc380318053 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc380318054" 145. Педагогическая идея, объект и предмет исследования 13 PAGEREF _Toc380318054 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc380318055" 146. Основное содержание проекта 13 PAGEREF _Toc380318055 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc380318056" 146.1. Универсальные учебные действия 13 PAGEREF _Toc380318056 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc380318057" 146.2. Творческие способности как способ формирования универсальных учебных действий 13 PAGEREF _Toc380318057 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc380318058" 146.3. Система технологий, методов и приемов развития творческих способностей, эффективность их применения 13 PAGEREF _Toc380318058 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc380318059" 147. Ресурсы 13 PAGEREF _Toc380318059 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc380318060" 148. Партнёры. Целевая аудитория 13 PAGEREF _Toc380318060 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc380318061" 149. Результаты реализации проекта и социальный эффект 13 PAGEREF _Toc380318061 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc380318062" 1410. Публикации педагогического опыта в печати 13 PAGEREF _Toc380318062 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc380318063" 1411. Перспективы дальнейшего развития проекта 13 PAGEREF _Toc380318063 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc380318064" 1412. Литература 13 PAGEREF _Toc380318064 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc380318065" 1413. Приложения 13 PAGEREF _Toc380318065 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc380318066" 14Приложение 1 13 PAGEREF _Toc380318066 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc380318067" 14Приложение 2 13 PAGEREF _Toc380318067 \h 14311515
13 LINK \l "_Toc380318068" 14Приложение 3 13 PAGEREF _Toc380318068 \h 14351515
15


Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящён разработке и внедрению нестандартных форм организации обучения для развития творческих способностей с целью формирования универсальных учебных действий. Он имеет практико-ориентированную направленность и ориентирован на учет интересов и потребностей обучающихся школы, педагогов, родителей.
Разделы проекта включают в себя обоснование актуальности темы, формулирование проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, выдвижение гипотезы, постановку целей и задач проекта. В проекте раскрыты концептуальные и методологические основы проекта, указываются различные методы и приемы для развития творческих способностей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, типа интеллекта, описывается практическая значимость и основные условия достижения полученных результатов, аргументирована педагогическая и психологическая целесообразность инновационного опыта работы. Основная часть проекта посвящена рассмотрению вопросов развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий на уроках истории.
Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

Обоснование актуальности проекта
Творчество это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим.
Е. П. Торренс.
Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС), внедряемый с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Образование имеет целью становление свободной, самостоятельной, разносторонне развитой личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к сотрудничеству и взаимопониманию. Это акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя. Стремительное развитие информационных технологий во всех сферах общественной жизни, переход образования на профильное обучение, предпочтение учащимися нестандартных форм уроков, проводимых с использованием интерактивных технологий, предопределили потребность в обобщении данного опыта.
Приоритеты складывания гражданского общества, укрепления правового государства требуют обеспечить самоопределение выпускника средней школы, создать условия для его самореализации. Сегодня востребован определённый тип личности, обладающий качествами, необходимыми для построения профессионального плана действий, обеспечения высокой социальной мобильности: умением приспосабливаться к изменениям, любознательностью, гибкостью, способностью сохранять самообладание в условиях неопределенности, умением накапливать опыт в нескольких областях; способностью к созиданию и творчеству.
ФГОС нового поколения предъявляет в качестве главных результатов формирование не предметных, а личностных и метапредметных – универсальных учебных действий. Главная цель изучения истории в современной школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. В разделе “Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования” ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории. В соответствии с этими требованиями, актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как приоритетной составляющей содержания образования наряду с традиционным изложением предметного материала, и обеспечивающих общекультурное, личностное, познавательное развитие ребенка, формирование у него целостной картины мира. И формирование совокупности УУД возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет такие важнейшие качества личности, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь», поэтому обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Поэтому, задача учителя - подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Актуальность педагогического опыта заключается в направленности на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, руководствуясь принципами личностно-ориентированного и развивающего обучения, позволяющего по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. В силу этого, обобщение данного педагогического опыта является актуальным.
Актуальность педагогического опыта для МБОУ «СОШ№3» состоит в том, что он является составной частью «Программы развития МБОУ «СОШ №3» на 2011-2015 годы», реализуемой в образовательном учреждении.
Актуальность педагогического опыта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Его применение возможно не только учителями гуманитарного цикла. Технология опыта может быть использована как опытными, так и молодыми учителями, а также в классах разного уровня обучаемости и обученности.

Цели, задачи и гипотеза проекта
Цель проекта:
развитие творческих способностей для активизации знаний учащихся и формирования универсальных учебных действий, их применение в нестандартных ситуациях, позволяющих подготовить творческую, компетентную, социально-ответственную личность выпускника.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
Изучить методическую и соответствующую литературу.
Определить наиболее эффективные формы, методы и приемы  для развития у учеников творческих способностей и формирования универсальных учебных действий.
Разработать систему творческих заданий, объединяющих урочную и внеурочную деятельность.
Подготовить учащихся к выпускным экзаменам, к результативному участию в конкурсах и олимпиадах.
Обеспечить реализацию творческих способностей учащихся в целях содействия успешной самореализации; формировать научное и гуманистическое мировоззрение, целостную картину окружающего мира, чтобы легче приспособиться к постоянно растущим запросам и меняющимся условиям современного общества.
Мною выдвинута гипотеза: если методически совершенствовать учебные занятия с использованием нестандартных форм организации учебной деятельности для развития творческих способностей, то это способствует формированию личностных и универсальных учебных действий, повышению мотивации обучающихся к раскрытию интеллектуального потенциала и формированию социально адаптированной личности способной к самоутверждению, самореализации и успешной социализации.
Данная система обучения создает условия для раскрытия, развития и реализации личностных качеств подростков за счет формирования универсальных учебных действий и способов интеллектуальной и практической деятельности. Нетрадиционные формы деятельности и технологии повышают мотивацию обучения и интерес к предмету, обеспечивают развитие творческих способностей учащихся и возможностей к их самореализации, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании.

