Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у учащихся первых классов

ГБОУ СОШ с.Новое Усманово
м.р. Камышлинский Самарской области
















Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у учащихся первых классов









Курбангалеева Юлия Сабирзяновна,
педагог – психолог
ГБОУ СОШ с. Новое Усманово
м.р. Камышлинский









Новое Усманово
2014
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.
Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции:
предметные;
межпредметные;
личностные.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся одним из приоритетных предметов деятельности школьного психолога.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение нового стандарта начального общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога становится важной частью системы управления образовательным процессом школы, поскольку одним из направлений его деятельности является оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Оценка качества обучения критериев позволит выявить результаты модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. 
Проблема: мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов.
Объектом проектирования выступает психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС учащихся первых классов.
Предметом проектирования являются условия формирования универсальных учебных действий у учащихся первых классов.
Целевая группа: учащиеся первых классов ГБОУ СОШ с.Новое Усманово.
Целью проекта является создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся 1 классов, их успешного обучения, формирования у них универсальных учебных действий.
В ходе проекта будут решаться следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
оказание помощи педагогам в выборе индивидуального, наиболее эффективного маршрута обучения.
Основные направления деятельности школьного психолога:
1. Психодиагностическая, коррекционно-развивающая работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;
изучение обращений к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор методов работы);
формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника;
разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
4. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности ребенка к обучению в школе. Осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.  Действия самоопределения и смыслообразования (6,6 – 7 лет).
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника. Оцениваемые УУД:
Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;
Действия устанавливающие смысл учения.
Методика: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Специфической возрастной формой самоопределения в 1 классе выступает формирование внутренней позиции школьника (по Л.И. Божович). Новая социальная позиция должна быть принята ребенком, т.е. должна быть отражена в его внутренней позиции как мотивационно-потребностной системе жизнедеятельности ребенка и обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика, незрелость школьной мотивации, а в некоторых случаях даже отрицательное отношение ребенка к школе, значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий.
Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам психодиагностики имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.


II этап – первич
·ная адаптация детей к школе
Адаптация детей к школе самый сложный период для детей и самый ответственный для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и оказания помощи детям.
2. Проведение  индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Введение курса «Тропинка к своему Я», которая будет проводиться психологом во внеурочное время.
Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Организованная групповая развивающая работа с детьми, направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 
4. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в освоении универсальных учебных действий.
Большинство специалистов сходятся в том, что своевременное выявление причин школьной неуспеваемости на начальных этапах обучения и проведение соответствующей психолого-педагогической работы могут уменьшить вероятность того, что временные затруднения в учебе станут хроническими.
Причины неуспеваемости делятся на 3 группы:
В группу «внутренних» причин входят индивидуальные особенности отстающего школьника (умственная недоразвитость, физические дефекты, эмоциональные расстройства, патологические особенности темперамента и характера). Например: работа по аналогии, обучение алгоритму анализа и синтеза. Установление соотношения схемы и типа задания является важным шагом ученика к успешному усвоению общего способа выполнения задания.
В группу «внешних» причин входят особенности социальной ситуации ребенка (неблагоприятные условия в семье, плохое качество воспитания) и особенности образовательной среды (неблагоприятные условия в школьном коллективе, плохое качество обучения). Например: алгоритм поиска ошибок. Практика показывает, что более половины детей пропускают хотя бы 2-3 ошибки, преимущественно смысловые, а примерно третья часть учеников – 4-5 ошибок. Картина принципиально меняется, если детям предлагают алгоритм поиска ошибок:
- прочитай первое предложение;
- проверь;
- прочитай первое слово;
- переходи ко второму слову и т.д. до конца предложения;
- согласуются ли слова друг с другом;
- отделены ли предлоги и союзы от других слов;
- переходи ко второму предложению.
Пониженная обучаемость ребенка, т.е. недостаточная способность к обучению. Когда нет видимых причин о происхождении трудностей с применением и использованием умений читать, писать, рассуждать или выполнять математические операции. Например: акцент на личностные действия позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Таким образом строится алгоритм универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики 
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
4. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ОВЗ в ОУ, осуществление ПМПк.
Безусловна важность психоло-диагностического аспекта для успешного усвоения учебных навыков школьников. Он ложится в основу коррекционно-развивающей работы.
Здесь говорилось о регулятивных действиях (постановка целей, коррекция своих действий и.т.д.), познавательных действиях (исследование, поиск, моделирование), личностных действиях (осмысление, осознание, нравственные нормы).
Психологическая диагностика и сопровождение  участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов являются основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы. 
Ожидаемые результаты проекта:
1. Способность учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу;
2. Развитие активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них;
3. Преодоление детского эгоцентризма, осознание учащимися мыслей, чувств, стремлений и желаний окружающих. Умение высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.
Способы представления результатов: заключение педагога-психолога.
Ресурсное обеспечение проекта: Пакет диагностических методик, программа «Тропинка к своему Я».





















Список использованных источников и литературы:

1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.
2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение,2008 г.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.
5. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты [Текст]: монография / И.А. Гришано-ва. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006. – 136 с. (8,5 п. л.).
6. Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.
7. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.
8. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
9. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.












13PAGE 15


13PAGE 14215




15