Творческая работа по теме Формирование коммуникативных универсальных действий через реализацию программы Мы вместе


Творческая работа
Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности.
ТЕМА: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
через реализацию программы «Мы вместе».
ВЫПОЛНИЛ:
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №38»
г.Дзержинска Нижегородской области
Оглодкова Светлана Геннадьевна
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 25 лет
Стаж работы учителем начальных классов 25 года
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………...................3
Глава I. Пояснительная записка…………………………………….....................3
1.1.Социальная и психологическая актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных действий…................3
1.2.Цель и задачи программы……………………………………………...5
Глава II. Концепция программы…………………………………………………6
2.1. Средства реализации программы………………… ………….........6
2.2.Формы организации учебного пространства…………………........6
2.3 Этапы реализации программы…………………………………….7
2.4. Виды деятельности, формы совместной работы, образовательные ситуации, направленные на формирование коммуникативных УУД и обеспечивающие заданные прогнозируемые результаты…………………………………………………………10
2.5 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами УМК «Планета Знаний»…………………………20
2.6. Результаты деятельности…………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
Введение
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Не случайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям которые должны быть созданы для достижения этих результатов.
Пояснительная записка
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.
Как сформировать универсальные учебные действия (УУД)? Ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как кооперацией и коммуникацией как условием интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Коммуникация как условие интериоризации - коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Видами коммуникативных действий являются:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в т. ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. Актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, а главное, в овладении методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель — ученик », «ученик — ученик»).
Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности.
Без внедрения соответствующих педагогических технологий и системной организации деятельности школьников коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).
Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Программа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий – «МЫ ВМЕСТЕ» составлена на основе требований Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным результатам освоения основной программы начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
В основе программы - личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности. Одной из главных отличительных особенностей организации является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Программа « Мы вместе» рассчитана на 4 года.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
определить состав и характеристику коммуникативных универсальных учебных действий;
выявить в содержании предметных линий коммуникативные универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Средства реализации программы
1.В основе средств реализации лежит методика полноценного сотрудничества, которая в себя включает:
коллективный способ обучения;
использование активных и интерактивных стратегий обучения
2.Формы и приемы обучения:
ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации;
дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями;
рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий и действий группы;
поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования;
ассоциативные – опора на ассоциативное мышление;
аналитические – критическое мышление, дедукция, индукция;
игровые – моделирование готовых или вымышленных ситуаций;
проектные – цель – способы совместной деятельности.
3. УМК «Планета знаний»
Формы организации учебного пространства
Урок:
- проблемная ситуация;
- диалог, дискуссия
- взаимообучения;
- свободный урок;
-игра (сюжетная, ролевая, деловая)
- путешествие и т.д. Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач
Учебное занятие Место различных групповых и индивидуальных практик
Консультативное занятие Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу
Творческая мастерская Для организации навыков творческой коллективной деятельности
Конференция, семинар Форма подведения итогов творческой деятельности
Занятие в малой академии
Направлено на развитие навыков проектной деятельности
Внеучебные формы
Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.
Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.
Этапы реализации программы
Первый этап - 1 класс
«Я + Я… = МЫ»
Направление: совместно-индивидуальная деятельность
Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.
Задачи:
- выявление имеющего опыта общения детей;
- раскрытие значения общения в жизни людей;
- создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества;
- приобретение первичных навыков общения в группе.
Прогнозируемый результат:
- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.
- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.
Выпускник научится:
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
с учетом целей коммуникации достаточно точно, с последовательностью и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Второй этап - 2 класс
«Мы - в согласии»
Направление: совместно-последовательная деятельность
Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.
Задачи:
- формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
Прогнозируемый результат:
- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);
- получить эмоциональный опыт взаимодействия;
- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;
- испытывать чувство принадлежности к группе.
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнера.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Третий этап - 3 класс
«Мы принимаем решение»
Направление: коллективное принятие решений.
Цель:
- формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;
- научить процедуре коллективного принятия решения.
Задачи:
- обучение правилам эффективной организации совместной работы;
- развитие эмоциональной сферы личности.
Прогнозируемый результат:
- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;
- приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;
- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;
- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;
- уметь уступать друг другу.