Методы исследования
Для достижения поставленной цели и задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и сравнительно-сопоставительный анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании, учебников и школьных программ по истории и обществознанию); эмпирические (наблюдение, анкетирование учащихся, анализ продуктов их творческой деятельности); опытное преподавание, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся.
Решение поставленных задач возможно при системном применении методов и приемов. Они должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях важен анализ знаний в предметной области, в других - необходимо глубже понять потребности учащегося, в-третьих, основную роль играет учет психологических принципов обучения.
В своей работе я использую методы: проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский. Все методы и приемы, используемые в педагогической практике, взаимосвязаны и практически применяются в различных сочетаниях.

Педагогическая идея, объект и предмет исследования
Педагогическая идея: потребность общества во всесторонне развитой, социально адаптированной личности, с критическим, нестандартным мышлением, способной к поиску взвешенных решений, обладающей хорошим образовательным потенциалом и творческим подходом к решению больших и малых задач, требует внедрения представленного опыта.
Объект исследования: творческие способности как способ формирования универсальных учебных действий.
Предмет исследования: нестандартные формы организации обучения для развития творческих способностей с целью формирования универсальных учебных действий.

Основное содержание проекта
6.1. Универсальные учебные действия
Социальный заказ современного общества - это личность, интегрированная в социальную среду, владеющая умениями и навыками практической и теоретической деятельности, умеющая жить совместно с другими и эффективно взаимодействовать друг с другом, освоившая культуру человеческих отношений, определённые социальные нормы, роли, функции, овладевшая умениями и навыками, необходимыми для их успешной реализации, обладающая самосознанием, рефлексией, нравственно-этическими ценностями и активной гражданской позицией. Обеспечить выполнение данного заказа возможно через формирование совокупности универсальных учебных действий, которые способствует развитию у школьников не только «умения учиться», но и создают пути к их самореализации.
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования» ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
ФГОС нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Таким образом, актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития УУД как важной составляющей фундаментального ядра современного образования. Современная система образования должна обеспечить формирование совокупности УУД школьников. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность. В более узком значении - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. К регулятивным УУД относятся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся:
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. К коммуникативным УУД относятся:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.

6.2. Творческие способности как способ формирования универсальных учебных действий
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности и формирует новый социальный заказ на выпускника школы, овладевшим УУД. Общественность и реальная действительность подтверждают, что успешен не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому задача педагогов не только научить детей, но и уметь применить свои знания в современной жизни. Для достижения этой цели, а именно формирование УУД, в своей практике я развиваю творческие способности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда видов деятельности, несводимых к знаниям, умениям, навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (по Б. М. Теплову). В отечественной психологии попытка систематизации познавательных способностей впервые была предпринята В. Н. Дружининым. В рамках разрабатываемой им теории общих способностей в числе последних рассматриваются интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узкопоставленного условия. Каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени.
Креативность – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении этого слова – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных в равной мере, правильных решений относительно одной и той же ситуации. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения постановки проблем (м. Уаллах), способность осознать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы, относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).
Ребенок способен проявлять свое творчество в различных сферах: в интеллектуальной, академической, в сфере творческого продуктивного мышления, в общении, художественной и двигательной деятельности. Существуют несколько классификаций способностей. Одной из них является следующая, когда выделяют вербальные, пространственные, формально – логические, общие. Для успешного овладения историей необходимо развитие вербальных и общих способностей. Уровень вербального интеллекта является фундаментом развития других типов интеллекта. Вербальный интеллект определяет успешность обучения гуманитарным предметам.
Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно надо!
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Жизнь в современном обществе во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

6.3. Система технологий, методов и приемов развития творческих способностей, эффективность их применения
ФГОС нового поколения, национальная доктрина образования РФ до 2025 года ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Это стимулирует тем самым инновационные аспекты деятельности учителя, отличительная черта которых – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и разнообразия организационных форм учебной деятельности. Использование нестандартных форм обучения и интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности не только создает благоприятные условия для формирования и развития интеллектуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала, но и способствует успешной социальной адаптации.
Ориентация современного образования на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с формированием УУД. Нетрадиционные формы, нестандартные методы обучения – одно из важных средств, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются УУД. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении преподавателей разнообразить учебный процесс: вызвать интерес к предмету, к уроку, удовлетворить потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Использование таких форм, методов и приемов свидетельствует и о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения; по самой своей сути они хороши как разрядка для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого педагога, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих ограничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с продуктивной, творческой деятельностью. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов, дискуссий и других заданий с элементами занимательности.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
Применение нетрадиционных форм и методов уроков, в частности урока-игры, урока – путешествие, урока-дискуссии, театрализованное представление и др. – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в подобных формах деятельности гораздо больше, чем у обычной учебной. Мотивацией у одних являются реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, у других – получить высокую оценку, у третьих – показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков, нестандартные методы и приемы эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу.
Мною используется учебная модель «Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности», которая разработана с учетом творческого и интеллектуального потенциала учащихся с целью формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.




