Статья: Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС.


Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС.
Павлова Е.В., учитель английского языка МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани.
Аннотация. В данной работе кратко рассмотрены особенности формирования УУД на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС.
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных результатов образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Обучающийся должен быть готовым к быстрому реагированию на обновление знаний и требования рынка труда, самостоятельной постановке целей, проектированию путей их реализации, контролированию и оценке своих достижений. Иначе говоря, должно формироваться умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Поэтому актуальной является сегодня проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», развить у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Таким образом, актуальность данного доклада обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка, являющихся главной составляющей «умения учиться», что является требованием ФГОС.
Развитие УУД на уроках иностранного языка особенно важно, так как обучение языку проходит вне языковой среды при ограниченном количестве времени для каждого из учеников. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу дома.
Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
Основой умения учиться является формирование универсальных учебных действий, о которых пойдет речь. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Чему мне учиться? Зачем? Как мне это научиться? Чему я научился и что еще мне следует сделать? Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
1.Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Ознакомившись с программой формирования УУД, многие учителя задаются вопросом: «Когда же нам все это успеть?». Ответом на этот вопрос является то, что современные УМК, в частности «Английский в фокусе», написаны уже с учетом нового стандарта, и в них включены упражнения и задания на формирование УУД. Необходимо просто разобраться, что это такое, чтобы можно было идти на урок с новой установкой и новым пониманием целей и задач урока.
Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью учитель обращается к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Тексты о музеях России, дне города, российских городах-миллионерах, путешествии по России позволяют учащимся осознавать себя гражданами своей страны. Тексты о школе, семейном гербе и создание собственного герба формируют ценности общества и семьи. Обсуждение будущей профессии помогает вырабатывать свою жизненную позицию в отношении своего будущего. Таким образом, у учащихся формируется чувство гордости за свою семью и свою страну, уважение к своему народу. Учащиеся выполняют различные проектные работы и имеют возможность разместить их в Интернете. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.
2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
1. Целеполагание.
2 Планирование
3. Прогнозирование
4. Контроль
5. Коррекция
6. Оценка
7. Волевая саморегуляцияДля диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
“преднамеренные ошибки”;
поиск информации в предложенных текстах для чтения, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
взаимоконтроль;
“ищу ошибки”.
3. Познавательные УУДсостоят из следующих компонентов:
Анализ явлений,
Определение понятий,
Классификация понятий и явлений,
Логика рассуждений,
Критическое (обоснованное) рассуждение,
Выявление причин и следствий,
Дифференциация понятий и явлений (выделение лишнего элемента),
Формулирование умозаключений,
Доказательность выводов,
Поиск и хранение знаний, включая использование ИКТ
4. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На уроках английского языка формируются все виды универсальных учебных действий. Методика их формирования зависит от возрастных особенностей учащихся, педагогического мастерства учителя. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Это требует от учителя постоянной, систематической, целенаправленной, творческой работы по формированию УУД.
Использованная литература:
Английский в фокусе, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс
Speakout, журнал для изучающих английский язык, 4(86) 2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. — М., Просвещение, 2008.
Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 3.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.