Выпускник научится:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Четвертый этап - 4 класс
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Направление: творческая деятельность
Цель: совершенствование у младших школьников усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности
Задачи:
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность;
- поддержка альтернативности, множественности мнений;
- развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
- внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Прогнозируемый результат
Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:
- рефлексивные умения;
- поисковые (исследовательские) умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.
На данном этапе учащиеся – это не простые ученики, а активные участники учебного воспитательного процесса. Учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. Ребята делятся на группы (команды), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, выпуск газет, написание сочинений-миниатюр и так далее (приложение 1). При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
- различные группы могут получить различное задание, а может быть и одинаковое задание для всех групп, - это определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы. Однако важно, чтобы группы не соревновались между собой;
- задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы. При этом, чем разностороннее эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст задание.
На последнем этапе более сложного группового взаимодействия – проектной деятельности продолжается активный процесс формирования тех коммуникативных универсальных учебных действий, которые были заложены на предыдущих этапах.
В течение всего периода реализации программы идет отработка основных умений и навыков по представленным направлениям с последующим наращиванием и усложнением содержания. На каждом этапе идет коррекция предыдущего периода и создание условий для формирования и развития новых навыков. Данная программа направлена на перспективу развития личности школьника. Впоследствии классный руководитель может создать на основе этой базы программу по формированию и развитию основных социальных компетенций личности.
Виды деятельности, формы совместной работы, образовательные ситуации, направленные на формирование коммуникативных УУД и обеспечивающие заданные прогнозируемые результаты.
Учитывая такие возрастные особенности младшего школьника, как большая эмоциональность, впечатлительность, непоседливость, повышенная двигательная активность, можно сказать, что наилучшим способом организации обучения коммуникативным умениям и навыкам общения в 1 классе является игра. Кроме того, ролевые игры ближе всего к категории общения, так как в качестве важных компонентов выступают эмпатия и рефлексия.
Игра «Режим молчания, или Большой разговор» предлагается детям во время экскурсии или прогулки.
Цель: показать значение общения в жизни людей.
Отправляясь на прогулку, был объявлен «режим молчания». Это означало, что дети будут общаться друг с другом лишь в случае необходимости, и то с помощью жестов, мимики. Нарушивший «режим молчания», штрафуется дополнительным временем.
Длительность молчания должна быть не менее получаса. Дети все это время проводят вместе: собирают листья, шишки, желуди.
Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый ее участник вне привычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Во-вторых, за период молчания у каждого ребенка накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить. Радость общения, уважение и симпатия друг к другу – все это слышалось в оживленных разговорах детей после снятия «режима молчания». Дети настроены не обыденно, в той или иной форме переживают душевный подъем. Самое время, чтобы начать «большой разговор».
«Большой разговор» - это форма группового общения. Одним из вопросов может быть таким: «О чем я думал, что переживал?». Дети высказывают мнения о том, почему для человека так важно общаться с другими людьми. Учитель наводит детей на вывод о роли общения в жизни человека, рассказывает о «детях-маугли» (девочках, найденных в начале ХХ века в индийских джунглях и не умевших говорить).
Игра «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Цель: познакомить с принципом построения диалога, подвести детей к осознанию значения умения слушать.
Выбирается один ученик, который выходит из класса. С остальными подбирается пословица (например, «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Затем поручается каждому ученику отдельное слово из пословицы и прорепетировать, чтобы каждый произносил свое слово одновременно со всеми. Таким образом, получится полный хаос. Затем приглашается в класс отправленный из него ученик, чтобы он разобрался, что ему хотят сказать остальные. При этом каждый одновременно произносит свое слово.
В результате этой игры каждый ученик получит представление о том, как важно слушать и слышать других.
Следует сопроводить данный пример аксиомой, что общение людей всегда одностороннее: свернуть в трубку лист бумаги и, выбрав одного ребенка, показать, что в канале всегда есть два конца – в один вы можете говорить, а с помощью другого кого-то слушать. Если оба человека используют свою сторону только для разговора, то слушать будет некому.
Игра «Испуганный ежик»
Цели:
- формирование умений использования вербальной и невербальной коммуникации;
- формирование навыков установления и поддержания контакта, навыков позитивного взаимодействия, самооценки и понимания других.
Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», заслужить его доверие, чтобы он развернулся.
Инструкция. «Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугался. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Представь себе, что ты еще маленький и тебя напугал громкий лай собаки. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек. Кто хочет успокоить ежика? Подойди и поговори с ним. Можешь его погладить, попытайся показать, что ты к нему хорошо относишься. Поговори с ним еще – и ты увидишь, что он успокоился и раскрылся». Затем в роли ежика могут попробовать себя и другие учащиеся.
Обсуждение. «Что вы чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как попытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ежику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?».
Домашнее задание. Предлагается детям представить себя каким-либо животным, на которого, по их мнению, они похожи. (Рекомендуется напомнить детям о существующих в народе сравнений «неуклюжий, как медведь», «труслив, как заяц» и др. Но при этом обратить внимание на то, что медведь хотя и неуклюж, но мы его называем хозяином леса. А заяц труслив, но может перехитрить саму лису, запутывая свои следы. Так и в человеке можно найти положительные и отрицательные черты.) Нарисовать животного и подготовиться к презентации (защите) своего животного.
Это задание достаточно сложное для детей. Им предстоит найти необходимую информацию о животном: его жизни, повадках. Провести анализ своего собственного поведения, раскрыть свое внутреннее «Я» и сопоставить с тем образом животного, каким он себя представил. Поэтому в этой работе дети могут обратиться за помощью, как к родителям, так и к учителю.
В результате презентации достигаются следующие цели и задачи:
формирование позитивного и конструктивного отношения к собственной личности (способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания);
формирование навыков самооценки и понимания других (способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть);
формирование коммуникативно-речевых умений.
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то время, работая в паре, учащиеся на практике совершенствуют навыки общения. Такая же обусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
Следующим этапом является включение учащихся в совместную работу по овладению коммуникативными умениями.
Задачи:
- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;
- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют умение учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать себя в микроспорах.
Процесс совместной деятельности возможен только при условии принятия всеми ее участниками цели, то есть обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат надо ориентироваться. Для достижения принятия цели возможно использование следующих приемов:
- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает себе «учителя»;
- вводятся приемы несловесного общения: знаки «+» - согласен, « - » - не согласен, «?» - не понял, «!» - не возражаю.
Организация сотрудничества ведется с первого класса. Целесообразнее ее начинать с парной работы, так как ее организация не составляет особой сложности.
Работа в парах постоянного состава.
Работа в парах организуется на всех учебных предметах. Задания могут предлагаться учителем как в устной форме, так и в письменной (работа по карточкам). Учащиеся учатся работать в постоянных парах. В этот период дети проверяют друг у друга домашние задания или задания, аналогичные им. Запуск карточек-заданий очень важный и сложный момент. Дети читают задания друг другу или обмениваются карточками. Выполняют задания, затем выслушивают ответы. Учащиеся обучаются сотрудничеству. Учитель учит: «Когда вы поднимаете руки вместе, вы сообщаете мне: «Мы все обсудили! Мы договорились!».
На данном этапе необходимо выработать правила общения, правила работы в парах или группах. Эти правила должны исходить от самих учащихся, а не преподносятся в готовом виде учителем.
На подготовительном этапе дети осознали, как важно умение слушать и слышать другого человека, умение договариваться и со вниманием относится к окружающим. Внутренним опытом (игра «Режим молчания или Большой разговор») достигли осознания ценности общения в целом. Поэтому тема проектной деятельности была выбрана тема общения. После небольшой дискуссии ребята назвали ее «Я и все мои друзья». По этой теме учащиеся придумали свои проекты: создание почты для друзей, ведение классного дневника ярких событий, проведение рыцарских турниров, праздника вежливости.
Классный час.
Учитель: «Я предлагаю открыть новую страну, в которой мы с вами будем жить. Я об этой стране ничего не знаю, не знаю даже ее названия. Знаю только, что в ней есть правила общения. Поэтому давайте начнем с того, что придумаем для нее название».
Учащиеся делятся на три-четыре группы, которые должны предложить по два названия для страны.
Работа в группах.
Наименование этапа. Вид работы. Действия.
Выдвижение идей. Дети предлагают свои варианты названий страны. Каждый предлагает любое количество названий. Все предложения фиксируются без обсуждения.