Виды
Примеры
Ожидаемые результаты по ФГОС
УУД

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности
-урок-экскурсия
-урок – семинар
-ролевая, деловая игра
-урок-викторина
-урок-путешествие
-урок - дискуссия
- Урок-путешествие, урок-экскурсия «В городе богине Афины», «В театре Диониса», «Путешествие по «Вечному городу», «Древний Китай. Чему учил китайский мудрец Конфуций» (5кл.)
«В средневековом городе», «На торгу в Великом Новгороде» (6 кл.), «Москва XVII века глазами иностранца» (7 кл.)
- Урок – викторина «Петровская эпоха», «Путешествие по цивилизациям Древнего мира»
- Урок – дискуссия «Революция: зло или благо?», «Реформы Столыпина: «тихая революция» или напрасные иллюзии?», «Смута: альтернативы развития Российского государства», «Петр I и его преобразования в оценках и суждениях»
- формирование действий по организации учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- воспитание культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.;
- умение взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность;
- умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности
Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Методы проведения урока
-проектный
-проблемный
-поисковый
-исследовательский
-развивающий
- метод «мозгового штурма»
- Информационные, исследовательские, творческие проекты
- Подготовка мини – исследований, докладов, рефератов, по заданной или самостоятельно выбранной теме
- Задания поискового, проблемного, альтернативного характера:
- Предположите дальнейшее развитие России в условиях августа 1917 г. Какой была бы судьба России при приходе к власти тех или иных политических сил?
- Предположите дальнейшее развитие России в случае поражения большевиков в 1917 году; «красных» в гражданской войне.
- Предположите альтернативы развития России с отменой крепостного права в 1861 году.
- Предположите, какой будет программа управления страной Александра I, когда он взошел на престол, зная его личный портрет?
- Какие изменения произошли бы в экономическом, политическом, социальном развитии России, если бы были проведены реформы Сперанского в начале XIX века?
- Предположите, что было бы, в случае победы декабристов на Сенатской площади?
- Л. Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига на Руси не существовало. Приведите аргументы «за» и «против» данной точки зрения. Аргументируйте свою позицию.
-формирование исследовательских (поисковых), коммуникативных, организационно-управленческих, рефлексивных умений и навыков работы в команде
- формирование умения творческой работы, самостоятельности при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.;
- формирование умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника, способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их;
- умение находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию;
-умения классифицировать объекты, ситуации и явления по различным основаниям;устанавливать причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в динамике; делать предположения прогнозного характера

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Приемы
-ролевая игра
-творческая проектная деятельность
-выполнение развивающих заданий
-историческое сочинение эссе
-воображаемое путешествие,
-реферат
- защита творческих проектов
-опережающие задания
-проблемные ситуации
-использование мультимедийных средств обучения
- Элементы ролевой игры: «Представьте, что вы берете интервью у представителя народного собрания в Афинах. Какие вопросы вы ему зададите, чтобы как можно больше узнать об управлении в Афинах?», «Перенесемся в Древний Вавилон. На каком языке нам придется общаться? Какую одежду нужно надеть? Что нужно знать о быте и исторических героях этого времени»
- “Интервью” - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.
- Историческое сочинение «Один день из жизни египетского вельможи (фараона, земледельца)», «На рыцарском турнире», «Поход рыцаря в Святую землю», «На Земском соборе», «В дружине Ермака», «Бородинский бой глазами очевидца», «На Сенатской площади»,«Коллективизация: рукотворная трагедия », «Цена Великой победы»
- Выполнение творческих заданий после изучения больших тем («Древний Египет», «Древняя Греция», «Быт средневековых феодалов», «Русские города в XVI –XVII вв.». «Гражданская война: трагедия страны и народа» и др.) – рисунки, поделки
- Банк презентаций, созданных учащимися
- формирование действия смыслообразования, т.е ученик задается вопросом «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеет находить ответ на него;
- формирование умений анализа нескольких источников, правильной постановки цели и задач, отбора необходимого материала, логики мышления, защиты проекта (реферата), изучения определенной проблемы и выражения личной позиции в изучении проблемы;
- выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует углублению знаний и формированию мировоззрения;
- формирование коммуникативных умений, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность;
- умение находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию;

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Внеклассная работа по предмету
-учебные встречи
-театрализованные представления
- викторины
- Тематические учебные встречи «Сталинградская битва», «Конституция РФ», «Афганская и чеченские войны»
- Игра-путешествие «Солдаты в путь» по станциям «Привал», «Историческая», «Строевая», «Солдатская смекалка»
- Театрализованные представление «Путешествие по Древнему Египту», «Петровские ассамблеи», «Дорогами войны»
- Викторина с элементами театрализованного представления «Фестиваль народов мира», ««Дела давно минувших лет»
- умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не только индивидуальный, но и общий;
- умение представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли;
- умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию;
- формирование умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения;
Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Тьюторство в рамках работы Уголка Боевой и Трудовой Славы
-социальные проекты
-участие в социальных акциях
-поисково-исследовательская работа
-взаимодействие с представителями ГОО «Ветеран», «Дети – фронту», центр пожилых людей «Отрада», ЦДиЮТТ «Патриот», Центр реабилитации ветеранов локальных войн
- коллективно-творческие дела (КТД)
-подготовка гидов-экскурсоводов
- Социальные проекты «От сердца к сердцу», «Я помню, я горжусь» о взаимодействии с ГОО и ветеранах ВОВ
-Поисково-исследовательские, проектные работы учащихся «Украденное детство», «Дети блокадного Ленинграда», «Судьба советских военнопленных», «Трагедия российских немцев: в поисках утраченной родины» на основе личных материалов из семейных архивов, воспоминаний родных и близких учащихся школы,
несовершеннолетних тружеников тыла в годы ВОВ.
- Организация встреч, концертов с членами ГОО
- Волонтерская акция «Дети – детям» в рамках окружного проекта «Твори добро»
- КТД «Сыны Отечества», «Великая Победа», «Театральная весна»
- формирование личностного, жизненного самоопределения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- формирование умения сотрудничества учеников, умения слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
- формирование умения слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные


Все методы и приемы, используемые в педагогической практике, взаимосвязаны и практически применяются в различных сочетаниях.
Практика показала целесообразность применения различных форм организации работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, групповая, в зависимости от объема и способа изучения материала.
Развитие творческих способностей ученика возможно при наличии следующих условий:
- свободная атмосфера в школе и в классе (без авторитарности);
- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
- высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью и способностям;
- атмосфера общей культуры в школе, так как педагог может достичь желаемого результата, если сам имеет склонности к творчеству и созиданию.
Анализируя свой опыт внедрения системы творческих заданий, я пришла к выводам, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать следующих целей: формирование универсальных учебных действий; развитие познавательной активности; устойчивой мотивации к предмету, которая способствует активизации творческого потенциала учащихся; развитие креативного мышления.
Реализация данного педагогического опыта способствует выявлению и сохранению интереса к учебному материалу, созданию благоприятного психологического климата, условий для самовыражения, ситуации успеха, формирует учебно-познавательную самостоятельность обучающихся, обеспечивает правильную и своевременную профориентацию обучающихся, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также высокие результаты ЕГЭ.
В результате реализации данного проекта разработаны и созданы:
1. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием нестандартных форм обучения и интерактивных технологий.
2. Методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности».
3. Программа элективного курса «Проблемные вопросы истории России», программа патриотического объединения «Поиск», программа работы Зала Боевой и Трудовой Славы МБОУ «СОШ №3» на 2008-2013гг
4. Сайт учителя истории Фроловой И.К.
5. Банк творческих, научно – исследовательских, проектных работ и презентаций учащихся 5-11 классов.
Ресурсы
Для реализации инновационного опыта использовалась учебно-методическая, материально-техническая база, включающая:
Рабочие программы по истории;
Используемые рабочие программы разработаны мною в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов основной общеобразовательной программы образования;
кабинет истории и обществознания, оснащенный по требованиям модельного стандарта (набор таблиц, карт, фото-видеоматериалов и др.);
учебно-методическая, научно-публицистическая, художественная литература, ЦОРы;
компьютерная сеть с выходом в Интернет;
мультимедийное оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, сканер, принтер;
комплекс дидактических и демонстрационных материалов для 5-11 классов.
Кадровое обеспечение педагогического проекта
Для разработки и внедрения проекта:
имею высшее образование, окончила Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева, учитель истории в 1995г.
Прошла следующие курсы повышения квалификации:
«Информационные технологии в деятельности учителя - предметника», г. Ханты - Мансийск, 2008 г, удостоверение №3818; «Методические особенности подготовки школьников по истории» г. Нижневартовск, 2010г., удостоверение №950; «Организация исследовательской работы учащихся общеобразовательных школ по истории и обществознанию» г. Нижневартовск, 2011г., удостоверение №875, «Формирование антикоррупционного поведения среди молодежи» на базе Межотраслевого института коммунальных стратегий (г.Москва), г.Нижневартовск ноябрь 2013г.
В настоящее время имею первую квалификационную категорию.
Организация учебного процесса с использованием нестандартных форм обучения и интерактивных технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076.
Окружная программа модернизации «Новая школа Югры».
Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г.).
Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.;
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13)
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, электронные учебники, электронное сопровождение курса истории к учебникам, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.

Партнёры. Целевая аудитория
Данный опыт активно используется учителями истории и обществознания, педагогами гуманитарного цикла и других предметов в рамках проведения интегрированных мероприятий.
Инновационный опыт успешно реализуется при взаимодействии с городскими общественными организациями и учреждениями гражданско – патриотической направленности (Центр реабилитации ветеранов локальных войн, ГОО «Дети – фронту», ГОО «Ветеран», ЦДиЮТТ «Патриот», ДОСААФ).
Обучающиеся (ученики средних и старших классов).
Родители обучающихся.
Администрация школы.
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся среднего и старшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя-предметники образовательной области «История и обществознание»), классные руководители, родители, иногда студенты НГГУ 4-5 курсов, проходящих педагогическую практику в школе.
План реализации проекта:
2009 – 2010 учебный год - изучение теоретического материала, сбор информации, прохождение курсов;
2010 – 2012 учебные годы - реализация педагогического проекта;
2012 – 2014 учебные годы - анализ результатов, обобщение педагогического опыта, защита педагогического проекта.

Результаты реализации проекта и социальный эффект
Эффективность работы по развитию творческих способностей на уроках истории и внеурочной деятельности как способа формированию универсальных учебных действий и активизации применения знаний в нестандартных ситуациях выражается в:
стабильном росте качества знаний по истории и обществознанию;
повышение качества результатов ЕГЭ;
увеличение количества и качества участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах разного уровня;
овладении обучающимися креативными навыками продуктивной деятельности.
Мой опыт направлен на развитие интеллектуальной инициативы обучающихся, на формирование у них потребности к самореализации и самоопределению, что подтверждается положительными результатами.
Качество знаний обучающихся за четыре последних года составляет по истории от 65% до 74%; по обществознанию – от 50% до 78% при 100% успеваемости.