Обсуждение. Отбор вариантов. Вычеркиваются неблагозвучные и не несущие в себе смысловой нагрузки.
Отбор предложений. Утверждение вариантов. Из оставшихся удачных названий группа оставляет два, рассматривает предложения по обоснованию названий и выбирает уполномоченного, который выступит от имени группы.
Предложения групп обсуждается всем классом. На стадии критики учащимся предлагается излагать свою позицию аргументировано, предварительно объяснив, что название страны должно отразить то, как люди в ней общаются. Было принято решение назвать страну «Дружба». Это название удачное, так как для младшего школьника дружба наиболее значимая часть во взаимоотношениях со сверстниками: играть, значит дружить, дружить, значит общаться.
Домашнее задание:
- придумать себе игровое имя и сделать табличку с этим именем, чтобы все знали, как к нему обратиться;
- придумать несколько правил поведения в новой стране.
Обращение по игровому имени очень важно, так как между ребятами уже сложились какие-то отношения. Навыки общения легче вырабатывать, что называется, «с чистого листа», не преодолевая ранее сформированные стереотипы.
Работа в парах сменного состава.
Следующий шаг – обучение сотрудничеству в парах сменного состава. Для того, чтобы работа в таких парах была эффективной и во избежание конфликтных ситуаций в группе, необходимо выработать алгоритм и правила взаимодействия.
Игра «Нарисуй круг».
Цель: развитие навыков взаимодействия, осознание учащимися значение умения договариваться (распределять обязанности, роли).
Оснащение. До начала урока на стол кладется несколько кусков мела и рядом с ними свернутый отрезок веревки. К доске приглашаются трое добровольцев.
Учитель: Вы – бригада и должны работать вместе. У вас полторы минуты, чтобы нарисовать на доске круг. Все, что необходимо для работы, здесь есть. Время пошло.
Как правило, задание выполнить не удается. Иногда в группе находится кто-то умеющий рисовать, и он один «от руки» рисует окружность. В подобной ситуации задание считается невыполненным, так как работа должна быть коллективной. Группа заменяется и задание повторяется.
Наиболее распространенный случай, когда все трое одновременно начинают рисовать окружность. Рисунок получается некачественный, то есть задание не выполнено.
Обсуждение проводится в виде дискуссии. Все делали одно и то же. Так не бывает. У каждого должны быть свои обязанности, кто-то организует работу, а кто-то выполняет.
На доску выносится первый пункт «алгоритма взаимодействия»: назначить организатора.
Учитель: Посмотрите на стол. На нем лежит веревка. Если к одному концу привязать мел, а другой конец прижать к доске – можно нарисовать окружность.
На доску выносится второй пункт «алгоритма взаимодействия»: составить план.
После того, как план составлен, учитель должен сказать, кто будет держать веревку, а кто работать с концом, к которому привязан мел.
На доску выносится третий пункт «алгоритма взаимодействия»: распределить обязанности.
Учитель: А теперь можно нарисовать. Но уж если мы выбрали организатора, он должен посмотреть (проконтролировать), ровно ли рисуется окружность.
На доску вывешивается четвертый пункт «алгоритма взаимодействия»: выполнение и контроль.
После такого урока дети испытали радость открытия, что с помощью таких простых приспособлений можно нарисовать окружность, радость общения во взаимодействии и осознали ценность умения договариваться между собой. На перемене вся доска была в окружностях. Это говорит о том, что дети освоили «алгоритм взаимодействия».

Работа по формированию коммуникативных УУД проводится на учебном занятии не вместо, а во время освоения предметных знаний, умений и навыков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения - необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации.
При планировании урока, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников, педагог ориентируется не только на программу учебного предмета, но и на программу формирования коммуникативных УУД, которая позволяет определить, над какими именно умениями необходимо работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ необходимо для этого организовать.
Например, курс русского языка нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной (диалоговой), письменной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений в учебном сотрудничестве.
Русский язык. Тема «Изменение глаголов по лицам и числам». Работа в парах сменного состава организуется следующим образом. Ребятам раздаются карточки по одной теме.
Поставь глаголы в форму 1-го лица единственного числа.
Играть- ……
Бежать-…….
Петь-…….