Сравнительные результаты качества знаний обучающихся по истории и обществознанию



Средний балл на едином государственном экзамене в 2011-2012 гг. по обществознанию 61 балл, что выше городского уровня; по истории в 2011-2012 гг. – 50 баллов, в 2012-2013 гг. – 63 балла. Лучшие результаты ЕГЭ по истории 70-82 балла, по обществознанию 72 - 90 балла.
Сформированные предметные и метапредметные навыки позволили обучающимся быть постоянными участниками всероссийской олимпиады школьников школьного и муниципального уровней и конкурсов научно-исследовательских работ и победителями внеклассных мероприятий различного уровня.
В 2011-2012 и в 2012-2013 гг. двое обучающихся Гайдушенко Е., Книжников В., вошли в десятку лучших муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории; Книжников В. в 2011-2012 гг.– стал призером (2 место) муниципального этапа и вошел в десятку лучших участников регионального этапа.
В 2011 г. подготовила 3 - х победителей (два 1-х и 3 место) XI городского конкурса научно-исследовательских, творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже (Морозов И., Олейник Д., Муртазина А.), чьи работы были опубликованы в сборнике тезисов конкурса.
Подготовила 5 призеров (одно 1 место и четыре 2-х места) Всероссийской дистанционной олимпиады по истории, которая проводилась на портале Минобр. орг. в 2011г., два призера(2 и 3 место) Всероссийской дистанционной олимпиады по истории, проводимой в 2011г. порталом Центра развития мышления и интеллекта.
В 2011 и 2012 гг. школьная команда «Будущее Югры» занимала 1и 2 место в городской интеллектуальной многоуровневой игре «Славься Отечество».
Подготовила победителей городского конкурса «Защити свои права» в 2009г. (Климашина Е., Коровинская И.), в 2010 г. (Гурова А.), победителя городской Семейной олимпиады по правам человека в 2011г. (Гурова А.)
В 2010 г. являлась куратором и руководителем участника окружного конкурса научно – исследовательских работ «Открытие мира», где была представлена работа «Украденное детство».
Подготовила участника муниципального этапа окружного конкурса «Лидер XXI века», участников конкурса «Я – гражданин России».
Являлась членом группы педагогов, готовивших участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2011г.
Уголок Боевой и Трудовой Славы МБОУ «СОШ №3», руководителем которого являюсь, на протяжении 9 лет участвует в городском конкурсе – смотре Музеев и Уголков и стабильно входит в десятку лучших. Члены Уголка на протяжении трех лет входили в состав поискового клуба «Самотлор» и являлись участниками Всероссийской «Вахты Памяти». Деятельность Уголка Боевой и Трудовой Славы была представлена на городской акции – выставке «Образование и общественность в воспитании граждан».
По итогам проведённого анкетирования отмечается повышение интереса учащихся к изучению истории, обществознания и учебному процессу в целом, у большинства (74%) учащихся сформировалась положительная мотивация в изучении истории.

Публикации педагогического опыта в печати
Статья «Патриотическое воспитание как основа формирования гражданственности молодого поколения» - Материалы II Всероссийской научно – практической конференции «Имею честь достойно Родине служить» г. Нижневартовск, НГГУ, 2007 год.
Статья «Особенности социально – патриотического воспитания в рамках дополнительного образования как фактор формирования активной гражданской позиции школьников» - Материалы VI научно-практической конференции «Навечно в памяти народной» г.Нижневартовск, НГГУ, 2012 г., а также на интернет портале «Завуч.инфо», 2013 г. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), свидетельство о публикации.
Методическая разработка "Конституции Российской Федерации - 20 лет" (интеллектуальная правовая игра для учащихся 9-11 кл.) - интернет портал «Завуч.инфо», 2013г. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), свидетельство о публикации.

Перспективы дальнейшего развития проекта
повышать мотивацию обучения и интерес к предмету с целью раскрытия интеллектуального потенциала, развития творческих способностей обучающихся и возможностей их самореализации;
продолжать работу над развитием креативных способностей обучающихся в ходе урочной и внеурочной деятельности с целью формирования УУД;
продолжать работу по разработке сайта для организации и проведения дистанционных занятий, мастер-классов с применением технологии интерактивного обучения, а также с целью распространения педагогического опыта;
формировать социально адаптированную личность, способную к самоутверждению, самореализации и успешной социализации;
продолжать работу по накоплению материалов портфолио творческих работ обучающихся и опубликованию их достижений на страницах сайта;
продолжать успешное взаимодействие и сотрудничество с городскими общественными организациями и учреждениями гражданско- патриотической направленности («Дети – фронту», «Ветеран», центр пожилых людей «Отрада», ЦДиЮТТ «Патриот», Центр реабилитации ветеранов локальных войн, ДОСААФ);
продолжать работу по подбору новых актуальных тем и реализации их на уроках и внеурочной деятельности.

























Литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных действий: от действия к мысли - М. : Просвещение, 2010.
Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. //Преподавание истории в школе. -2003, №9 [8, 18, 43]
Божович Е.Д., Питанова М.Е. Принципы и технологии формирования групп для совместной работы школьников в классе//Вопросы психологии №3, 2002.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М.: Педагогический поиск, 1999. - 140 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. -1960.
Гинзбург М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности //Психология личности: теория и эксперимент. - М., 1982.
Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. -384 с.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2008. - 800 с.
Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. - М.: Владос – Пресс, 2001. – 172с.
Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133-136
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541с.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2.– С. 58–64.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Т.1.М.-1991.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложения
Приложение 1
Разработка урока по теме «Древний Китай. Чему учил китайский мудрец Конфуций» 5класс
Тема IV. Индия и Китай в древности
Урок 3. Древний Китай. Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Материал содержит разработку урока по теме «Древний Китай. Чему учил китайский мудрец Конфуций». Представлен комбинированный тип урока с элементами театрализованного представления.
Цели:
Познавательная, образовательная цель: знакомство с природно – климатическими условиями, географическим положением и занятиями населения Китая, со взглядами китайского мудреца Конфуция.
Развивающая цель: развитие мышления, пространственного представления, творческих способностей, умения представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли; продолжить формирование умения работать с картой, выделять главное.
3. Воспитательная цель: формирование морально-нравственных качеств, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять и применять нравственный аспект поведения в соответствии с идеями Конфуция.
Оборудование: учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая «История Древнего мира», карта "Древний Восток. Индия и Китай", иллюстрации, презентация по теме урока.
Основные понятия и даты: Конфуций(6-5 вв. до н.э.), иероглифы, бамбук, реки Янцзы, Хуанхэ, Великая Китайская равнина, "сын Неба", "Поднебесная".
Тип урока: комбинированный с элементами театрализованного представления.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Опережающие задания:
Индивидуальное выступление докладчика по теме: «Жизнь Конфуция»
Подготовка с творческой группой учащихся 5 класса сценок с элементами национальной одежды:
а) об уважении к старшим
б) о манерах поведения (правилах хорошего тона)
в) о письменности и уважительном отношении к книге
План урока
I. Проверка домашнего задания по теме «Индийские касты».
II. Изучение нового материала:
1.Китай: географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
2. Китайский мудрец Конфуций.
3. Высшая добродетель-уважение к старшим.
4. Как вели себя учтивые китайцы.
5. Мудрость - в знании старинных книг.
III. Закрепление. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания по теме «Индийские касты»: кроссворд (1 чел.) и фронтальный опрос.
-С какой страной мы познакомились?
Индия - одна из восточных стран. Восток всегда считали загадочной, необычной, интересной страной.
-Что необычным вам показалось в последней теме? (Кастовая система)
-Что такое касты?
-Какие касты были в Индии? Каково их положение и обязанности?
- Откуда появились эти касты? Может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другую касту?
-Положение какой касты вам кажется несправедливым? Почему?
-Но, почему же, тогда индийцы при жизни не стремились перейти из одной касты в другую? (Вера в переселение душ)
II. Изучение нового материала.
На доске в течение изучения новой темы присутствует фраза – высказывание:
«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше».
Конфуций
Сегодня мы начинаем знакомство с историей ещё одной восточной страны - Китаем.
-Посмотрите внимательно на тему урока (на слайде) и ответьте, что мы будем сегодня изучать и какова цель нашего урока?
1. Китай: географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране – родине знаменитого мудреца. С чего начинается изучение незнакомой страны?
Работа с картой на доске и с картой учебника.
- В какой части света расположен Китай? В какой части Азии?
- Какими морями омывается?
-Какова местность?
- Есть ли крупные реки? Назовите их.
-Исходя из природно – климатических условий и географического положения, определите каковы основные занятия населения?
Ответы учеников дополняются рассказом учителя.
Великие реки Китая Желтая река (Хуанхэ) на севере страны и Голубая река (Янцзы) - на юге очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лесса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Земледельцы Древнего Китая выращивали просо, рис, в отдельных районах – хлопчатник. В Китае были развиты различные виды ремесел и скотоводство.
В 1 тыс. до н. э. китайцы расселились по Великой Китайской равнине. Было несколько государств, правители которых враждовали между собой, но жители этих государств считали себя одним народом (язык, культура, традиции). Об этих обычаях часто рассказывал Конфуций, которого очень почитали китайцы. В Китае сохранилось много сказаний и легенд о знаменитом мудреце. О нём писались книги, складывались стихи (слайд- портрет Конфуция).
2. Китайский мудрец Конфуций.
Краткое выступление ученика по теме: «Жизнь Конфуция» о жизни Конфуция и распространении конфуцианства в Китае.
- Давайте познакомимся с учением Конфуция, чему он учил своих учеников и всех китайцев. А в этом нам помогут - гости из Китая. Мы попытаемся выделить основные добродетели и правила, которым учил Конфуций, и изобразим их схематично.
Творческая группа из 3- 5 человек представляет сценки.
3. Высшая добродетель-уважение к старшим.
Сценка (уважение к старшим): ребята в национальных костюмах изображают почтение детей к отцу, к родителям.
-Что представили нам гости из Китая? Какую добродетель считает Конфуций важной?
Далее - комментированное чтение - стр. 102 - 103.
-Каким было отношение в Китае к старшим? + (слайды – отношением к отцу или к императору).
Китайцы, как и другие народы, верили в сверхъестественные силы, богов и духов (в реках и горах живущих). Самым высшим существом - было Небо, оно было предком правителя - император - "сын Неба" (иллюстрация), а его подданные - жители "Поднебесной" (Поднебесная - Китай).
«Государство - подобно большой семье», - учил Конфуций. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правители, должны относиться к подданным как к своим детям, с заботой, любовью. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а воспитывает их своим примером и отцовскими наставлениями, а не жестокостью. Однако, Конфуций утверждал, что воспитание человека надо начинать не столько с государства, а - с семьи.
4. Как вели себя учтивые китайцы.
- В учении Конфуция есть немало о правилах поведения и хорошего тона.
На доске слайд с изречениями Конфуция:
«Не усвоив приличий, не утвердишься».
«Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства».
Сценка о правилах поведения (об уложенных волосах в специальную прическу, о поведении за столом и др.)
-Что хотели показать нам гости из Китая этой сценкой?
-Дополните увиденное о правилах хорошего тона учтивого китайца, работая с текстом учебника. Самостоятельная работа с текстом стр. 105 – 106.
а) снимать обувь перед входом в дом;
б) сидеть - подогнув ноги, а не вытянув их вперед;
в) есть двумя палочками;
г) ухоженные волосы (в прическу);
д) по одежде можно определить к какой группе принадлежит человек (бедный – богатый);
е) вежливость, почтительность к старшим, благосклонность - к младшим.
- А как вы понимаете высказывание Конфуция «Не усвоив приличий, не утвердишься»?
- Что из этих правил поведения, необходимо соблюдать у нас в школе?
5. "Мудрость – в знании старинных книг"
Сценка о письменности и уважительном отношении к книге.
-Что хотели показать нам ребята этой сценкой?
На доске слайд с изображениями иероглифов.
- Гости из Китая продемонстрировали нам уважительное отношение к образованному человеку и к книге. А как вы думаете, почему таким было отношение к книге и образованному человеку?
- И Конфуций, чтобы приобщить к мудрости древних своих учеников излагал содержание старинных книг. Среди книг - предания, песни, изречения. Давайте рассмотрим иллюстрации, которые расскажут нам немало о письменности в Китае. Сами книги в Китае были необычными.
Звучат ответы учеников, которые дополняются рассказом учителя.
- Книги были из дощечек бамбука, на которых писали кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую делали из угля и сажи. Для исправления ошибок использовали нож. На узких длинных дощечках можно было писать только столбиком. Поэтому китайцы располагали письмо не горизонтально, а узкими вертикальными строчками. На одной дощечке не уместится описание похода или поэма. Поэтому их записывали на нескольких дощечках. Затем в верхней части дощечек просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой. Наряду с бамбуком использовали и шелк. Шелковые книги было удобнее читать и хранить, они легки и красивы, но очень дороги. В 105г. до н.э. в Китае был изобретен более удобный материал для письма – бумага.
Китайское письмо было сложным, т.к. насчитывало свыше тысячи иероглифов. Поэтому мудрым считался тот, кто умел писать не только грамотно, но и красиво.
-Чем китайские книги и письмо отличаются от наших?
-С какой письменностью имеет сходство? В чем сходство?
III. Закрепление. Рефлексия.
На доске слайд с изречениями Конфуция, но написаны они вразброс:
1. Добродетель, уважение, старшим, к, высшая.
2.Семье, большой, государство, подобно
3.Узнать, манерам, воспитанного, по, человека, легко, его.
4.Книг, мудрость, знании, в, старинных.
- А теперь, давайте составим правильно предложения и выделим главные добродетели, которым учил Конфуций. И изобразим их схематично.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Что в учении Конфуция для нас важно и ценно сегодня (в современности), даже спустя 2,5 тыс. лет, и почему?
А теперь, давайте вернемся к фразе, которая написана на доске, она тоже принадлежит Конфуцию, и сделаем вывод применительно к изученному на уроке: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.
-Что важное и ценное, полезное вы усвоили для себя на сегодняшнем уроке?
(Вежливость, воспитанность, образованность, хорошее поведение - всегда в моде)
Домашнее задание:
Параграф 22(читать) + устно на вопросы
Творческое задание по желанию - сочинение
Темы: 1.Правила хорошего тона в нашей семье
2.Правила хорошего тона в школе
3.Вежливость и воспитанность - всегда в моде.




