Победить-……
Какой глагол вызвал у тебя затруднение? Почему? Обсуди этот вопрос с другими ребятами. Сделайте вывод. Проверьте правильность ваших рассуждений в справочнике.
В карточках других ребят тоже записаны глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа: убедить, шелестеть, голосить. При обмене карточками были обнаружены ошибки, которые исправили в ходе совместного обсуждения. Ребята пришли к выводу, что в русском языке встречаются глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа. Такие глаголы необходимо заменить словосочетаниями: победить – одержать победу, голосить – кричу в голос и т.д.
Во время подведения итога работы дети поделились своими открытиями со всем классом.
Окружающий мир. Тема «Мир животных». Перед учителем на данном уроке встают следующие задачи:
- обучение построению умозаключений;
- развитие аналитико-синтетических действий;
- формирование связной речи;
- развитие навыков учебного сотрудничества.
Ребятам в группах раздаются карточками с названиями разных по классификации животных. Например, 1 группе – пресмыкающиеся, 2 группе – млекопитающие, 3 группе – земноводные. В каждой группе одно животное лишнее (не подходящее под общую классификацию данных животных). Детям необходимо определить лишнее животное и построить доказательство, отстаивая свою точку зрения. После обсуждения в группах выбираются рассказчики, которые строят доказательство следующим образом:
Называет правильный ответ, начиная со слов «Мы думаем, что..».
Приводит доказательство, перечисляя факты. В доказательстве используются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих; слова-связки: если…,то…, значит…
В конце урока можно попросить детей доказать, что умение доказывать свою мысль помогает человеку в жизни.
С целью развития активности в процессе коллективной деятельности на уроках литературного чтения проводится игра «Зачет по литературе».
Задачи:
- обучение анализу вербального материала (информации);
- развитие навыков критического мышления, контроля и оценки;
- формирование навыков групповой деятельности.
Дети делятся на 3 группы, каждая из которых получает текст произведения, который разделен на 3-4 смысловых абзаца.
1 этап. Детям предлагается прочитать текст, выделить главную мысль абзаца и составить план к тексту. Для этого в игре определяются роли участников. Например, одни ученики в группе называют главную мысль каждого абзаца, другие ученики - пункты плана. На выполнение этого задания детям дается 10-15 минут, после чего группы меняются своими работами – передают свою работу другой группе для выполнения следующего задания.
2 этап. Рядом с каждым пунктом плана дети другой группы должны подписать опорные слова, которые относятся к этому абзацу, после чего снова меняются работами (передают их следующей группе).
3 этап. Каждый из членов группы рисует свой рисунок к одному из пунктов плана (иллюстрирует 1-ый абзац), так, чтобы на рисунке отразился смысл первой части и опорные слова к ней. После этого работа возвращается в исходную группу.
Подведение итогов. Каждая группа, получив свою работу в доработанном виде, выступает с анализом того, что из сделанного другими является особенно важным (по тексту), а что не является важным для его понимания. Все работы и рисунки вывешиваются на доску.
Такую форму работы совместной деятельности можно проводить и на материалах познавательного характера о математике, русском языке, окружающем мире.
Рассмотрим примеры заданий для предстоящего урока математики по теме «Величины». Ребята разбиваются на несколько групп. Учащиеся 1-ой группы находят информацию о старинных мерах длины и готовят сообщения. 2-я группа готовит проект детского кафе, который ребята изготавливают в виде макета, выполненного в соответствующем масштабе. 3-ей группе дано задание – привести статистические данные развития г.Дзержинска (строительства), узнать длину улицы, на которой каждый из ребят живет. Учащиеся 4-ой группы должны привести примеры экологической проблемы города, связанной с химическими предприятиями. Тип взаимодействия в группах – кооперация.
Урок построен таким образом, чтобы дети могли наблюдать связь величин с реальной жизнью через совместную работу.
Предлагаются задачи вида:
«Длина пл.Дзержинского 200 м .Ширина – на 50 м меньше. Найди ее площадь и вырази в арах».
«Площадь Ленина занимает 27 соток, а площадь Героев – 900 м . Во сколько раз площадь Ленина больше площади Героев?».
У ребят в группах следующие задания:
«Решите, подойдет ли территория перед кинотеатром «Спутник» для строительства детского кафе по проекту ребят. Для выполнения этого задания используйте масштаб карты г.Дзержинска».
Задача «Химическое предприятие ОАО «Синтез» выбрасывало в месяц 1600 кг сажи. После установки очистительных сооружений оно стало выбрасывать в 20 раз меньше. Сколько килограммов сажи выбросит предприятие за год до установки очистительных сооружений, и после установки? Сравните результаты, сделайте вывод».
На заключительном этапе урока проводится презентация работ, подводятся итоги.
Обобщающий урок по теме «Былины, сказания, жития». В ходе подготовительной работы учащиеся разбиваются на несколько групп. Каждой группе предлагается определенная былина. Например, 1 группе «Ильины три поездочки», 2 группе «Владимир Красное Солнышко», 3 группе – «Добрыня и змей». Каждая группа ведет работу по своей былине. Задание для работы учащихся общее для всей группы и дифференцированное для членов группы. Тип взаимодействия в группах – ролевой.
Ребята распределяют свои функции (роли) и готовятся к презентации былины по плану:
Ответить на вопросы и подготовить сообщение:
- О каком историческом событии повествуется в былине? Что вы о нем знаете?
- Былинный богатырь – это подлинно существовавший герой или вымышленный? Обоснуйте свою точку зрения.
Найдите в тексте архаизмы, выпишите и узнайте их значения в словаре.
Инсценируйте отрывок из былины от лица богатыря.
Подготовьте иллюстрации к былине.
Урок проходит в форме «Литературной гостиной».
Оснащение. Репродукции картин художников с изображением русских богатырей, Древней Руси. Музыкальное сопровождение. Круглые столы, накрытые скатертями, расшитые вручную; предметы старины.
В ходе урока участники каждой группы презентуют «свою» былину. Итогом урока и работы по теме в целом может послужить дискуссия в группах на вопрос «В чем сила русского народа?». Дискуссия проходит по принципу «Вертушки». Тип взаимодействия – позиционный. В течение 5 минут дети высказывают идеи, суждения, подкрепляя тезисами из текста былин. Затем один представитель каждой группы садится за другой стол, где происходит обмен мнениями. Следующие переходы повторяют предыдущие, пока представитель не вернется в свою группу. Здесь ребята обобщают предложения всех групп, оформляют выводы и готовят выступление.
В качестве разбора групповой работы проводится анкета. Дети ставят «+» или «-» рядом с утверждениями:
Я внимательно слушал, когда другие говорили.
Я высказывал свои мысли.
Я делился нужными материалами.
Я помогал другим.
Я обращался за помощью.
Я соблюдал очередность высказывания.
Я честно говорил, что думаю по поводу действия других.
Отметка ставится одна на всю группу.
Урок-повторение по предмету ИЗО и художественный труд по теме «Народные промыслы». Группы также получают различные задания: каждая группа – «свой» народный промысел: дымковская игрушка, хохломская роспись, палех, гжель, городецкая роспись. Возможные фрагменты учебного материала: из истории промысла, основные изделия и их назначение, некоторые приемы и используемые материалы.
Урок- обобщения по предмету «Окружающий мир». Тема «Земля и человечество».
Учащиеся делятся на группы, каждая группа готовится презентовать «свою» подтему: «Мир глазами астронома», «Мир глазами географа», «Мир глазами историка», «Прошлое и настоящее глазами эколога», а также готовит по 3 вопроса к ребятам из других групп по их теме. Урок проходит в форме пресс-конференции. Учащиеся выступают как в роли журналистов, так и в роли ученых: астрономы, географы, историки и экологи. Пресс-конференция проходит следующим образом: каждый из «ученых» приглашен для ответов на вопросы по «своей» теме. На столах, где сидят ученые, - таблички с их именами и фамилиями (можно бейджики). Журналисты должны задать ученым интересующие вопросы. Учитель – ведущий пресс-конференции, регламентирует ход конференции.