Приложение 2
«Конституции Российской Федерации – 20 лет!»
(по Конституции РФ 1993года)
(интеллектуально – правовая игра для 9-11 классов)
Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны. Интеллектуальная игра посвящена теме «Конституции Российской Федерации -20 лет!». Мероприятие призвано актуализировать знания учащихся, полученные при знакомстве с Конституцией, содействовать формированию политической и правовой культуры школьников. Знания о Конституции, правах и обязанностях гражданина учащиеся приобретают на уроках истории, обществознания и в процессе воспитательной работы.
Пояснительная записка.
1. В игре принимают участие две команды из учащихся старших классов.
2. Игра способствует закреплению знаний учащихся о Конституции РФ, полученных на уроках обществознания и истории.
3. Для учащихся, сдающих ЕГЭ по обществознанию, игра является одним из этапов подготовки к экзамену.
4. Игра способствует правовому образованию и воспитанию учащихся.
5. Игру можно провести в кабинете, оборудованном компьютером и экраном, выводя вопросы на экран. Удобно и учащимся и зрителям.
6. Игра состоит из шести туров. Правила проведения и судейства оговорены отдельно на каждый тур.
Цели:
1. Познавательная, образовательная цель – закрепление и актуализация знаний по основным положениям Конституции РФ.
2. Развивающая цель – развивать умения проводить анализ содержания документа, делать умозаключения на основе полученных знаний и поставленной проблемы, развивать познавательную активность учащихся, самостоятельность в процессе получения знаний, устную речь, умение работать в группах.
3. Воспитательная цель - формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви к России, гражданско-правовой культуры, развитие умения участвовать в политической жизни страны, содействовать в понимании важности знания основного закона страны, прав и обязанностей граждан РФ; полученные знания применять в процессе понимания современных событий, определении своей гражданской позиции.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, наглядность.
Средства обучения: мультимедиа – презентация «Конституция РФ», задания командам.
Опережающие задания:
1. Повторить содержание основных глав Конституции РФ.
2. Индивидуальное выступление докладчика по теме: «Из истории становления Конституции Российского государства»
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами узнаем подробнее о главном законе России – Конституции РФ. Вот уже 20 лет она, как главный арбитр государства, стоит на страже порядка и законности в Российской Федерации. Сегодня наша встреча пройдет в форме игры в шесть этапов.
Краткое выступление докладчика по теме: «Из истории становления Конституции Российского государства».
Знакомство команд с условиями игры.
Ход игры оценивает жюри из педагогов. Представление членов жюри.
Далее – приветствие и представление команд и их капитанов.
- А теперь мы приступаем к нашей игре.
I Тур
Разминка
(Каждая команда должна ответить на 10 вопросов или утверждений словами «да» или «нет». Согласны – «да», не согласны – «нет». За правильный ответ команда получает один балл. На обдумывание ответа даётся 5 секунд).
Вопросы для команды №1
1.Конституция РФ разрешает частную собственность на землю.
2.Государственной религией РФ по Конституции РФ является православное христианство.
3.Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является Президент РФ.
4.Президент РФ имеет право на амнистию.
5.Президент РФ обладает неприкосновенностью.
6.Государственная Дума состоит из 500 депутатов.
7. Может ли один и тот же человек одновременно быть членом Совета Федерации и депутатом ГД?
8.В Конституции РФ в главе о Президенте встречается понятие «импичмент».
9.Президент РФ может лишить депутата Государственной Думы депутатской неприкосновенности.
10. По Конституции РФ судьи несменяемы.
Вопросы для команды №2
1.Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности (по болезни), то их временно исполняет Председатель Совета Федерации.
2.Город Санкт-Петербург является субъектом РФ.
3.Гарантом Конституции РФ является её многонациональный народ.
4.Может ли депутат ГД одновременно работать министром в правительстве?
5.Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу.
6.Президент РФ имеет право на помилование.
7.Президентом РФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет.
8.Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста.
9.В Конституции упоминается о суде присяжных.
10.Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет.
II. Тур.
Командная олимпиада.
Задание.
Вы внимательно изучили Конституцию РФ. Вам необходимо ответить на два вопроса:
а) у кого больше власти (президент, правительство, парламент).
б) доказать это положениями Конституции, записав их по пунктам (8п.).
Ответ: Президент.
1. Президент – глава государства.
2. Он – верховный главнокомандующий.
3. Он выдвигает кандидатуру главы правительства.
4. Он может отправить правительство в отставку.
5. Он может распустить Государственную Думу.
6. Он представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного судов.
7. Вводит чрезвычайное положение.
8. Назначает референдум.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
III Тур
Индивидуальный конкурс.
( Каждый из участников получает возможность принести своей команде один балл, ответив правильно на предложенный ему вопрос).