Важно, чтобы соблюдалась атмосфера и правила деловой игры. Учитель должен объяснить детям, что это не экзамен, не контрольная работа. Здесь можно ошибаться, задумываться. Именно для этого нужны «слова-помощники»:
- к сожалению, я не могу ответить на ваш вопрос;
- может быть я не прав, но, по-моему…;
- я не занимался глубоко этой проблемой, но думаю, что…
Подведение итогов. Учитель благодарит всех участников пресс-конференции и, имитируя роль журналиста, подходит с «микрофоном» к каждой группе с вопросом «Ваше мнение о пресс-конференции». Форма игры позволяет воспользоваться полученными навыками деловой игры и ответить на оценочный вопрос.
Совершенствование у младших школьников усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности. Рассмотренные выше примеры уроков - обобщения могут являться одним из способов реализации проектов по темам учебного материала.
В основе данных уроков – принцип сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником. Данный принцип – очень важный принцип воспитания истинных потребностей в приобретении знаний, в процессе самоусовершенствования, когда стимулом учебы является не страх или материальная награда, даже в виде отметки за урок, а радость самого процесса познания и общения в сотрудничестве.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
средствами УМК «Планета Знаний»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Планета знаний» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.
Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать. Коммуникативная ориентация курса разрабатывалась в рамках концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор А.Ю.Купалова). В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. Задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной, так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств для решения той или иной речевой задачи. При этом речевое общение способствует реализации и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и др.
Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими (приложение 2).
Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить  общее решение.С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.Учебники по всем предметным линиям УМК «Планета знаний» обеспечивают формирование информационной грамотности учащихся: работу с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта), добывание информации, ее сбор, выделение  существенной информации из различных источников. Одним из часто встречающихся заданием в учебниках УМК «Планета знаний» является «информационный поиск». Это задание помогает детям учиться самостоятельно находить информацию, работать с различными источниками. В первом классе, это в основном работа со словарями (орфографическим, толковым, этимологическим), а также, наряду с этим, комплект ориентирует детей, что взрослый (учитель, члены семьи, библиотекарь) может быть источником информации и важно научиться формулировать вопросы и не бояться обращаться с ним к взрослому. Важное место в учебниках занимает работа с таблицами, схемами и картами. Фиксация информации — это и запись в таблицу, в схему и  дополнение таблиц (схем), это регистрация информации с помощью фотоаппарата,  аудио- и видео- записи. Наиболее широкий спектр деятельности с информацией предоставляет работа над проектом (выбор направления сбора информации, определение источников информации, получение информации и анализ её достоверности, структурирование информации в соответствии с планом проекта, обработка информации и её представление).  В русском языке особую роль играет материал под значком «ключик». Информация «ключика» часто носит  пропедевтический характер, в общих чертах разъясняет тот языковой факт, который не изучался, но присутствует в упражнении. Особое внимание уделяется работе с научно-популярными текстами в рамках курсов «Литературное чтение» (анализ текста, сравнение с художественным, поиск дополнительной и уточняющей информации) и «Математика» (развороты истории). Научно-популярные тексты, включенные в учебники, соответствуют уровню изложения в детских энциклопедиях и готовят учащихся к самостоятельной работе с энциклопедической литературой, необходимой как для учебных целей, так и для  проектной деятельности.
Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Планета знаний», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).
Задания всех учебников, начиная с первого класса,  предлагают учащимся мини- исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.
В учебниках УМК «Планета Знаний» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).
 В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности учащихся. Проектная деятельность учащихся должна потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог. Возможность личного выбора в соответствии со своими интересами и возможность выхода в собственный проект создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Примеры проектов:
Выставка «Пространственные фигуры». Организовать и провести выставку моделей пространственных фигур из разных материалов, на которой будут представлены новые способы изготовления этих моделей.

Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения.

Информационный проект «Мой родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.

Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории. школы.

Творческий проект «Инсценировка басни». Выбор басен, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление.

Исследовательский проект «Как зависит сила притяжения от массы предмета». Организация исследования, распределение обязанностей, использование секундомера, сбор информации по теме и проверка выводов.

Этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр». Подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.


Мониторинг коммуникативных действий может осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях УМК «Планета знаний» на листах «Работа над проектом». На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта.
Результаты деятельности
Продуктивность деятельности педагога, ведущего инновационный поиск, определяется множеством факторов.
1. Анализируя опыт формирования коммуникативных универсальных действий в процессе учебного сотрудничества, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп.