Конституция РФ была принята в 1993 году. Назовите дату и месяц её принятия?
Как называется парламент РФ?
3. Прошли выборы в Государственную Думу. Кто по Конституции РФ открывает первое заседание Государственной Думы?
4. Какой суд осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции?
5. Область, край, республика, автономная область, автономный округ. Какого названия субъекта Федерации недостаёт?
6. Сколько голосов депутатов Государственной Думы требуется для принятия федерального закона?
7. Назовите полное название нашего государства, согласно ст.1 Конституции
РФ.
8. Какой орган власти назначает референдум?
IV Тур.
Конкурс капитанов.
Задание 1.
Только президент имеет право распустить Думу. Назовите три случая, когда он может это сделать?
Примерный ответ:
1. После трёхкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя правительства.
2. Дважды в течение трёх месяцев Дума выражает недоверие правительству (или Думу, или правительство).
3. Председатель правительства ставит перед Думой вопрос о доверии правительству. Если Дума в доверии отказывает, президент в течение 7 дней распускает Думу или отправляет в отставку правительство.
(Статьи 111 и 117 Конституции РФ)
Задание 2.
Как принимаются федеральные законы?
Примерный ответ:
1. Проект закона принимается большинством голосов депутатов Государственной Думы и в течение 5 дней передаётся в Совет Федерации.
2. Проект закона считается одобренным, если за него проголосовало более половины Совета Федерации, или если в течение 14 дней Совет Федерации его не рассматривает.
3. Если Совет Федерации против этого закона Государственная Дума может сама принять его, набрав 2/3 голосов на повторном голосовании.
4. Принятый закон в течение 5 дней направляется на подпись президенту.
5. Президент подписывает его в течение 14 дней.
6. Если президент накладывает вето на закон, то Государственная Дума и Совет федерации могут преодолеть его 2/3 голосов депутатов каждой палаты.
7. Тогда президент подписывает этот закон в течение 7 дней.
(Статьи 105 и 107 Конституции РФ).
Оценивается по пятибалльной системе.
V Тур
Угадай слово.
Вам необходимо угадать слово из конституции, изначально зная только количество букв в этом слове. Все слова – обществоведческие термины. Для каждого слова есть 4 подсказки. Можно отвечать уже после первой. Какая команда первой поднимет руку, та и отвечает. Но если ответ неверный, то после следующей подсказки отвечает другая команда. На каждом слове можно заработать 1 балл.
I. X X X X X X X X X X X (11 букв)
1. В обществознании это понятие встречалось вам в теме «Политическая сфера».
2. Без него не обходится ни одно государство.
3. Это один из признаков государства.
4. Самое близкое значение в русском языке – независимость.
II. Х Х Х Х Х Х Х Х Х (9 букв)
1.Это слово латинского происхождения.
2. В буквальном переводе оно означает «сидящий впереди».
3. Это слово из области политики.
4. Является гарантом Конституции.
III. Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х (10 букв)
1. Термин мужского рода.
2. За долгую историю нашей страны был у нас только 3 раза.
3. Один раз при Горбачёве и два раза при Ельцине.
4. Имеет самое непосредственное отношение к принятию Конституции 1993г.
IV. Х Х Х Х Х Х Х Х Х (9 букв)
1. Это слово из английского языка.
2. А в Англии это с XIII века.
3. В советских конституциях его не было.
4. Когда Пётр I был в Англии («великое посольство»), он, по некоторым данным, присутствовал там.
VI Тур
Брейн – ринг
Я задаю вопрос, на обсуждение которого вам даётся минута. За правильный ответ – получаете 1 балл. Если ответ неверный – ваши соперники получают минуту на обсуждение, а затем отвечают.
1.История новой России начинается с августа 1991года. Какая по счёту Дума (в истории современной России) работает в настоящее время?
2. Назовите все органы государственной власти (ответ будет неверным, если вы что-то не назовёте, или назовёте лишнее), без участия которых невозможно отрешение Президента от власти.
3. Какой специально созданный орган, по Конституции РФ, осуществляет контроль за исполнением Федерального бюджета?
4. По Конституции РФ они независимы, несменяемы, неприкосновенны. Кто это?
5. Какой орган государственной власти разрабатывает Федеральный бюджет?
6. Когда и какие поправки были внесены в последние годы в Конституцию РФ?
Подведение итогов. Определение команды – победителя и самых активных членов команды.

Приложение 3
Фотоотчет «Наше творчество»
Участие в театрализованных представлениях, викторинах, учебных встречах, социальных акциях и КТД.
- Викторина с элементами театрализованного представления «Фестиваль народов мира», ««Дела давно минувших лет»
- Театрализованное представление «Петровские ассамблеи»
- КТД «Великая Победа», «Театральная весна», «Сыны Отечества»
- Интеллектуально – правовая игра «Конституции РФ – 20 лет»





















Творческие работы учащихся



















Педагогический проект
учителя МБОУ «СОШ № 3» г. Нижневартовска Фроловой И.К.
"Развитие творческих способностей на уроках истории как способ формирования универсальных учебных действий"

13 PAGE \* MERGEFORMAT 143515




ДОБРОДЕТЕЛИ


УВАЖЕНИЕ


СПРАВЕДЛИВОСТЬ

УЧТИВОСТЬ
ВОСПИТАННОСТЬ


ОБРАЗОВАННОСТЬ


СЕМЬЯ



Рисунок 1Диаграмма 3 DSC03238 DSC03267 P1020966 DSC03673 DSC03976 445 Изображение 0015 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515