Во-первых, коллективная и групповые формы работы обладают значительным развивающим потенциалом, обеспечивая возможность обучения и самообучения ребенка различным навыкам общения, таким как такт, внимание к собеседнику, терпение, умение обосновывать свою точку зрения, дают возможность воспитания уважения к товарищу, к работе учителя.
Во-вторых, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, приходит чувство удовлетворения не только результатами, но и самим процессом обучения.
В-третьих, повышается уровень активности школьников. Сама организация урока настолько «захватывающая», что никто из учеников не может «отсидеться», заняться посторонним делом, не участвовать в общей работе.
В-четвертых. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределение ролей, а также принцип рефлексии приводит к тому, что ученики стремятся выбирать способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы дела. А это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению учащегося, помогает развитию его творческих возможностей.
Об этом свидетельствуют проведенные исследования. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей была проведена по методике В.В.Синявского и Б.А.Федоришина.


По результатам исследования мы видим, что достаточно высокий процент детей имеющих повышенный уровень(48%) и высокий уровень(24%) коммуникативных и организаторских склонностей. Такие дети не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации, отстаивают собственное мнение. Сравнительная диагностика показывает, что, если в 3 классе 20% учащихся имели сниженный уровень коммуникативных и организаторских способностей, это дети, которые не стремились к общению, испытывали трудности в установлении контактов, не отстаивали свое мнение, то в 4 классе их уровень повысился до среднего.
С целью определения уровня сформированности коммуникативных универсальных действий были проведены тестирования учащихся:
1. Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
2. Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007) (приложение 5).
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи (интериоризация)
3.Методика «Кто прав?»
(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (интеракция)
Сравнительная диаграмма

Количественный анализ результатов мониторинга показал преимущественно высокий и средний уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Такие дети способны оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций, умеют договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
2.Следующий фактор, определяющий продуктивность деятельности педагога – это участие детей в различных школьных, городских конкурсах и фестивалях, где занимают призовые места:
Драматические постановки на традиционных школьных мероприятиях: «Новогодний калейдоскоп», «Здравствуй, Масленица», «Народные традиции».
Призеры городской конкурсной игровой программы «Парад сказок». Члены жюри высоко оценили артистизм детей во время музыкально-литературной постановки. Дети являлись авторами данной сказки.
Победители городского конкурса «Сквозь тернии - к звездам»
Призеры городской викторины «Хочу все знать»
Участники международных конкурсов рисунка.
Участники социального проекта «Этих лет не смолкнет слава», посвященного Великой Отечественной войне; проекта «Подарок детскому саду», «Школьный двор - зеленый двор», участники клуба юных экологов.
Заключение.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
В процессе реализации программы «МЫ ВМЕСТЕ» были созданы для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, проектную деятельность открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Литература.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
Алиева М.А. Тренинг развития жизненных целей. – Санкт-Петербург, 2006.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли //пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008.
Африна Е. Учебная работа в группах сотрудничества //Народное образование. – 2006, №5.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя. – М., 1990.
Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных заданий // Начальная школа. – 1990, №1.
Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. – Новокузнецк, 1996.
Журавлева Н.Т. Коллективные формы работы на уроках математики // Начальная школа. – 2000, №5.
Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. – М., 1995.
Идатчиков Н. Интерактивный урок: авторское видение //Учитель. – 2005, №6.
Канн- Калик В.А. Учителю о педагогическом общении // Книга для учителя. - М., 1987.
Канн-Калик В.А. Грамматика общения.- Грозный, 1998. Африна Е. Учебная работа в группах сотрудничества //Народное образование. – 2006, №5.
Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. – 1991, №10.
Лисина Л.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам в школе. – Санкт-Петербург, 2002.
Максимова А.А. Теория и технология подготовки студентов к развитию коммуникативных умений у младших школьников: Учебное пособие. - Орск, 2000.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2005.
Первин И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. – М.: Педагогика, 1985.
Поляков С.Д. Технология тренинга общения // Классный руководитель. – 2000, №8.
20.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991
21. Попова А.И. Сотрудничество в обучении с первых дней школьной жизни //
22. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. – Рига, 1992.
23.Рыскужина Р.С. Коллективная работа в парах сменного состава на уроках русского языка // Начальная школа. – 1998, №3.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
25. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993